Трибуна Народа

СВОБОДА СЛОВА ДЛЯ ВСЕХ!

 Ваша реклама на нашем сайте

КОНСТИТУЦИЯ ГАРАНТИРУЕТ, А ТРИБУНА НАРОДА РЕАЛИЗУЕТ ПРАВО НА СВОБОДУ СЛОВА ДЛЯ ВСЕХ, А НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ХОЗЯЕВ СМИ

Навигация
Главная
Новости
Статьи
Народный журналист
Народ о законах
Религия
Без политики

ЗДЕСЬ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА

Погода, Новости, загрузка...
 
Главная arrow Статьи arrow Татары называли Сирка Урус-шайтаном

Татары называли Сирка Урус-шайтаном

17.10.2013

Татары называли Сирка Урус-шайтаном фото

"Як помру, одріжте мою руку, то буде вам защита", - Сірко.

 

И свои и чужие, и друзья и недруги - все одинаково отзывались о Сирке, как о человеке замечательных военных дарований. Польский король Ян Собеский писал о нем: "Сирко - воинъ славный и въ ратном дЪлЪ большой промышленникъ". Украинские летописцы называют его сильным, т. е. великим ватагом, славным кошевым атаманом, а малороссийские историки приравнивают его к Чингис-хану или Тамерлану.

Татары называли Сирка Урус-шайтаном, т. е. русским чортом, а татарки-матери пугали его именем своих детей. Турецкий султан, постоянно тревожимый то набегами Сирка в Крым или в ногайские степи, то выходами в Черное море, издал, как говорят, фирман молиться в мечетях о погибели Сирка.

Будучи в душе и на деле истинным христианином, Сирко всегда стоял и ратовал за православную веру, за свободу русского человека; оттого он постоянно, с особенным рвением, старался об освобождении из татарской и турецкой неволи возможно большего числа христиан, без различия того, будет ли то великоросс, малоросс, поляк или литовец: "Мы услышали въ твоемъ письмЪ,- писал Сирко своему недругу гетману Самойловичу, - непотребное увЪщаніе, дабы отъ подданства нашего христіанскаго монарха не отрывались, - но сего отъ насъ никогда не будетъ... Живучи подлЪ кочевищъ (мусульманскихъ), мы здЪсь беспрестанно бьемся съ непріятелемъ креста святаго... За вЪру православную заставляясь и славу бессмертную тЪм себЪ заробляя, мы перси свои кровью непріятельскою обагряемъ."

Проводя всю свою жизнь на войне, Сирко вместе с тем отличался великодушием и редким бескорыстием, и потому никогда не преследовал слабого врага, а после войны никогда не брал на себя военной добычи. На войне он был беззаветно храбр и удивительно изобретателен; он умел с десятками козаков разбивать сотни врагов, а с сотнями молодцов побеждать тысячи неприятелей. Имя его, как предводителя, окружено было ореолом полной непобедимости, и потому враги боялись его пуще огня, пуще бури, пуще язвы моровой. Горше всех доставалось от Сирка врагам Христовой веры: мусульман Сирко ненавидел всею своею козацкой душой и всем своим "щирым" козацким сердцем. У запорожцев было верование, что чем больше кто убьет "бусурменов", тем вернее он войдет в царство божье; у Сирка эта вера сильнее, чем в другом ком, сказывалась.

И по характеру, и по всем своим действиям Сирко представлял собой тип истинного запорожца. Он был храбр, отважен, страстен, не всегда постоянен, не всегда верен своим союзникам; он любил по временам погулять и сильно подвыпить и во хмелю показать свой козацкий задор; он склонен был минутно увлечься новой мыслью, новым предприятием, чтобы потом отказаться от собственной затеи и придти к совершенно противоположному решению. То он был на стороне московского царя, то на стороне польского короля, то он поддерживал Дорошенка, то становился на сторону его врагов - Суховия и Ханенка, то выступал против последних двух и снова защищал Дорошенка. "Нужда законъ зминяє", — часто говорил Сирко и, очевидно, действовал сообразно своей любимой пословице.

