Украинская армия готовится к досрочным выборам. Министр обороны Анатолий Гриценко, баллотирующийся по списку блока "НУНС" (даже не спрашивайте, что это такое), подписал специальную директиву на этот счет. В день голосования (30 сентября) всем военным предоставляется четырехчасовой отпуск. Даже тем, кто сидит на губе. По мнению Гриценко, четырех часов, проведенных перед портретом неформального лидера "НУНСа", вполне достаточно, чтобы сделать правильный выбор.
Практически сразу после выхода в свет армейского циркуляра за подписью министра обороны в Кировограде была замечена группа солдат понурого вида, которые как бы по собственной инициативе расклеивали листовки, рекламирующие социально-политические инициативы Виктора Ющенко. Для информации: Ющенко Виктор Андреевич считает себя президентом Украины и гарантом нации. Работает в Секретариате Виктора Балоги. Получил задание обеспечить нужный процент на выборах для одного из блоков, название которого мы приводить не станем, хотя это "НУНС". Контроль за выполнением задания возложен на Васюныка.
Солдаты срочной службы, работающие по своей инициативе, – это достаточно парадоксальное явление. Даже для стран НАТО. Тем не менее, военные и зэки традиционно являются наиболее устойчивым и контролируемым электоратом для любой недемократической власти. В данном случае министр обороны Гриценко не является оригинальным. Помню, в советские времена в день выборов (честно, не помню, каких) меня ласково разбудил сам старшина (!) до подъема и предложил откушать в столовой праздничный завтрак, предварительно выполнив свой гражданский долг. Спросонья я ломанулся в туалет, но, как оказалось, долг надо было отдавать в другом месте. Хотя тоже с бумажкой. Поскольку никто толком оправиться не успел (старшине приспичило первым доложить о стопроцентной явке к урнам), то процесс шел быстро и без задержек. Командование контролировало, чтобы никто из военных не пристраивался отлить за кустами в районе клуба, где был установлен одинокий стенд с нашим правильным выбором. Старшина был настолько любезен, что сам провожал представителей электората в кабинку и помогал военным справить свои нехитрые предвыборные дела. Причем он тактично задергивал шторку, а сам заходил с другой, незащищенной материей стороны. Наверное, европейские наблюдатели не одобрили бы подобного способа организации волеизъявления. Зато мы были счастливы, поскольку могли без помех добраться до другой кабинки. Физиология – лучшая форма предвыборной агитации!
Трудно сказать, содержится ли в секретном предложении к директиве министра обороны об обеспечении выборов пункт насчет применения физиологических мер воздействия к личному составу. Ну там не пускать в парашу до полной и окончательной победы "НУНСа". Наверное, это низко и подло сомневаться в кристальной честности министра обороны, который на все обвинения в свой адрес предлагает застрелиться. Естественно, тем, кто обвиняет его в коррупции. "Но, господа! Как хочется стреляться… Среди березок средней полосы".
Кристальной души человек, скажу я вам. Он просто не в курсе того, что происходит в армии. Так бывает. И, естественно, депутатский мандат Анатолий Степанович стремится получить лишь для того, чтобы недрогнувшей рукой снять с себя неприкосновенность. Очень похвальный поступок. Логичное продолжение данного мужественного шага – предстать перед судом. Добровольно. Без всякого принуждения. Иначе зачем снимать с себя неприкосновенность? Гриценко должен добровольно разоружиться перед партией и главой Секретариата, поскольку рукописи, как известно, не горят. Особенно официальные документы, снабженные подписями и печатями.
