Гомофобия: боязнь буки под кроватью. Педики такие же, как ты и я… ну разве чуточку другие!
07.06.2010
Главная опасность гомофобии для общества в том, что она подливает масло в огонь ненависти и отторжения всех иных, непохожих. Мужчины презирают женщин, а женщины — мужчин; верующие отталкивают неверующих, а атеисты насмехаются над верующими; «славяне» ополчаются против кавказцев и азиатов, а те огрызаются в ответ.
«Неделя против гомофобии» в России прошла в этом году уже в четвёртый раз — с 5 по 11 апреля. Немногим ранее в Санкт-Петербурге прошла «Неделя против ксенофобии», в числе тем которой обсуждалась гомофобия. В мае и июне — всероссийский радужный флэшмоб и гей-прайд. О чём весь этот шум, и чем так плоха гомофобия?
Что такое гомофобия?
Название отражает суть термина: фобия — это иррациональный неконтролируемый страх и вызванные им неприязнь, неприятие и ненависть к чему-либо. То есть гомофобия — это иррациональный страх гомосексуальности, в широком смысле так называют все формы негативного отношения к гомосексуальности и её проявлениям в обществе, от иррационального страха и ненависти до правовых ограничений гомосексуалистов.
Важно ещё раз подчеркнуть: страх лежит в основе гомофобии, но выражаться она может в другом: в ненависти, гневе, агрессии, презрении, брезгливости и даже высокомерной снисходительности. Поэтому популярные шутки типа «сержанта нельзя было назвать гомофобом, то есть он гомов не боялся совершенно» (Олег Дивов, «Ночной смотрящий») не отражают действительность.
Учёные называют разные причины гомофобии, которые вполне могут работать одновременно. Суммируя их, можно сказать, что в основе гомофобии лежит ошибочное убеждение, будто гомосексуальность каким-то образом делает мужчин менее мужественными, а женщин — менее женственными, и проистекающие из этого предрассудки. В традиционных культурах есть культ ультрамужественности, мачизм, в котором настоящим мужчиной считается этакий доминантный самец с горой мышц, кучей женщин, железобетонным характером и фонтанирующей агрессией. В стремлении достичь этого нереального идеала мужчины отрицают всё, что может показаться немужественным, в том числе и гомосексуальность. Для женщин же считается неестественным нежелание связывать свою жизнь с мужчиной, становиться женой и матерью и рожать кучу детей. Неудивительно, что если женщина отступает от предписанного сценария и фактически отрицает власть мужчины над своей жизнью, принимая решения и даже заводя детей без его участия, это пугает тех, кто живёт в традиционных рамках.
Другая причина гомофобии, непосредственно связанная с первой, — страх, что человека самого примут за гомосексуала. Этот страх заставляет людей бросаться на всё, что кажется «гомосексуальным», лишь бы доказать окружающим, что «я-то не из таких». Очевидно, что чем больше «доказательств» методом плевков и кулаков, тем больше растёт в обществе боязнь «оказаться из таких», и тем сильнее желание продолжать доказывать; так гомофобия превращается в замкнутый круг.
Очень важную причину гомофобии в России метко сформулировал Виктор Пелевин: Большинство русских мужчин гомофобы из-за того, что в русском уме очень сильны метастазы криминального кодекса чести. Любой серьёзный человек, чем бы он ни занимался, подсознательно примеривается к нарам и старается, чтобы в его послужном списке не было заметных нарушений тюремных табу, за которые придётся расплачиваться задом. Поэтому жизнь русского мачо похожа на перманентный спиритический сеанс: пока тело купается в роскоши, душа мотает срок на зоне. («Священная книга оборотня»).
Государство и общество
Помимо индивидуальной гомофобии, которую люди проявляют в меру своих предрассудков и невежества, есть гомофобия институциональная, встроенная в законодательство и общественные процессы. Это постоянное, одобряемое государством и обществом, ненаказуемое ограничение прав гомосексуалов от смертной казни, как в Уганде, до запрета на брак, как в большинстве штатов США.