Татары называли Сирка Урус-шайтаном фото

Само собой разумеется, что на переходы Сирка от русского царя к польскому королю и обратно от польского короля к русскому царю нельзя смотреть как на измену одному и верность другому: Сирко и все запорожское казачество хотя и признавали над собой протекцию русского царя со времени Богдана Хмельницкого, но все еще, по старой традиции, считали себя людьми вольными и ни от кого независимыми, — людьми, которые считали за собой право решать вопросы о мире и розмире с соседними царствами и входить в сношения с близкими и дальними царями и властелинами, но никогда, подчеркиваем, никогда, не вступал в союз со Стамбулом и Бахчисараем.

По всему этому Сирко был типичнейшей личностью, воплотившей в себя характернейшие черты и особенности тех, кто именовал себя запорожскими казаками, славными "низовыми лыцарями", Оттого запорожцы и любили Сирка; восемь лет подряд они выбирали его своим кошевым атаманом, и хотя очень часто и лишали этого звания его, но потом снова обращались к нему, как "притоманные дети к могучему орлу". Запорожцы говорили, что равного Сирку в целом мире не было, — сам Бог открыл ему это: "Сирко не только побеждал людей, он побеждал нечистых чертей. Речка Чортомлык, где стояла Сичь Сирка, оттого и называется так, что в ней был убит Сирком плескавшийся в ней черт; он только млыкнул (мелькнул) вверх ногами, когда Сирко луснул его из пистоля", и навсегда стал неуязвимым в бою, обрел отчаянную смелость и твердую руку.

Когда родился этот младенец, повитухи заголосили, а мать потеряла сознание. Дьяк, который зашел окрестить ребенка, отказался брать его на руки! Перекрестил издалека и убежал. А тот, кто всех испугал, не заплакал. Он лежал на столе и забавлялся куском пирога. А затем на виду у перепуганных родителей съел его. Мальчик родился с зубами! Потому всю свою жизнь Сирко “грыз” врагов православного христианского люда. Авторитет среди сечевиков он завоевал в новых походах на Крым 1663—1664 гг., когда снова освободил из неволи десятки тысяч христианских пленников.

Татары называли Сирка Урус-шайтаном фото

Смолоду Сирко вел себя независимо. Бился не за почести и милости, а за справедливость. Воевал и бок о бок с Хмельницким, но когда союзники Богдана Хмельницкого — крымские татары погнали с Украины пленных подолян в рабство – нагнал и наголову разбил неприятеля, освободил земляков. Именно тогда он стал известен как очень импульсивный и непредсказуемый воин. Бунтарская душа не приняла Переясловскую Раду, не присягнул московскому царю, выступил и против договора с Речью Посполитой.

Вся деятельность Сирка совпадала с самым тяжелым для Украйны временем, когда она, отторгнувшись от Польши и не успев еще слиться с Россией, находилась в "шатании", не зная, куда ей "прихилить" свою голову, т.е. оставаться ли ей за русским царем, сойтись ли снова с польским королем, или же идти к турскому султану, неверному царю.

Сколько известно из документальных данных, Сирко впервые выступил на историческую сцену сначала в звании полковника и кошевого запорожских казаков, и с тех пор в течение 26 лет, с 1654 по 1680, фигурировал между запорожскими и украинскими казаками, составляя, так сказать, главный фокус своего времени во всем Запорожье и в целой Украйне. В качестве кошевого и полковника казаков Сирко сносился с русским царем, польским королем, турецким султаном, крымским ханом и молдавским господарем и нередко завязывал в Сечи такие узлы событий, которые потом приходилось развязывать в Москве и Варшаве, Бахчисарае и Константинополе.

Как всегда неожиданно для современников полковник Харьковского слободского полка Сирко поддержал крестьянского царя Стеньку Разина и прямиком из родной Мерефы загремел в Сибирь, в Тобольск. Из ссылки его вызволили…татары с турками, которое повели такое масштабное наступление на Украину, что даже поляки официально обратились к русскому царю Алексею Романову, с просьбой освободить Сирка и дать ему возможность участвовать в военных операциях против мусульман. В последние годы жизни Серко уже не изменял Москве и неустанно поражал крымцев.

