Одна из главных бед нашей страны — несоблюдение законов. Нечто похожее на классику – "строгость законов компенсируется необязательностью их выполнения". Хотя, по большому счету, вряд ли законодательство нашей страны можно назвать строгим. Зато игнорирование законов в Украине просто-таки процветает. Это неудивительно, так как пример подают сами законодатели.
Зачем народному депутату от БЮТ Константину Жеваго депутатский мандат? Вопрос не праздный. Согласитесь, если народный избранник за семь с половиной лет умудряется не принять участия в разработке ни единого законопроекта, равно как не подать ни одного депутатского запроса или обращения, то для подобного вопроса имеются все основания.
Эти факты были обнародованы в открытом письме Общественного совета национальной безопасности на имя председателя Верховной Рады Владимира Литвина. Однако не только на откровенное нежелание господина Жеваго работать над законами обращают внимание представители общественной организации. Мы-то понимаем, что далеко не все народные избранники идут в парламент для того, чтобы формировать и совершенствовать законодательную базу. И, тем не менее, столь уникальных случаев, как с Жеваго, пожалуй, встречать не приходилось.
Не является секретом тот факт, что в конце октября 2008 года Жеваго официально занял пост исполнительного директора горнорудной компании FERREXPO, в которой он владеет контрольным пакетом акций. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с годовым отчетом FERREXPO. Не станем углубляться в экономические аспекты, хотя сразу после этого котировки акций компании почему-то "просели" на 20%. В конце концов, не нам комментировать оценку рыночным сообществом этого кадрового шага.
Интересно другое. Как справедливо отмечается в письме Общественного совета национальной безопасности, подобное "совмещение" откровенно противоречит украинскому законодательству: согласно ст. 78 Конституции Украины, а также ст. 3 Закона Украины "О статусе народного депутата Украины", совмещать членство в парламенте и руководство коммерческой компанией разрешено только в течение 20 дней с момента возникновения подобного "симбиоза". А так как Жеваго возглавил FERREXPO 25 октября 2008 года, сдать "корочку" народного депутата он должен был еще 15 ноября прошлого года.
Вот только почему-то в списке народных избранников продолжает фигурировать руководитель крупной горнорудной компании FERREXPO Константин Жеваго. Да-да, с тех пор прошло уже около восьми месяцев, а господин Жеваго остается в должности народного избранника. Нет, он вовсе не активизировал свою работу в качестве парламентария.
Общественная организация, обратившая внимание на игнорирование нардепом Жеваго требований основополагающих законов, привлекла внимание спикера парламента к тревожному факту. Дело в том, что, работая в должности исполнительного директора, Жеваго получил за прошлый год доход в сумме $64 тыс. Смешная сумма для столь состоятельного человека, заметит читатель. Не спорим, воображение она не поражает. Но суть вопроса состоит в следующем: была ли она внесена в налоговую декларацию? По мнению представителей Общественного совета национальной безопасности, нардеп Жеваго "не снизошел" до этого, внеся в свою налоговую декларацию исключительно размер денежного вознаграждения, положенного народному избраннику (не будем иронизировать на тему, положена ли зарплата депутату, который не принимает участия в законодательной деятельности). Гораздо серьезнее выглядит изложенное в письме на имя спикера парламента логичное предположение о том, что мы имеем дело с банальным уклонением от уплаты налогов.
Давайте обратимся к мнению юридической ветви власти. Вот здесь-то как раз все четко и ясно: Конституционный суд Украины 29 января 2008 года своим решением за номером №1-5/2008 четко квалифицировал несовместимость должности народного депутата Украины с возможностью фактического руководства структурами, целью деятельности которых является извлечение прибыли. Более того, в решении Конституционного суда четко говорится о невозможности совмещения работы в должности народного депутата с занятием должности руководителя коммерческой структуры.
Отметим и тот неоспоримый факт, что согласно Закону Украины "О борьбе с коррупцией" (ст. 5), нардеп не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, а именно этот вид деятельности является главным занятием парламентария Жеваго. Итак, налицо нарушение Конституции Украины и двух важнейших законов нашей страны. Вполне логичным выглядит тот факт, что при таких "входящих" складываются все объективные предпосылки для того, чтобы Константин Жеваго был лишен статуса народного депутата Украины. Собственно говоря, именно об этом в своем письме просит Владимира Литвина Общественный совет национальной безопасности Украины.
Вообще-то Литвин зарекомендовал себя довольно решительным человеком в подобных вопросах. Еще в 2005 году, когда было сформировано первое "оранжевое" правительство, многие его члены не спешили слагать депутатские мандаты. Однако благодаря спикеру Литвину им пришлось это сделать. Сейчас Владимира Михайловича с БЮТ (в который, напомним, входит Жеваго) связывает немногое. Не станем утверждать однозначно, но поведение руководителей БЮТ в период подготовки к созданию не сложившейся коалиции с Партией регионов, развязывает Литвину руки — в лучшем случае его ставили "перед фактом", да и то не всегда. Неуважение налицо!
Полагаем, что в сложившейся ситуации Литвин имеет все шансы продемонстрировать не только свою значимость, но и принципиальность — вероятно, более красочный пример игнорирования депутатом основополагающего закона отыскать сложно. Если Литвин имеет "долгоиграющие" личные политические планы, то вряд ли ему целесообразно будет проигнорировать требование Общественного комитета национальной безопасности о лишении Жеваго депутатских полномочий.