СЪЕЗД КПСС, МОЛОДОЙ И СТАРЫЙ КАПИТАЛИЗМ, БАБЛО И РАКУШКИ
30.03.2025
Всё просто: в страну привозятся наивные, верящие в «честный бизнес» «легионеры». А дальше с небольшими вариациями производится их элементарный «кидо́к».
Вообще-то, если бескорыстно кому-то помогаешь, то хвастаться не принято... (а то, какое же это тогда бескорыстие). Но... в том случае – это не про себя рассказ, скорее есть..; а про «новую историческую общность людей», как её на каком-то партийном съезде назвали. И которой к тому времени, уже официально, вроде и не было. КПСС, которая тоже уже лет десять, как «распустилась», эту «общность» в своих документах напоследок определила, как «советские люди».
И вот, что интересно: Советский Союз развалился, коммунисты-большевики тоже «направляющей силой» быть перестали, бывший «советский народ» при «демократии» и «молодом капитализме» жил, прямо сажем, в это первое десятилетие «нового времени» - не «жил», а выживал. Но, вот встретил один из его представителей (в моём лице) человека, которому в тот момент явно тяжелей жилось, и не смог мимо пройти. Сделал то, что ни одному цивилизованному немцу, или англичанину даже и в голову бы не пришло. Не Бог весть как, но, хоть малым, но помог. Хотя «время первоначального накопления капитала» уже, честно говоря, научило, что всем не поможешь. Как тогда в самые трудные годы говорили: «Себе бы помочь...».
Значит, что-то хорошее из той идеологии забытой в людях осталось... Другой раз и задумаешься: может поторопились сразу всё, что человечное и человеческое в «советское время» на́жили, «на свалку истории» выбрасывать-то? Это по большому счёту... А может я просто вспомнил, как и сам совсем «по историческим меркам» недавно за жизнь боролся отчаянно; да ещё и в ужасно далёкой от дома стране... И, собственно, хоть и приходилось на доброй старой «Ашме» свой хлеб немалым потом зарабатывать, но по сравнению с «бомжеванием» в довольно благополучном Уругвае, например, теперешнее житьё было даже и вовсе ничего себе...
Можно было на рикше «кататься» и заграничную водку покупать... А вот во времена, когда вовсе незнакомый капитализм вдруг неожиданно грянул, нас - необстрелянных ушлые бизнесмены-предприниматели завербовали в той южноамериканской стране рыбодобывающую отрасль поднимать. Ну, не то, чтобы всю, но один вполне приличный траулер мы им отремонтировали и пошли на нём в океан рыбу ловить. И поначалу всё было даже недоверчиво, как хорошо: пару «заплывов» сделали, два «груза» полных сдали, зарплату сполна получили и даже «отметить» это дело умудрились. Очень культурно, кстати: без всяких там «Э ге-гей!» и «Ты меня уважаешь?». Наши «большие боссы» даже и не знали ничего.
Но вот потом, как в исторических мемуарах пишут, «что-то пошло не так...». Сначала незначительно: уважаемые «боссы» за время стоянки в порту не успели за сданную рыбопродукцию деньги получить, но пообещали, что после очередного выхода в море зарплату получим аж за два «рейса» сразу. И, хотя полные трюма́ рыбы «наморозить» (а перед этим её ещё и поймать!) – это где-то месяц уйдёт, но решили моряки подождать. В конце концов, у «начальства» тоже свои трудности имеются.
Свои трудности мы тогда успешно преодолели и тысячу тонн скумбрии через четыре недели честно привезли. Бизнесмены, не поверите, радовались, как дети! Каждому моряку сразу дали по зелёной бумажке с портретом уважаемого американского «человека и города». За остальными «бумажками», сказали, завтра поедут в банк. Правда «завтра» у них не получилось: выгрузка была, потом топливо брали, снабжение всякое грузили... Это всё экипаж, конечно делал, но «господа в галстуках» тоже озабоченно суетились, звонили по телефонам и нервно курили. Даже неудобно было со своими меркантильными вопросами к таким занятым людям соваться.