Серко жестоко отомстил султану турецкому и крымским татарам за разграбление Сечи, получил от султана богатый выкуп за пленных и написал ему "смехотворное" письмо. На знаменитой картине Ильи Репина  «Запорожцы", атаману, конечно же, нашлось достойное место. А позировал художнику киевский губернатор, чей облик в представлении Репина соответствовал внешности народного героя.

Татары называли Сирка Урус-шайтаном фото

Кошевой атаман Иван Сирко собрал ближний войсковой круг, и ветераны многих сражений «з бiсурменами» составили текст, который должен был подтвердить в глазах султана их реноме. Мы приводим его на языке оригинала, поскольку он особенно хорош без перевода.

Письмо турецкого султана к казакам

Предложение Мухаммеда IV.

«Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитесь и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.

Султан турецкий Мухаммед IV».

 

Запорожские казаки турецкому султану!

Відповідь Запорожців Магомету IV

"Ти, султан, чорт турецкий, і проклятого чорта брат і товарищ, самого Люцеперя секретарь. Який ти в чорта лицарь, коли голою сракою їжака не вб'ешь. Чорт висирае, а твое війско пожирае. Не будешь, сукін ти сину, синів христіянських під собою мати, твойого війска ми не боімось, землею і водою будем биться з тобою, распройоб твою мать.

Вавилоньский ти кухарь, Макидоньский колесник, Ієрусалимський бравирник, Александрійський козолуп, Великого й Малого Єгипта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всего світу і підсвіту блазень, самого гаспида внук й нашего хуя крюк. Свиняча ты морда, кобиляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, мать твою въйоб.

От так тобі запорожці висказали, плюгавче. Не будешь ти і свиней христіанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо і календаря не маємо, місяц у небі, год у книзі, а день такий у нас, який і у Вас, за це поцілуй в сраку нас!

Підписали: Кошевой атаман Іван Сірко зо всім кошем Запорожським".

Содержание письма было доложено султану на турецком языке, поэтому он вряд ли смог оценить его метафоричность, внутренние рифмы и утонченность особого эпистолярного стиля «поцелуй в сраку нас».

Перевод на современный русский язык

Ответ Запорожцев Магомету IV-му

Запорожские казаки турецкому султану!

"Ты, султан, чёрт турецкий, проклятого чёрта брат и товарищ, и самого Люцифера секретарь! Какой же ты к чёрту рыцарь, когда голою жопой ежа не убьёшь? Чёрт высрет, а твоё войско пожирет. Не будешь ты, сукин ты сын, сыновей христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, ёб твою мать.

Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Великого и Малого Египта свинопас, Армянский свин, Подолянская злодеюка, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, и всего света и подсвета шут, а для нашего Бога — дурак, самого аспида внук и нашего хуя крюк. Свинячья морда, лошадиная срака, мясника собака, некрещёный лоб, мать твою ёб!

Вот так тебе запорожцы ответили, никчёмный! Не годен ты и свиней христианских пасти! Числа не знаем, ибо календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, и за это целуй в сраку нас!

Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем войском Запорожским".

В 1667—1668 годах Сирко несколько неожиданно отходит в тень, став полковником Харьковского слободского полка (дислоцировавшегося в Мерефе). «Там он поддерживает связи с предводителем крестьянской войны в Московщине С. Разиным. В 1672 г. полтавский полковник Ф. Жученко арестовывает Сирко и передает представителям царской администрации». Кошевого отправили в ссылку в Сибирь. Однако благодаря заступничеству польского короля Яна ІІІ Собеского Иван Сирко возвращается в Украину (декабрь 1673 года).