Менее года назад (сентябрь 2006 года) Контрольно-ревизионное управление провело проверку деятельности Министерства обороны в сфере управления недвижимым имуществом. Выяснилось, что недвижимость оказалась очень даже подвижной, поскольку военные специалисты легко и непринужденно приделывали к ней ноги. Анатолий Гриценко страшно разволновался по данному вопросу. Он даже вызвал генерального прокурора Александра Медведько… нет, не на дуэль. Гриценко предложил ему дебаты. То есть совершить публичный акт на глазах у телезрителей двух центральных телеканалов страны. Медведько, как человек, воспитанный в традициях советских времен ("В СССР секса нет!"), отклонил нескромное предложение министра обороны. Не хватало еще дебатировать по поводу уголовного дела. Это чересчур демократично даже для стран-членов НАТО. Попытки Гриценко склонить своих обвинителей к суициду тоже не увенчались успехом. Инцидент тогда удалось замять, но дело осталось. И у Анатолия Гриценко появилась хорошая возможность удачно снять с себя неприкосновенность, чтобы ответить на накопившиеся вопросы. Причем не только те, которые касаются использования армейских ресурсов в ярко выраженных электоральных целях.
Роковая цифра преследует Анатолия Степановича на должности министра обороны. Две шестерки через запятую и со многими нулями: 6,6 миллиардов гривен. Именно такова цена армейской деятельности Гриценко. Причем за год. Цитируем документ, который вызывает у министра повышенное раздражение: "Без наличия законодательных оснований Министерство обороны получило 252,8 млн. гривен по инвестиционным договорам на строительство на землях Вооруженных Сил". Я, конечно, понимаю творческий замысел министра. Он хочет сформировать в Украине цивилизованный рынок земли. У многих компаний есть средства, которые они готовы вложить. Почему бы им не помочь? Тем более что возникают неучтенные денежные отношения. Конечно же, Гриценко не в курсе, куда деваются миллионы. Сами понимаете, не до того. Страну надо в НАТО готовить. Опять же систему противоракетной обороны вместе с американскими товарищами налаживать. Потом базы пойдут. Надо отработать схему размещения объектов. А тут нашлись умные головы с погонами, которые уже на практике апробируют европейские, то есть очень прогрессивные инвестиционные технологии.
Идем дальше: "Вследствие реализации недвижимого имущества ВС и предприятий Министерства обороны по ценам, ниже рыночных, государство утратило 1 миллиард 865 миллионов гривен. Вы когда-нибудь переводили подобную сумму в евро? Попробуйте. Получается симпатичная цифра – почти 290 миллионов. Выходит, если с умом подойти к вопросу, то армия у нас не такая уж и бедная, как кажется на первый взгляд. И, чувствую, есть кто-то, мимо кого подобные суммы не прошли. Подозрения к делу не пришьешь, однако сразу после сложения депутатской неприкосновенности у бывшего аналитика центра Разумкова появится прекрасная возможность доказать свою правоту в судебном порядке.
Например, почему по прямому указанию неподкупного министра обороны частным структурам был продан по заниженным ценам "Центральный военный санаторий Ялтинский". Всего по сто пятьдесят долларов за один квадратный метр. И после этого некоторые аналитики рекомендуют приобретать недвижимость в Болгарии! Дескать, страшно выгодно скупать апартаменты на Солнечном берегу. Всего за пятьдесят тысяч евро можно купить прекрасную студию с видом на Несебер и Черное море. Я вас умоляю… Анатолий Степанович, если к нему правильно подойти, может сделать гораздо более выгодное предложение. Болгарские риэлторы не смогут составить конкуренцию нашему министру. У него целые санатории уходят за смешные деньги. По самым скромным подсчетам КРУ, убытки государства от сделки с Ялтинским санаторием составили примерно 20 миллионов евро. Это еще ревизоры поскромничали, поскольку выставили рыночную цену за недвижимость на ЮБК в размере 1000 баксов за квадратный метр. Ну где вы найдете сейчас такие цены?
