Дело Гапона, выведшего свою паству на смерть, продолжают его последователи на Украине.
105 лет назад произошло событие, которое вошло в историю, как начало первой русской революции.
Утром 9 января 1905 года с заводских окраин к Зимнему дворцу направились колонны рабочих. На улицы вышло свыше 140 тысяч человек. Люди оделись по-праздничному. Все это очень напоминало крестный ход. Колыхались хоругви, блестели образа, кое-где были видны царские портреты. Колонны пели: «Спаси, Господи, люди твоя и благослови достояние Твое…».
Рабочие шли к царю, что бы просить его - «божьего помазанника» защитить их от произвола властей. Была подготовлена петиция, в которой, в частности, говорилось:
«Мы, рабочие Петербурга, наши жены, дети и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами ругаются, в нас не признают людей... Настал предел нашему терпению. Для нас пришел тот страшный миг, когда лучше смерть, чем продолжение мук...».
Первые выстрелы прогремели у Нарвских ворот. Было дано пять залпов. Смертельный ужас охватил толпу. Люди бросились в разные стороны. Вслед им летели пули.
На Шлиссельбургском тракте (ныне Большеохтинский проспект) многотысячную толпу рабочих Невской заставы встретили казаки с обнаженными шашками. Они теснили людей, сбивали их с ног, топтали конями. В морозном воздухе мелькали шашки и нагайки. Шествие удалось рассеять.
Тем не менее, к двум часам дня вокруг Дворцовой площади собрались толпы народа. Площадь была оцеплена кавалерией, а перед Александровской колонной лицом к Адмиралтейству стояла пехота.
Около трех часов троекратно прозвучал сигнал горниста. И следом грянули три залпа.
Стреляли почти в упор. С расстояния в сто двадцать шагов. С деревьев выстрелами были сбиты сидевшие там ребятишки. Залпы по демонстрантам были произведены также близ Троицкого моста, на Васильевском острове, на углу Невского проспекта и улицы Гоголя, на Казанской площади, у Городской думы. На Васильевском острове казаки ловили проходивших по улице рабочих арканами и волочили по мостовой, пуская своих лошадей вскачь.
Трагические события 9 января в Петербурге стали днем начала первой русской революции, которая охватила всю Россию. Рабочие начали возводить баррикады.
Этот день впоследствии был назван - «Кровавое воскресенье», а царь Николай Второй, получил прозвище – «Кровавый».
Тем не менее, в 2000 году, после продолжительных споров, вызвавших значительный резонанс в России, Николай Второй и его семья были канонизированы Русской Православной Церковью, и в настоящий момент почитаются ею как «Царственные страстотерпцы».
Многие люди, в том числе и серьезные исследователи, до сих пор продолжают недоумевать по поводу того, почему Русь после 1917 года так легко отвернулась от Бога, начав разрушать храмы и расстреливать иконы.
А ответ – прост. Все дело в том, что церковный путь к спасению в начале двадцатого столетия оказался изрядно изгаженным. И главную роль в этом сыграл расстрел мирной демонстрации рабочих 9 января 1905 года, организованный по приказу «божьего помазанника», царя Николая Второго. А людей под солдатские пули и казачьи шашки вел известный в Петербурге священник – Гапон.
Гапон Георгий Аполлонович (1870—1906), священник русской православной церкви, в начале прошлого века получивший известность благотворительной и просветительской деятельностью в среде питерских рабочих. По одной версии – полицейский провокатор, по другой – идеалист, павший жертвой жестоких политических интриг. Обладал эффектной внешностью и ораторскими способностями, благодаря этому мог и повести за собой людей, и растопить сердца великосветских дам, жертвовавших на благотворительность. Гапон был не чужд плотским радостям, любил проводить время с барышнями в дорогих ресторанах, не считая тратить деньги. Видимо поэтому попал в орбиту внимания руководителей министерства внутренних дел и тайной полиции. С их помощью создал христианский профсоюз «Собрание русских фабрично-заводских рабочих», который объединил тысячи людей и стал влиятельной силой. Через этот профсоюз охранка рассчитывала контролировать рабочее движение, однако Гапон пытался избавиться от полицейской опеки.
В январе 1905 оказался в числе организаторов мирного шествия рабочих к Зимнему дворцу, которое было расстреляно.
Гапон возглавил одну из колонн демонстрантов, попал под пули и чудом уцелел. Бежал за границу. По возвращении из эмиграции намеревался возродить свою организацию, но оказался игрушкой в руках эсеров-боевиков и охранки, с коими не переставал лукавить. Известно, что Гапон одним из первых заподозрил в двурушничестве руководителя боевой организации Евно Азефа, который в действительности был тайным агентом охранки, задумал его разоблачить и тем подписал себе смертный приговор. 28 марта 1906 года в результате самосуда группы эсеров-боевиков Гапон был казнен в Озерках под Петербургом.
Гапон умер, но дело его продолжало жить. И вот, через восемьдесят лет после «Кровавого воскресенья» (11 марта 1985 года) к власти в СССР пришел относительно молодой, амбициозный лидер Михаил Сергеевич Горбачев. Вместе с ним к власти пришла и его новая команда руководителей страны («5-ая колонна», как её назвали впоследствии).
И мозговым центром нового советского политического руководства стал Александр Яковлев, до этого десять лет проработавший послом СССР в Канаде.