В последний период жизни полководец принимает участие в десятках походов на Крым, а также на стороне московских войск в Чигиринском противостоянии (во время первого и второго походов турецко-татарского войска в 1677 и 1678 годах). В 1680 году Сирко готовится к очередному походу на Крым... В «Літопису» Самийла Величко читаем: «...того ж літа, 1 серпня, преставився від цього життя в своїй пасіці Грушовці, похворівши певний час, славний кошовий отаман Іван Сірко... поховано його знаменито... з превеликою гарматною й мушкетною стрільбою і з великим жалем всього Низового війська. Бо це був справний і щасливий вождь, який з молодих літ аж до своєї старості ...не тільки значно воював за Крим і попалив в ньому деякі міста, але також погромлював у диких полях... численні татарські чамбули і відбивав полонений християнський ясир».

Татары называли Сирка Урус-шайтаном фото

Старый атаман умер в августе 1680 года на собственной пасеке в селе Грушевка. Его тело доставили на Запорожье и похоронили со всеми почестями на казачьем кладбище острова Хортица. Позже, после разорения по указу Екатерины второй Запорожской сечи и казачьего кладбища, гроб с телом кошевого атамана И. Д. Сирко преданными казаками были тайно вывезен и перезахоронен на Великом луге недалеко от Чертомлицкой сечи. Нынешнее место захоронения находится недалеко от села Капуловка Никопольского района, Днепропетровской области. Надпись на надгробной стеле атамана гласила: «Р. Б. (Року божего) 1680 мая 4 Преставися рабь Бож. Іоань Сирко Дмитровичъ атаманъ кошовий воска Запорозкого за его Ц. П. В. (Царского Пресветлого Величества). Памят Праведнаго со похвалами». Но не пришлось ему полежать в вечном упокое.

Согласно легендам гроб с телом Сирка пять лет хранился на Запорожье и его даже возили в военные походы, поскольку умершего считали “характерником”, то есть казацким колдуном, хранившим Сечь от военных неудач и после физической смерти. Затем тело все-таки предали земле, но перед этим отрубили правую руку, которая продолжала присутствовать в военных кампаниях, сохраняя “дух Сирка”.

Из истории известно, что отношения Ивана Сирко с Российской империей были далеко не идеальны. Так, в 1654 году, будучи в чине полковника, он отказался принять присягу московскому государю, а в 1668 году «воевал» украинские города против «бояр и воевод». Не за это ли династия Романовых затаила зло на атамана, сослужившего ей в другие времена столь славную службу? Не за это ли его могила дважды осквернялась русскими войсками? Первый раз это произошло в 1709 году, по приказу Петра I, после “измены” Мазепы, разъяренный Петр І, приказал стереть Сечь с лица земли, включая и казацкие могилы. А второй – после падения сечи в 1775 году при окончательной ликвидации Сечи по приказу Екатерины ІІ. Тогда на Чертомлыцком сечевом кладбище солдаты устроили веселую потеху. Разрывались казацкие могилы, трупам отрубались головы…

Однако Сирко как кошевой атаман был похоронен по особому обычаю. Дубовый гроб ставился прямо на землю, и многотысячная вереница людей шапками насыпала над ним высокий курган, раскопать который было куда труднее, чем обычное захоронение. Утомившись от работы с наступлением сумерек, а возможно, испугавшись дождя, враги отправились спать, оставив у разрытого кургана немногочисленный караул. Наутро он оказался перебитым, а гроб с останками Сирко – увезен в очередное казацкое пристанище.

Кошевого хоронили 4 раза

Останки Ивана Дмитриевича Сирко пережили четыре перезахоронения. В первый раз его похоронили на казацком кладбище возле Сечи. Но после неудачной попытки гетмана Ивана Мазепы добиться независимости Украины по велению царя Петра I Чертомлыцкая (Старая) Сечь, основанная в 1593 году, 25 мая 1709 года (по старому стилю) была уничтожена. А заодно российские солдаты полковника Яковлева разорили и сечевой погост. Валили арканами кресты, из свежих могил вытягивали покойников, рубили им головы или вешали.

