Одна из легенд гласит, что на священнике, крестившем Нестора Махно, от пламени свечи загорелось облачение. По народному поверью, это значит, что родился разбойник, коего свет не видывал.
Кем же был для Украины этот человек – Робин Гудом, защитником бедных, создателем первой вольной армии или бандитом?
Вот уж второй год 24 августа на его родине в Гуляйполье проводится фестиваль «День независимости с Махном». Туда съезжаются писатели, поэты, музыканты и общественные деятели со всей Украины, чтобы отпраздновать дату в неформальной обстановке.
Панки и пожарная машина
«Знаешь, - сказал мне в разговоре за бокалом пива гуляйполец Петро. – Как для нас - это просто пьянка. У меня семья – шесть человек, так мы постановили на семейном совете пропить здесь 350 гривен».
Петро проницательным народным умом заметил, что в прошлом году в Гуляйполье съехались политически подкованные граждане. Он лично водил молодежь на могилы родственников Батьки. Махно здесь помнят и любят. Не зря же когда-то народ сложил такую песню: Фонарь: За горами, за долами Жде синів своїх давно Батько мудрий, батько славний, Батько добрий наш – Махно. А в этом году на фестивале было больше людей приехавших развлекаться. Многочисленные панки с разноцветными ирокезами равнодушны к воспоминаниям о махновской вольнице. Да и сам панк для них – только пышная декорация. «Ты настоящий панк? – спросил я у парня с просто восхитительным полуметровым гребнем. – Да нет. – ответил он. – Это я просто для красоты «Taft’ом» поднял. Панк меня не интересует». Следующий обладатель ирокеза признался, что «это вообще-то называется «козацкая джура», а панки тут не причем. Анархия для него только красивая картинка, а вовсе не политическая программа.
Однако во время выступления киевской группы «Борщ» (ее основал Сашко Пипа – бас-гитарист из «Воплей Видоплясова») панки так зажигательно плясали танец пого, суть которого в диких прыжках и толкотне, что поднялась настоящая пыльная буря. Облако быстро накрыло весь стадион. Опытные товарищи надели припасенные респираторы, а остальные спасались, повязывая на лица рубашки и платки. Вскоре испуганные власти пригнали на стадион «Сельмаш», где буянил «Махнофест», пожарную машину.
«Как вам нравится эта вакханалия? – спросил я у Пипы. – Не знаю что это, но слово хорошее. – Ответил музыкант. - На сцене я хорошенько наелся пыли, но какой же панк-концерт без бури в пустыне?»
Казнь кабанчиков и черные украинцы
Местные бизнесмены казнили к приезду гостей трех жирных кабанчиков (по центнеру каждый!) и продавали шашлык по 15 грн. за 100 граммов! Скоро отличить гуляйпольцев от приезжих стало непросто. Но вот и персонаж, который встретил Марусю на морском песочке. Знакомьтесь: пан Роксолан Отаман Столический! «Хлопцы! – сказал он. – Я – настоящий! Вы ж загляньте на меня: где я, а где декоративность? Время сейчас уже не то. На тачанке не поездишь, малиновые галифе и то раз в году надеваю! Но настоящая анархия – в душе, которая неподвластна времени».