А вот еще одно, крайне выгодное предложение от холдинга Гриценко LTD: продается военный городок в Одессе. С видом на море. Общая площадь – 6,7 тысяч квадратных метров. Цена – сто баксов. За 1 кв. м. Плюс бонус: 2,5 гектара крымской земельки. Или же министр обороны не знал о том, что его организация так ловко обставляет болгарских риэлторов? Редкий немец не клюнет на такое заманчивое предложение. Наверное, подобная дешевизна обусловлена суммой отката, получаемого конкретным персонажем в погонах. Только не нервничайте так, Анатолий Степанович! Все знают, что вы гражданский... Тем не менее, вопросы есть. Например, в чью светлую голову пришла идея строить жилье для военных в Одессе, а потом менять его на квартиры в Николаеве? Люди рассчитывают пожить в жемчужине у моря, однако им предлагают гораздо “лучший вариант”. С той лишь разницей, что цены на жилье в Одессе гораздо выше, чем в Николаеве. Раза в два. Следовательно, образовывается разница, которая помогает некоторым военным стойко переносить тяготы воинской службы. По явно заниженным оценкам “аудиторов” из КРУ, доход от подобного обмена только по одному эпизоду (Итальянский бульвар) составляет 12 миллионов евро. Мы указываем цены в евровалюте для того, чтобы подчеркнуть европейский вектор четвертого номера избирательного списка “Нашей Украины”.
Но военным, которые получили квартиры в Николаеве, еще повезло, поскольку они не стали жертвами еще одной комбинации, придуманной армейскими аналитиками господина Гриценко. Суть схемы сводится к следующему: заключается инвестиционный договор на строительство жилья. Заказчик дает деньги, а подрядчик обязуется построить ему квартиру. На каком-то этапе выясняется, что решить квартирный вопрос не представляется возможным. Человеку предлагают просто взять деньги и купить себе жилье. Прикол заключается в том, что цену одного квадратного метра определяет Министерство обороны, которое руководствуется какими-то своими, глубоко засекреченными методиками. В результате военный за эти деньги может купить себе домик в деревне. Среди березок средней полосы. А квартиры в столице реализуются по нормальным, то есть рыночным ценам. Но уже совсем другим людям. Вот конкретный пример: на Оболони (как ни странно, ныне очень престижный район столицы) по заказу Министерства обороны славная компания “Элитстройсервис 2005” в поте лица трудилась над возведением жилья. Потом было решено, что военным, которые претендуют на квартиры в строящемся доме, не следует давать столь “жирное” жилье. Уж больно место хорошее. Министерство обороны решило выплатить людям денег, чтобы они самостоятельно подыскали себе пристойные апартаменты. Сумма, которая была получена “счастливчиками”, позволяла приобрести квартиры по цене в два с половиной раза ниже, чем в строящемся на Оболони доме. Разница, по самым скромным подсчетам, составляет 5 миллионов евро. Очень хороший “навар” на ровном месте за счет государства.
Точно такая же комбинация была проведена армейскими аналитиками Гриценко в Печерском районе столицы. В эпизоде фигурирует компания с загадочным, но манящим названием “Теба Ко ЛТД”. Расчетная прибыль (или убыток государства, это смотря как считать) составляет примерно 200 тысяч евро. Видимо, в благодарность за проведенную операцию указанная компания получила от Министерства обороны безвозмездно, то есть даром, скромный, но ценный подарок: здание Голосеевского районного военкомата. Оно было списано МО по акту, утвержденному лично Гриценко. Видимо, за ненадобностью. Мы скоро же вступим в НАТО, и надобность в призывниках вообще отпадет. Списанное здание передали под охрану компании “Теба Ко ЛТД”. Как известно, тот, кто охраняет, тот и имеет. Поэтому специалисты-ревизоры обоснованно расценили подарок Министерства обороны как незаконное отчуждение военного имущества на сумму 2 миллиона 300 тысяч евро. Умеет же Анатолий Степанович уважить своих партнеров!
Теперь, в полном соответствии с нормами журналисткой этики, необходимо привести заявление министра обороны, сделанное им в парламенте: “Мои руки ничего не крали. Я не взял ни одной государственной копейки, ни одного гектара, сотки земли. Даже когда я использую служебную машину для того, чтобы отвезти ребенка в больницу, я плачу за каждую поездку”. Не правда ли, очень трогательно? Хочется дать министру двадцать гривен, чтобы он пообедал в “Макдональдсе”.