Хотели поиздеваться российские солдаты и над телом Ивана Сирко - от Яковлева был приказ вырыть его останки и сжечь. Да не успели - казаки сделали вылазку из осажденной Сечи и отбили почти уже выкопанный гроб…

Во второй раз похоронили Сирко в 30-х годах XVIII века в Капуловке. После смерти Петра I, в 1732 году, императрица Анна Иоанновна разрешила бежавшим казакам вернуться на Запорожье. Они выкупили у капуловского деда по фамилии Мазай кусок земли и похоронили Сирко уже там.

Но недолог был покой атамана: в 1775 году россияне окончательно уничтожили Сечь, а вместе с ней и могилу Сирко. Причем и в этом случае был монарший приказ: тело атамана сжечь, а пепел зарядить в пушку и выстрелить! И тут прах Сирко капуловцы спасали уже хитростью: подпоили карателей и подменили прах Ивана на останки другого покойника… Настоящего же атамана перезахоронили в клуне одного из селян по фамилии Нелипа.

Третья могила простояла нетронутой до 1967 года - когда воды Каховского водохранилища, размывающего берега, подошли к ней вплотную. И прах Сирко решили перенести на новое, более высокое место. Разрывали курган почему-то тайно - при свете фар автомобиля и карманных фонариков. Извлеченные на свет Божий останки атамана переложили в простенький сосновый гроб и перезахоронили на нынешнем месте. Кстати, казаки называли этот курган Бабиной могилой - женщинам ближе нее нельзя было подходить к Сечи. Вот они и высматривали отсюда своих мужей или женихов…

Однако коммунисты поступили не по-человечески. Ведь положили Сирко в чужой курган - в могилу какого-то скифского царя.

Но самое страшное, что останки казацкого вождя упокоили тогда без черепа! Голову кошевого атамана отправили в Москву, чтобы знаменитый профессор Герасимов сделал скульптурный портрет Ивана Дмитриевича. Вместо головы Сирко археологи, проводившие перезахоронение, положили в новый гроб череп какого-то скифа-слуги, скелет которого нашли тут же, копая новую могилу на краю кургана.

Череп атамана привезли из Москвы только в 1990 году. Но еще 10 лет после возвращения он пылился в сейфе Никопольского райсовета. И лишь 21 августа 2000 года голову Ивана Сирко присоединили к телу, переложив предварительно все кости в новый красивый дубовый гроб…

Татары называли Сирка Урус-шайтаном фото

Существует легенда, что в разгар кампании 1812 года только что назначенный главнокомандующим Михаил Кутузов, обходя строй, встретил дюжину казаков из Капуловки, известных ему по прежним походам. Пригласив старых вояк в шатер и разговорившись с ними, полководец выведал у них тайну неизменных казацких побед. Срочно была снаряжена экспедиция в Капуловку и после долгих увещеваний и взываний к патриотизму хранителя останков Ивана Сирко, тот выдал под личные гарантии Михаила Илларионовича правую руку покойного. Реликвию обнесли вокруг занятой Наполеоном Москвы, после чего судьба французов в России была предрешена. Легенда впечатляет, но все же трудно поверить, что казаки, будучи добрыми христианами, проводили подобные эксперименты.

По еще одной легенде смута и беда будут на Украине, пока не успокоится православная душа атамана.

По материалам Интернета.

Статью на ТРИБУНУ НАРОДА прислал Игорь Ченин.

 