Скоро коні були п’яні, а хлопці запряжоні. На сцену вышли «Чорнобривці»: два парня Стив с Ямайки, Дэвис из Уганды и чернокожая красавица Ивонн (она же коренная угандийка Иванка). Негры в вышиванках и шароварах потрясли публику задушевным исполнением песен «Ти ж мене підманула», «Ой на горі два дубки» и «Їхали козаки...». все пелось на африканский манер – в стиле регги и с очаровательным акцентом. После выступления они рассказали мне о жизни и творчестве. - А что вы знаете об украинском Дне независимости? - Это самый главный для Украины день, когда ваша страна встала на ноги. Я отношусь к украинцам не как к представителям отдельной нации, а как к окружающим меня ежедневно людям. - А на Ямайке и в Уганде тоже отмечают день независимости от Великобритании? - Да, у нас происходит примерно то же самое – концерты, речи, народные гуляния, но вот традиций таких богатых, как в Украине еще не имеется. - В чем, по-вашему, главное отличие Украины от Уганды? - Самое главное, конечно, в области культуры. У нас всего три праздника в году, а все остальное время приходится работать, а у вас каждый месяц танцы до упаду. Это говорит о том, что у вас богатая история – есть что праздновать. - А Махно вам нравится? - Мы только приступаем к изучению его личности, но то, что уже успели узнать, просто поражает! Мне кажется, что если так много людей собралось здесь, чтобы вспомнить Махно, то, значит, у него шикарные идеи! - Вокруг вас толпы панков, пьяных и анархистов. Как вы себя чувствуете среди этого бедлама? - Сегодня же праздник! Пусть люди оторвутся на полную катушку хотя бы раз в год! самое главное, чтобы они завтра вовремя проснулись на работу. - Украинские песни исполнены позитивной вибрации? - Обязательно! Они отлично резонируют с ямайскими и африканскими ритмами. Мы не просто поем их, а впитываем в себя всю энергетику зала. Эти песни уже стали для нас практически родными. - Будете исполнять их на родине? - Если вернемся туда, то конечно. Не известно, что нас ожидает в будущем. Мы в последний раз были дома два года тому назад. Ведь Дэвис и Стив уже женились тут на украинках. Вот Ивонн, наверное, вернется в Уганду. - А что ж она себе тут украинца не нашла? Мы можем помочь підшукати! - Да тут сейчас все такие пьяные – как же шукати? К тому же у местных женихов слишком красные лица. - А как вы выучили украинский? - Для пения он – самый лучший! Хотя, честно говоря, мы украинский до сих пор очень плохо знаем. Ведь в харьковских технических ВУЗах, где мы учились, все говорят по-русски. Стив окончил автодорожный, а Ивонн с Дэвисом учатся в институте радиоэлектроники.
Мрачный Чорновил и грудастые девчонки
Поздним вечером гуляющие имели удовольствие наблюдать мрачный призрак депутата от Партии регионов Тараса Чорновила. Он бродил по «Сельмашу», и, судя по выражению лица, разгул махновщины Тараса не радовал. Запланированного на следующий день шоу «Томатный лидер нации», где шаржи известных политиков (от Сердючки до Ющенко) все желающие могли забросать гнилыми помидорами, он не дождался. И правильно сделал: ведь портрет премьера после этой акции еще и подожгли. Хотя, справедливости ради, стоит упомянуть, что Ющенко с Тимошенко подожгли тоже. Не любят гуляйпольцы власть в любых ее проявлениях.
Не пользовалась успехом акция «Поэтический бодиарт». Суть ее в том, что тела пышно-и не очень-грудых красавиц присутствующие поэты расписывают гуашевыми красками по своему усмотрению. «Слушай, ну почему я в тебя такой влюбленный?» - допытывался у Роксолан у молодой кандидатки под роспись. Кроме нее, на сцену согласились выйти еще трое девушек.
Прошлогоднего напряжения на фестивале уже не было, и виной тому – неприятности у его организатора Олеся Дония. Незадолго до «Махнофеста» неизвестные дважды ограбили его квартиру, похитив ноутбук и крупные суммы денег, собранные для проведения культурных мероприятий. Так пришлось отменить литературный фестиваль в Полтаве. Доний даже пообещал, что этот «Махнофест» - последний.
Об особенностях нынешнего «Махнофеста» нам рассказал поэт, журналист и автор нашумевшей книги «Донецкая мафия» Сергей «Слива» Пантюк. «Фестиваль уже стал традиционным. В этом году нам удалось избежать засилья ненормативной лексики: Подервьянский не приехал, и уши у всех остались свежими и цветущими. Сейчас у нас проблемы с финансированием – спонсоры разбежались. Мне кажется, что это связано с предвыборной ситуацией: ведь настроения у здешней публики оппозиционные. Если бы фестиваль не состоялся, то это было бы только на руку нашим врагам».
Фонарь: И кого упрекнуть нам можно? Кто сумеет закрыть окно, Чтоб не видеть, как свора острожная И крестьянство так любят Махно?.. Сергей Есенин
Изгнанный из Украины большевиками, Махно оказался в Европе. Там он прожил до 1934 года, бедствовал, работал сапожником, рабочим на заводе. В возрасте 46 лет, он умер в парижской больнице от туберкулёза кости. 28 июля 1934 года урна с прахом Нестора Махно была замурована в стене колумбария кладбища Пер-Лашез в ячейке под номером 6686.