Когда уже полностью судно к выходу в море подготовили, критический момент настал! Как их самый главный капиталист сказал, будет одно из двух: или первыми успеют деньги из банка привезти, или портовые власти «добро» на выход судна дадут. И тогда уж – извините: буксиры ждать не будут! И, как мы не выглядывали, не мчится ли к причалу чёрный «Мерседес» с «бабло́м», но диспетчер порта его («Мерседеса»), как потом в радиограмме разъяснили, просто на пять минут, таки, опередил! И наш траулер «вытолкали» за мол: «Счастливой рыбалки! Ваши деньги вас ждут в офисном сейфе».
Но не дождались... Как потом выяснилось.
Мы только с моря пришли – какие-то местные ребята с необходимыми бумагами, со своим начальством, погрузчиками и грузовиками наш улов по стахановски за полтора суток увезли, а потом пришёл мужик с портфелем и сказал, что судно арестовано, так как фирма-оператор потерялась в волнах свободного предпринимательства. Нашей зарплатой он (мужик) заниматься не уполномочен, а уполномочен снять команду, все двери на «пароходе» опечатать и документацию изъять. А кто будет «препятствовать», к тому сейчас приедет «гвардия цивил» («менты» -по нашему!).
Вот такая жизнь – похожая на зебру: полоса белая – полоса чёрная, и очень быстро бежит. Ещё вчера мы были навигаторами, механиками, специалистами по добыче и обработке морских богатств; при работе, крыше над головой и меню на стенде перед входом в столовую. А сегодня мы стали нелегалами-иностранцами без знания языка, без работы и жилья, и с очень небольшой суммой денег «на кармане».
Знающие люди сразу прояснили, что в среднем двух наших зарплат, которые мы успели получить, хватает ровно на половину билета на самолёт до Москвы (это был самый дешёвый и простой первый этап маршрута пути домой). Местные «бичи», которые все оказались бывшими земляками по СССР и СЭВ, по братски посоветовали, что «крышу над головой» (и заодно – палубу под ногами) можно найти на старых судах, которые или стоят «в отстое», или арестованные, как наше, или забытые и ждущие, пока потонут прямо у причала; или их на металлолом порежут. Был там в порту такой глухой угол, где вся эта экзотика теснилась.
И мы оказались далеко не первые морячки́, попавшие под хорошо обкатанную «схему».
Всё просто: в страну привозятся наивные, верящие в «честный бизнес» «легионеры». А дальше с небольшими вариациями производится их элементарный «кидо́к». Причём, со своими партнёрами, государственными органами и банками «свободный предприниматель» рассчитывается добросовестно, а «крайними» остаются непосредственные создатели прибавочной стоимости. Всё строго согласно теории Маркса! Прибыль – «трёхсотпроцентная», риск – минимальный: ни профсоюзы, ни правоохранители всерьёз заниматься находящимися «на птичьих правах» иностранцами не будут.
Как нас проинформировали «Бывшие Интеллигентные Человеки», «найти правду» в такой ситуации практически нереально. Поэтому они посоветовали, пока суть да дело, не «ждать милостей от природы», а в темпе выгрести все продуты из «провизионки» и присоединить к своим личным вещам «казённые» матрацы, подушки, одеяла... И вообще всё, что можно вынести на причал за те три часа, которые местные власти дали нам на «эвакуацию». Кстати, оказалось, что вытащить можно было весьма много... Мы с мотористом, например, весь ремкомплект для вспомогательного двигателя в одеяле вытащили.
Продукты из «холодной» кладовой, а также три тонны мороженной рыбы ценных пород, которую отобрали с улова и хранили для потребления экипажем, пользуясь наступившими сумерками сразу купили оптом так называемые «чинчёвщики». («Чин-чин» - это на международном языке предложение продать чего-то, или обменяться). Остальное было переправлено на новое «место жительства» с помощью тех же тружеников полулегального бизнеса, которые предоставили свои услуги, очевидно, с перспективой дальнейшего плодотворного сотрудничества
И таки да, - эти мелкие негоцианты, как показала дальнейшая практика, значили очень много в нашей дальнейшей битве за жизнь и билет домой. Неискушённому человеку невозможно даже представить, чего только нельзя было бы им продать! «Бэушная» наволочка и комплект коктейльных бокалов из столовой – это ещё сущие пустяки; при нас одни заслуженные уругвайские «бомжи» родом из прекрасного города Баку «толкнули» целую якорь-цепь с бесхозного «лайнера». По частям; причём пилили её ручной ножовкой. Вы, вообще, такую цепь с пятитысячетонного сухогруза представляете?! Торгово-производственный кооператив имени Александра Балаганова. Последний кусок в небольшой грузовичок не влез, и метра четыре волочилось за ним по земле, когда он тёмной ночью увозил добычу в свой пиратский лабаз.
