Вообще во всей этой ситуации слишком многое говорит о провокационности поведения Юлии Тимошенко. Уж слишком активная реакция на бюрократические сложности. Очень часто тот, кто громче всех настаивает на применении теории заговоров, сам является заговорщиком. В нашем случае заговор, видимо, сводится к провокации. Да, действительно, в законе крайне невразумительно прописано, что означает пункт «место проживания». Но – невразумительность можно толковать как угодно, на то она и невразумительность. Да, действительно, есть решение Конституционного суда еще в 2000 году, о том, что под упомянутым словосочетанием должно понимать административно-территориальную «принадлежность» гражданина – то есть, собственно, в городе, в поселке или в селе проживает человек.
Но. Конституционный суд, если я не ошибаюсь, у нас нелегитимен – по мнению оранжевых. Вспомните ситуацию с рассмотрением указа президента. Значит, к решениям этого суда лучше не обращаться, ведь так, по логике? Кроме того, есть еще два аргумента. Ошибка допущена не такая уж фатальная, никто не мешал быстренько заполнить документы как надо. И зарегистрироваться. Однако «обиженная» сторона предпочла скандал. И не просто скандал. Ведь скандал можно было учинить и по-другому. Например, с теми же громкими обвинениями подать заявление в суд – и, победив в суде, отпраздновать победу регистрацией. Но для подачи искового заявления совершенно необязательно выводить на площадь людей! Понятно, что для Юлии Владимировны это уже некий рефлекс, опять же, нельзя упускать повод появиться на сцене. Но слишком уж велика вероятность, что и повод сфабрикован ко времени. Реклама и пропаганда, кстати, по идее своей не отличаются от стандартного БЮТовского хода: они обижены и борются за справедливость. Она, правда, уже свершилась, судя по бютовским же бигбордам, но, видимо, не до конца.
Вероятность того, что это все «происки врагов», крайне мала. Потому как врагам эти происки ничего не дают. Смысл придираться к БЮТу, если все равно не удастся снять его с выборов? Да и зачем снимать? Нет слов, и регионалы, и, пожалуй, президент не отказались бы избавиться от Тимошенко. Но только действительно избавиться, вывести из политического процесса, а не подкидывать ей же материал для активной рекламы.
Фраза же о «коалиции и окружении президента» тоже не случайна. Это напоминание: дескать, будьте бдительны, они хотят договориться, поэтому надо голосовать за наш блок. В принципе, верное напоминание: они - регионалы и «президентские» - не прочь договориться. Только это вовсе не означает, что надо голосовать за Тимошенко.
Любопытно, что президент при этом – в лице своего секретариата – ведет более, чем миролюбивую линию по отношению к Тимошенко. Во вчерашнем выступлении Ставнийчук было сказано, что, несомненно, ЦИК виноват, и надо подавать в суд, который, конечно, БЮТ выиграет. Потому, что ЦИК, как минимум, бездействует, а это нехорошо. То есть, президент поддерживает – вроде бы – Тимошенко. Однако ответной реакции с ее стороны нет. Видно, не очень-то Юлия Владимировна довольна этой поддержкой…
При этом сам президент идет по тропе популизма семимильными шагами. Его настойчивые выступления по отмене неприкосновенности весьма проникновенны. Однако с чего бы вдруг его так озаботила эта проблема? Почему бы не начать с собственной неприкосновенности? Потому, что Ющенко (и его политтехнологи) прекрасно знает, что нет ничего приятней для народного большинства спустить вышестоящих людей (неважно, заслуженно или не заслуженно стоящих выше) на свой уровень. Мол, «а че это у нас нет неприкосновенности, а у них есть»?
Ответ, кстати, очень простой – потому, что «они» - депутаты, а вы – нет. Неприкосновенность, между прочим, это, в том числе, инструмент депутатской деятельности. А в Европе – и вовсе один из главных «гарантов» демократии. В европейских государствах почти во всех неприкосновенность депутатов присутствует. Она лишь ограничена – строго и четко, по ситуациям. Ограничить ее, может быть, и нам не помешало бы. Но отменять? Все-таки лучше начать с президента.
И в этой своей настойчивости Виктор Ющенко проигрывает Тимошенко, потому, что начинает ее повторять. Ведь это ее привычка – трагическим голосом долбить о совершенно незначимых вещах. Причем желательно – со сцены.