Опыт общения с носителями судейской мантии не подтверждает этого. Более того, в итоге понимаешь, что в судебной системе можно встретить очень много достойных людей.
Но то, что в любом отечественном суде можно попробовать “порешать вопрос”, стало уже, к сожалению, полноценной реалией нашего правосудия. И ее не получается просто так оставить без внимания.
Но ведь суть проблемы заключается не в этом. Что общество и государство сделали для того, чтобы судьи имели возможность работать качественно и непогрешимо? Вот на этот вопрос с каждым годом отвечать становится все сложнее. Не меньших трудностей доставляет и ответ на другой вопрос: а имеет ли право общество требовать от судей объективности, оперативности, элементарной вежливости и т.д., если оно не удосужилось создать для них благоприятные условия?
Понятно, что правильный ответ — еще как имеет право. Это если с жестким акцентом на патриотизм. Но ведь сама жизнь намекает на совершенно другое.
Как-то уже приелись извечные жалобы судей на нехватку помещений и их плохое оснащение, на медленную заполняемость свободных вакансий и низкий уровень квалификации новоприбывших вершителей правосудия, на отсутствие компьютеров, другой техники, бумаги, конвертов, марок и пр. Руководители судов произносят все это уже как своеобразную мантру, смысл которой могут понять и ощутить только они сами.
Но от этого реалии в работе судов меняться не собираются. Особенно в текущем году, когда, по подсчетам руководства Государственной судебной администрации, финансирование судебной системы скатилось на уровень 2007 г. Естественно, без учета инфляции и новосозданных админсудов. Вследствие этого в текущем году в полном объеме финансируется только зарплата, которая для судьи районного суда снизилась до 2,5 тыс. грн., а судьи апелляционного суда — в пределах плюс-минус 5 тыс. грн.
Совершенно буднично звучат сообщения о том, что те или иные суды прекращают рассылку уведомлений о рассмотрении дел — из-за отсутствия марок и конвертов. Хотя, если перевести на понятный язык, это означает скорую остановку работы суда — сразу по завершении рассмотрения тех дел, по которым уведомления были разосланы. Привычным становится и то, что помощники судей осваивают новую для себя профессию почтальона. В серьезную проблему превращается поиск судей для провинциальных судов. Знающие люди рассказывают, что в некоторых таких судах вакансии годами остаются открытыми. В то же время в судах Киева или других крупных городов конкуренция за место настолько высокая, как будто там все обильно медом помазано. А уж угадать, где располагаются отдельные местные суды… Тут может и фантазии не хватить. Равно как и угадать, сколько судей реально можно запихнуть работать в одно небольшое помещение.
Много чего еще можно рассказать о работе судей. Но факты все равно будут упираться в наплевательское отношение высоких чиновников к судебной системе. Отдельных судей за негативные явления в их работе оправдывать совершенно не хочется. Но о том, что происходящее — совершенно естественно, напоминать приходится. Хотя и с тяжестью на душе.
Андрей УМАНЕЦ