Благородный и интеллигентный читатель скорей всего такими действиями возмутится. И, с точки зрения законопослушного гражданина, будет, конечно, прав. Но я, к сожалению, поимел в той солнечной стране циничный опыт, как высоконравственная точка зрения быстро уступает место вполне себе гангстерским устремлениям. Когда понимаешь, что вокруг большой город и плохо-мало трёхмиллионная страна, но твоё состояние и даже само существование абсолютно никого не интересует. От слова «совсем». И «спасение утопающих – дело рук самих...» -ну, дальше вы знаете; о, великие классики!
Ещё такой трансформации взглядов очень способствует угнетающе однообразное меню, состоящее целый месяц из жареных, пареных, варёных, молотых и т.д. куриных желудков (в «простонародии» – «пупков»). Как компромисс между необходимостью экономить деньги, но и что-то белковое потреблять, когда по десять часов в день «шкрябаешь» ракушку с днища судов, эти смехотворно дешёвые «субпродукты» были единственно доступной «роскошью», которая вписывалась в «бизнес-план» возвращения на Родину.
Когда всё спасённое с нашего «тонущего корабля» распродали, то все начали пристраиваться к какой-нибудь оплачиваемой деятельности. Она могла быть самой разнообразной. Кому удалось «поймать удачу», те стригли и поливали газоны. Кто-то на стройку подался; но самую козырную работу нашёл радист, который немного говорил по-испански. Он выгуливал собачек у вдовы российского эмигранта «первой волны»! Это, которые после Великой Октябрьской революции ещё уехали. То есть, - его мальчишкой родители увезли; и денежки какие-никакие у папы, наверно, были. Потому что семья, по всему видно, не бедствовала. С собачкой, вот, специалист с высшим образованием гулял...
Мы его ещё просили, чтобы он какую-нибудь косточку у «братьев меньших» стащил и нам для супа принёс. Но его до кормления «мосек» не допускали. Но, деньги платили, по нашим меркам огромные! Ну, да: он же объяснил доброй старушке, что земляку её покойного мужа надо «ра́пидо – ра́пидо на ка́са» (быстро – быстро домой).
Но и другим упорство и последовательность давало свои плоды, и заветная сумма у многих стала появляться; так что ряды наши понемногу редели. И «советское воспитание», кстати, тоже своё влияние привнесло. Поскольку предыдущая зарплата, в зависимости от должности, у моряков была разная, то некоторые и быстрее могли «наскирдовать» нужное количество заветных «американских рублей». И вот мой непосредственный начальник Миша, например, как только наши общие предыдущие «накопления» и подённая зарплата в местном доке доросли до стоимости двух билетов, тут же их на двоих и купил.
Деньги я ему, конечно, потом отдал, но в том случае не платёж, скорее, был «кра́сен», а больше само «одалживание»; меня это тогда минимум на месяц раньше из «капиталистического рая» вызволило. И хотя мы оба, как говорится, «ступили на родной порог» с абсолютно пустыми карманами, но зато с бесценным опытом «новой жизни», верой в силу человеческих отношений и сознанием, что «советский» менталитет», при определённых условиях, тоже является, возможно, самым ценным капиталом. И командир мой тогда (как и положено командиру) в этом мне хороший урок преподал. Так что, в истории с гражданином интенсивно развивающейся Индии мне было с кого пример брать.
Хотя это, конечно, был абсолютно незначительный эпизод в бурной моряцкой жизни, да ещё и «на стыке двух эпох». И не стоил бы он упоминания, если бы не всколыхнул воспоминания и о собственной нищенской эпопее, да-а...
Но кое-кому в Индии тех времён всё же жилось не в пример лучше, чем местным рикшам, или уругвайским бомжам. Хотя и не высший «брамин-йог» был тот запомнившийся гражданин, и тоже, практически, живущий на улице. Но - Боже мой! – с таким повышенным уровнем комфорта, что турецкие «две звезды» отдыхают!
Продолжение следует:Падишах, стакан, морская сомнология и шахтёры.