Каждая националистическая диктатура нуждается в оправдывающих её факторах. И одним из важнейших является героическое прошлое того или иного народа, попавшего под власть тиранических режимов.
Вспомним фашистские Германию и Италию, вожди и идеологи которых мечтали о «третьем тысячелетнем рейхе» и древнеримской империи. Свои притязания на «величие» они оправдывали искажением истории этих государств, искусно подтасовывая факты или изобильно накачивая вымыслами те или иные события. Этот испробованный историками путь ведёт к подмене классовой борьбы националистическим восхвалением «своей» сверхнации, в которой якобы нет противоречий между капиталистом и его наёмным работником, а оба они «объединены» единой целью – быть «сверхчеловеками» для всех остальных народов. Подобная политика характерна и для поднимающего голову на Украине «Оранжевого» неофашизма.
Непосредственным поводом к написанию нашей статьи послужили слова знакомой девушки, которая учится в педуниверситете: «Какой же бред написан в учебниках по истории, и я буду вынуждена рассказывать детям побасенки о «благородном» Мазепе, убийцах-бандеровцах, «врагах-москалях». Причём, это националистическое промывание мозгов начинается с древнейшей истории Киевской Руси, а точнее с «Повести временных лет».
Зная о том, что какая-либо научная полемика с «историками», вроде Гудзя, невозможна, мы будем доказывать историческую правду фактами, а не истерическим воплежом, столь характерным для псевдоинтеллигентов. Речь пойдёт в частности о «благословении» апостолом Андреем (одним из учеников Иисуса Христа) местности, на которой ныне находиться Киев.
«Андрей пришел в Корсунь (ныне Севастополь), узнал, что рядом находится устье Днепра, и захотел пойти в Рим. Пришёл он в устье Днепра и оттуда пошёл по Днепру вверх. Случилось, что однажды он остановился под горами на берегу. И, встав утром, сказал бывшим с ними ученикам: «Видите эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия, будет здесь большой город, и много церквей воздвигнет здесь Бог». И взошёл на эти горы, благословил их, поставил кресты, помолился Богу, сошёл с этой горы, где потом встал Киев, и пошёл по Днепру вверх». Затем Андрей дошёл до Новгорода, а оттуда в Рим.
Отправив апостола на север, Нестор-летописец объяснил такое путешествие желанием Андрея пойти в Рим, то есть в противоположную сторону, хотя каждому образованному читателю ясно - из Херсона путь в Рим никак не связан с путешествием по Днепру на север. Этот историко-географический казус мы рассмотрим позднее, а сейчас процитируем «Историю Украины» (Киев, 1992 г.): «Юрій упорядкував нам на півночі свою окрему державу… Населенням цієї держави були фіни з племені чудь, а до них він спровадив з північної України ще багато українців. З тої то мішанини людей почав народжуватися новий народ і нова держава. Це народ московський і держава московська, названа так від міста Москви, яке заложив той сам Юрій… Той новий народ і дальші князі, потомки Юрія Долгорукого, хоча походили з українського роду, стали потім найбільшими ворогами України».
Лихое сопоставление! С одной стороны: благословение апостола, с другой – неблагодарные метисы. Какой простор для шовинистических спекуляций на тему. «Украина превыше всего!». Однако вернёмся к путешествию апостола…
Перед рассказом о его пути в Рим в «Повести…» находится своеобразная «лоция», так называемый «путь из варяг в греки». В ней названы основные его компоненты: Днепр, волок на Ловать, река Ловать, озеро Ильмень, Волхов и далее до Балтики.
Но для решения историко-географических вопросов полезно пользоваться географической картой. С её помощью мы легко обнаружим, что верховья Днепра не подходят только к Ловати, но и вообще к какой либо реке бассейна Ильменя и Волхова. Между ними лежат два водораздела, отделяющие от Ильменя и Днепра верховья Западной Двины – реки, выводящей в балтийское море, но остающейся неизвестной сочинителю маршрута апостола Андрея.
Характерно, что проведённая недавно ленинградскими энтузиастами экспедиция, пытавшаяся «смоделировать путь древних русичей из бассейна озера Ильмень в Днепр, смогла преодолеть разделяющее их пространство за летние месяцы исключительно с помощью мощной автотехники и современных шоссейных дорог, лишь изредка спускаясь на воду. Этот опыт ещё раз подтвердил непроходимость указанного маршрута на ладьях, поставив под сомнение утверждение историков о тесных связях осуществляемых по нему в IX-XI веках между Новгородом и Киевом. Мог ли Андрей в I веке пройти этот путь? Более чем сомнительно! Но зачем же его «отправил» туда летописец? А очевидно потому, что этого требовала политическая ситуация в Киеве, социально-экономическая борьба трудящихся масс с их угнетателями-феодалами, купцами, «княжескими мужами», и т. д.
В 1093-1113 г.г. в Киеве княжил один из самых отвратительных персонажей древнерусской истории - Святополк II. К числу его «подвигов» следует отнести вероломный захват в плен и ослепление князя Василька Теребовльского, позорное поражение от половецких орд под Трипольем и их ежегодные нападения на Киевское княжество, «законные» и незаконные способы угнетения простого народа, долговая кабала с последующим обращением должника в рабство и т.д. и т. п. Недаром после смерти князя, в Киеве началось народное восстание…
Власть у Святополка явно уходила из под ног. И в этой ситуации ему понадобилась помощь церкви. А что может быть полезнее, чем возвеличение Киева и его люда. Ведь место бушующего города благословил сам апостол! А благословил ли он Новгород, Суздаль, Смоленск, Полоцк и другие города, в которых княжили враги Святополка? Нет! Отсюда вывод: наши враги – ничтожества, а мы – самые великие! И угодливый летописец сочиняет в угоду угнетателю-князю и его «любим друзьям», явную историко-географическую ахинею! Ну а тогдашние СМИ усиленно её пропагандируют, и она становится «историческим фактом». Не правда ли – похоже на то, что творится ныне на Украине. Правдивая история усиленно стирается из памяти людей, всеми доступными фальсификаторам методами, а на её место с усердием достойным лучшего применения продажные щелкоперы и так называемые «учёные» нагромождают мусорники злобной лжи. Могут сказать разве нет примеров посовременнее? Да. Но если обман начинается с седой древности, то, увы, мы становимся к ней привычны.