В отличие от центристских как в идеологическом, так и в геополитическом отношении НДП и СДПУ(о), Партия регионов появилась как «партия городского левобережья». Развитие местного самоуправления, региональной самостоятельности, политической автономии крупного бизнеса – все эти идеи к настоящему моменту либо трансформировались до неузнаваемости, либо канули в политическое небытие вместе с их авторами.
Если бы не ситуация с выборами в 2004 году, Партия регионов не вышла бы на такой уровень популярности. А появление в украинской политике «организованного оранжизма» вознесло «донецкую» партию на высшие позиции. В результате за регионалов голосовали как за единственных спасителей от неожиданного несчастья. Весь рейтинг «партии Ахметова» - это был перевернутый рейтинг оранжевых и Ющенко. Голосуя за Партию регионов, люди голосовали прежде всего за анти-оранжевую, контрреволюционную, если угодно, партию.
И внезапно обнаружили, что анти-оранжевость регионалов сильно преувеличена. Равно и как их решительность, настойчивость, последовательность и т.д. Оказалось, что ПР постоянно упирает на экономику прежде всего потому, что политика ей практически безразлична. Понятное дело, не всем. Но «умеренному» ядру точно. После убийства Кушнарева поведение высшего эшелона регионалов стало более откровенным (мы писали об этом в статье ««Черные» стороны компромиссов: прощай, Янукович»), и партия стала организацией крупной финансовой номенклатуры. Яркий пример – лидер парламентской фракции Раиса Богатырева, человек с лицом советской продавщицы и сознанием чиновника от капитала.
Финансовые чиновники, как и любые бюрократы, добравшись до должности, пребывают на ней в полной уверенности, что их позиции неуязвимы. Так же ведет себя и верхушка ПР. Даже досрочные выборы не особенно задели умиротворенное коллективное «я» ахметовско-богатыревской компании. Фраза «ну, пусть выборы, мы все равно их выиграем» прозвучала еще в самом начале чехарды с роспуском парламента. А раз все равно выиграем, значит, можно согласиться на выборы, невзирая на их законность.
Как ни крутить, а компромисс по поводу выборов с президентско-оппозиционной братией был политическим предательством. Не партнеров по коалиции, а избирателей. Потому что это был компромисс на условиях противника. В 2004 Янукович отдал власть тем, кому она не должна была принадлежать, потому, что ему не хватило решительности. И ответственность за временное торжество оранжевого путча лежит на нынешнем премьере не в меньшей степени, чем на тогдашнем и нынешнем президентах. И теперь, в 2007 году, уже по причине самоуверенности, он опять отдает власть. Это поведение не политика, это поведение клерка, чиновника или – менеджера среднего звена.
Как говорят в народе: «А что их волнует, кроме денег?» Правильно говорят. Чем иначе объяснить полную сдачу идеологических требований? Ни один из идеологических пунктов программы регионалов не просто не выполнен – о них даже вспоминают только в других партиях. Русский язык оказалось «невозможно» сделать государственным, ЕЭП вообще исчезло из политического словаря, на теме федерализации просто-таки висит совместный замок – от президента и премьера. Даже в НАТО Украина не вступила, видимо, только благодаря коммунистам.
От полной сдачи всей предвыборной идеологии Партию регионов «спасали» партнеры по коалиции, и отдельные представители самой ПР, не принадлежащие к «умеренному» крылу – такие, как Болдырев, Тихонов, Сивкович. Регионалы решили, что вовсе не обязательно быть анти-оранжевыми, чтобы оставаться при власти. Им захотелось стабильности для себя, чтобы «деньгам было спокойно», а отчего бы при этом не договориться с бывшими врагами? Но: люди голосовали за анти-оранжевую ПР. Даже если на досрочных выборах по инерции за регионалов снова проголосуют так массово, как в 2006-м, это будет последний их успех. Потому, что люди, договаривающиеся с «бывшими» врагами, которые ведут себя совсем не как «бывшие», - это ненадежный выбор.
Слишком часто регионалы позволяли себе заявления о готовности к уступкам, о «непринципиальности», а то и вовсе отсутствии идеологических противоречий между ними и «Нашей Украиной». Слишком очевидной становилась действительная причина противостояния – не поделили деньги. Но голосуют-то люди в том числе и за идеологию. А после 2004, когда каждое оскорбление в адрес Януковича, воспринималось как личное оскорбление всему Юго-Востоку, идеология стала едва ли не основным фактором.
Но проблемы не только в идеологии. «Главное, чтобы люди могли обеспеченно жить» - вот регулярно озвучиваемая позиция регионалов. Чего тут спорить – это если и не главное, то очень важное. Ну и где она, обеспеченная жизнь? Можно хвастаться в рекламе «Евром-2012», можно рассказывать об инсинуациях оппонентов – но цены-то растут. И не только на «оранжевый хлеб», и не только сейчас. Понятно, что после экономического и внешнеполитического Армагеддона в исполнении двух оранжевых правительств деятельность регионов смотрится очень выгодно. Понятно, что разгрести наследие даже полутора лет оранжевого режима – очень и очень сложно. Но Партия регионов в своем правлении пропустила столько экономических «торпед» - таких, как рост тарифов ЖКХ, цен на продукты, общей инфляции, – что ощущения «повторного успеха» по образцу 2002-2003 гг. нет и в помине.
И все это – на фоне необъяснимого дружелюбия по отношению к президенту, вызывающему у большинства избирателей ПР стойкое отвращение. На фоне сдачи всех своих лозунгов. На фоне превращения ПР в финансово-номенклатурное болото, в союз чиновников и бизнесменов. На фоне вялости, нерешительности, неустойчивости и чисто делового пренебрежения принципами. Когда единственным плюсом ПР остается память людей о том, что пару лет назад слово «Янукович» было антонимом к слову «Ющенко».
Пока что рейтинг регионов обеспечивают оранжевые: когда они начинают критиковать ПР, тут же инстинктивно отказываешься признавать за регионалами какие-либо недостатки. Но заслуживают ли они такого отношения? Нет. Делец – это, может быть, и хорошо. Но только не в политике.