Еще задолго до развала Советского Союза, председатель КГБ СССР Владимир Крючков передал Горбачеву материалы, которые свидетельствовали о длительной работе главного идеолога «Перестройки», члена Политбюро ЦК КПСС Яковлева на разведку США. Но Горбачёв не дал разрешения Крючкову, даже на следственные действия (не говоря уже об аресте) в отношении своей «правой руки» и категорически запретил и впредь проводить какие либо мероприятия против своего единомышленника....
В 1983 году кто-то стремительно возвратил Яковлева из Канады и сделал поначалу директором института международных отношений. Затем всего лишь за несколько месяцев Яковлев совершил стремительную политическую карьеру от рядового депутата Верховного Совета СССР до заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС, став основным помощником Генерального секретаря КПСС – Горбачёва, а затем и членом Политбюро КПСС. Так предательство добралось до самого верхнего эшелона партийного руководства.
К этому времени советский народ полностью разочаровался в Генеральном Секретаре ЦК КПСС.
А ведь в начале его «секретарства» население с восторгом слушало речи Горбачева, но постепенно все ухудшавшееся экономическое положение общества и страны в целом, безответственная болтовня вокруг «перестройки и ускорения», сменились равнодушием, а затем и ненавистью к человеку, который столько наобещал народу.
15 марта 1990 года съезд народных депутатов избрал Горбачева президентом Советского Союза. Под нажимом «демократов» Горбачев согласился на отмену 6 статьи Конституции СССР, устанавливающей монополию КПСС на власть, и люди, никогда не состоявшие в коммунистической партии, получили возможность занимать государственные должности. Так Горбачев сдал, а, вернее продал партию, которая сделала его Первым руководителем могущественной империи.
К концу правления Горбачева в СССР наступил полныйхаос. Экономика была развалена, обнищание народа достигло предела, но зато небывалыми темпами росли преступность и бандитизм. Начались вооруженные погромы, убийства и нападения на людей другой национальности в Карабахе, Фергане, в Азербайджане, Казахстане, Таджикистане, Молдавии и в других районах. Славянское население обратилось в бегство из неспокойных районов. Люди бежали на Родину, которая их не ждала, бросая годами нажитое имущество и квартиры. Прибалтийские республики объявили о независимости и о выходе из Советского Союза.
25 декабря 1991 года Горбачев в 19.00 обратился с прощальным словом к народу. Он объявил о своем уходе «по принципиальным соображениям». Еще до окончания его речи красный флаг, развевавшийся над Кремлем 74 года, был спущен. Горбачев еще вычитывал свой текст, готовясь к выступлению по Центральному телевидению, а в его апартаменты уже вселялись новые хозяева, потребовавшие «очистить служебное помещение». Начальник горбачевской охраны, подлаживаясь по «новую власть», велел вышвыривать «горбачевское барахло».
Для уточнения следует отметить, что Горбачев уходил с поста, который уже не существовал. Еще 8 декабря в беловежских Вискулях Ельцин, Кравчук и Шушкевич приняли постановление о создании СНГ и ликвидации СССР.
По воспоминаниям очевидцев - «несгибаемый» Борис Ельцин и «самостийный» Леонид Кравчук, изрядно напугались совершенного ими в ту ночь государственного преступления, а белорусский Шушкевич вообще был на грани истерики.
Как говорил потом еще один участник посиделок в Вискулях, премьер Белоруссии Кебич: «тогда были сомнения в их правильности: де-юре это было предательство, потому что мы предали Конституцию».
По мнению нынешнего президента Белоруссии Александра Лукашенко, если бы из Москвы был «хотя бы звонок в Беларусь, даже не Горбачева, если бы он отдал команду КГБ и по их линии прошел сигнал всех арестовать», это было бы сделано «в течение нескольких минут». «Беларусь была настроена жить в едином Советском Союзе», – подчеркнул Лукашенко.
Впоследствии, на вопрос иностранных журналистов, почему он не применил силу, чтобы сохранить страну, Горбачев заявил: «Считаю, что политик, использующий вооруженные силы для достижения своих политических целей, не только не заслуживает поддержки, но должен быть проклят. Армию надо использовать по ее прямому назначению. Политика, рассчитывающая пустить в ход танки, не достигает цели. Это тупик...».
Слаб и ничтожен оказался первый президент СССР, но, скорее всего, его бездействие явилось заранее продуманным и согласованным с западными лидерами шагом. И можно только сожалеть, что не нашелся смельчак, который поступил бы с Горбачевым так, как это сделал в Италии 42-летний Массимо Тарталья, швырнувший премьер-министру страны Сильвио Берлускони в лицо статуэтку копии Миланского собора. Для Горбачева вполне бы подошла чугунная статуэтка Московского Кремля.
Дело Гапона, выведшего свою паству на смерть, продолжают его последователи на Украине. 17 января должны состояться выборы нового президента страны. Среди основных претендентов на гетманскую булаву по мнению политологов лидируют нынешний премьер-министр Юлия Тимошенко и её предшественник Виктор Янукович. И Тимошенко и Янукович два раза руководили кабинетами министров Украины и результатом их деятельности стали рост внешнего и внутреннего долга страны, дальнейшее обнищание народа, развал экономики, рост преступности и множество других негативных явлений, приведших Украину на грань распада. Но жажда власти и денег загнала их в избирательную кампанию. И те обещания, которые они каждый день произносят – есть только пустые слова, дуновение воздуха.
Поэтому, уважаемые жители нашей страны, давайте в очередной раз не будем наступать на грабли. Хватит уповать на милость сладкоголосого «царя – батюшки».
Владимир Зуев, Краматорск, 4.01.10, для Трибуны Народа.