  Комментарии
RSS комментарии
Написал(а) Родослав, в 2013-10-17 09:43:58
Загалом гарно і доступно викладений матеріал про Великого воїна СіркаrnТаємничість цієї постаті викликає захоплення
Написал(а) Ирина Москаленко, Геническ, в 2013-10-18 01:25:34
Вообще, интересно. Админ с аффтором открыли ликбез по истории Запорожья, верней запорожского казачества. Статьи о знаменитым атаманам рекомендую почитать и школьникам. Подобного рода материал, да, еще, так правильно поданный- украшение любого сайта.
Написал(а) Владимир, Краснодар, в 2013-10-18 01:52:03
На каком то сайте( не могу снова найти) читал статью Ченина об участии Азовских казаков в войне 1812 г. Уникальная статья, нигде больше о таком не читал. Жаль не сделал закладку. Где Ченин \"откапывает\" материал? не знаю.
Написал(а) Казак Мандрыка, в 2013-10-18 02:07:52
Спасибо, пусть скрипят зубами сволотовцы.
казаку
Написал(а) айболит, в 2013-10-18 07:01:44
Ты что за эзотерику куришь? Выкинь кисет, ОБНОН уже собирается за тобой.
атаману Сирко
Написал(а) украинец, в 2013-10-19 03:58:46
Защити Сирко дланью своей землю русскую от жидов и басурман. Строят они на нашей земле страшный жидо-массонский каганат. И нет на твоей земле, кровью казацкой политой, спокойствия. Разделили жиды украинцев и русских, крови словянской хотят, веру православную в торг превратили. Слова иноземные вместо русских в речь вставляют. Лихо на твоей земле- батько. Помози и защити нас, дай нам разум понять, что мы- единный народ, Батько Сирко.
Ёшкину коту (он же айболит и пр.) Кис-ки
Написал(а) Юрий Мельник, в 2013-10-25 01:58:06
Уважаемый айболит (он же ёшкин кот). В первом форуме, посвящённом моему письму Кернесу и Добкину, вы позорно бежали с поля боя, не попрощавшись. Я простил вам это позорное бегство. Запорожские казаки смелые люди, сильные духом (даже сама смерть их побаивается за это), но добрые- не добивают побеждённого врага. Я стараюсь брать с них пример и поступаю так же. Если бы вы были умным человеком, то после первого форума держались бы от моих форумов как можно дальше- не подходили бы к ним и на пушечный выстрел. Но особым умом вы не отличаетесь. Да какой ум может быть у неразумного животного, именем которого вы часто пользуетесь. Поэтому вы полезли в бой со мной на втором моём форуме, посвящённому письму Тимошенко. Второй раз вам уйти, не попрощавшись, я не могу позволить. Или признайте своё поражение, назвав своё настоящее имя (станьте наконец-то человеком), произнеся семь слов :\"Виноват. Прошу меня простить. Больше не буду\". В друзья я вам не набиваюсь, хотя рад что мы подружились с Родославом и Василием (С. Кувалдой). Не желаете, тогда поднимите упавшее из ваших рук ваше оружие (неприличные остроты, грубые оскорбления, лживость, злое отношение к людям) и продолжайте бой с моим оружием- честностью, порядочностью, уважительным отношением к людям, верой в Бога. Извините, что, напрасно прождав вас с извинением три дня, вынужден вытаскивать вас за уши, как нашкодившего облезлого кота, из других форумов. Не надейтесь спрятаться от меня там или в другом месте планеты с красивым названием Земля. По присущему вам любопытству, вы имели неосторожность посмотреть мне в глаза на моей фотографии, хотя я просил это сделать лишь Его Преосвященству, и то лишь в том случае, если он захочет сказать мне в третий раз оскорбление \"фарисей\". Поэтому, если вы даже зароетесь в землю, я вырою вас и из-под земли. Добрым, честным, порядочным людям, таким как настоящие запорожские казаки, бояться смотреть мне в глаза нечего- они увидят обычного человека, такого же, как они сами. А вот таким грязным душам, лживым и злым, как ваша, этого бы не следовало бы делать. Жду продолжения диалога.rnrnrnnullnullnull

Добавить комментарий
  • Пожалуйста, оставляйте комментарии только по теме
Имя:
E-mail
Домашняя страница
Тема:
BBCode:СсылкаEmailЗагрузить изображениеЖирный текстКурсивПодчёркнутый текстКавычкиCodeСписокПункт спискаЗакрыть список
Комментарий:



Код:* Code

 
 
Актуально
ЗДЕСЬ МОЖЕТ БЫТЬ ВАША РЕКЛАМА
 
РЕКЛАМА

© 2006 «Трибуна Народа» При цитировании ссылка на сайт обязательна

Украинский портАл