Россия уже избавилась от самых уродливых форм такой гомофобии — уголовного наказания за гомосексуальность и её диагностирования как психического заболевания. Однако до полной свободы от гомофобии ещё далеко. В стране нет законодательных механизмов борьбы с гомофобией: дискриминация по признаку сексуальной ориентации не считается преступлением.
Поэтому даже крупные политики и культурные деятели позволяют себе призывать ненавидеть гомосексуалов, одобряют их избиение, увольнение и тому подобное. К ним присоединяются деятели церкви, которые вопреки всем миролюбивым и полным любви заповедям Иисуса поддерживают угнетение гомосексуалов и насилие над ними.
Чем опасна гомофобия?
Опасность гомофобии для гомосексуалов очевидна. Она принимает разные формы от крайней жестокости — убийства, избиения, изнасилования — до постоянного фонового негативного отношения, бытовой агрессии и неприязни, которые сводят с ума, иногда буквально доводя некоторых до самоубийства. В результате люди, которые могли бы прожить счастливую жизнь активных и полезных членов общества, либо просто тратят значительную её часть на попытки скрыться от опасности, либо не выдерживают и ломаются — кончают с собой, обращаются к наркотикам и алкоголю. И речь идёт не о десятках людей, а о миллионах только в России.
Гомофобия разрушает семьи: дети боятся быть откровенными с родителями, и потому отдаляются от них, а родители не знают о жизни детей и не могут понять причины их холодности. Некоторые родители, не в силах преодолеть гомофобию, отвергают своих детей-гомосексуалов. Рушатся и другие отношения: дружба, знакомство, сотрудничество — всё может рассыпаться в прах из-за бессмысленного страха перед гомосексуальностью.
Не так очевидна опасность гомофобии для тех, кто вроде бы не является её прямым объектом. Однако для них гомофобия — тоже яд. Она загоняет всех в тиски страха: что, если я гомосексуалист? Что, если кто-то решит, что я гомосексуалист? Что, если кто-то из окружающих гомосексуалист? Что, если мой ребёнок гомосексуалист? Что мне тогда делать? Это будет ужасно, поэтому я должен всеми силами доказывать, что я не гомосексуалист, и гомосексуалистов я ненавижу!
В результате общество исполняется подозрительности и недоверия. Мужчина, ухаживающий за собой чуть больше необходимого для того, чтобы быть «немного красивее обезьяны»? Гей! Женщина в брюках и с резкими манерами, да ещё не замужем? Лесбиянка. Каждый вынужден что-то скрывать, сдерживать вполне естественные порывы, следить за своим окружением, как шпион на задании. Подозрения вызывают дружеские прикосновения и объятия, «неположенная» одежда и поведение. И всё это выкипает то в неприязнь, а то и в открытую агрессию.
В стремлении скрыть истинную причину происходящего часто звучат обвинения в адрес гомосексуалов: дескать, это они виноваты в том, что их ненавидят — зачем они такие! Абсурдность этого обвинения, думаю, очевидна любому здравомыслящему человеку.
Есть и другие обвинения, опровержение которых не так явно бросается в глаза. Чаще всего гомофобные обвинители валят с больной головы на здоровую, приписывая гомосексуалам вину за общественные проблемы, в реальности никак не связанные с гомосексуальностью, от педофилии до роста количества разводов. Обвинители забывают при этом упомянуть, что подавляющее большинство педофилов составляют гетеросексуальные мужчины, а уж каким образом гомосексуалы могут влиять на количество разводов — уму непостижимо. Из-за таких ложных обвинений общество то и дело отвлекается на охоту на ведьм вместо того, чтобы заниматься поиском и устранением реальных источников проблемы.
Ненависть образует замкнутый круг, в котором она только растёт. Боясь той ненависти, которую обрушивает общество на гомосексуалов, гомофоб сам множит эту ненависть, и в результате боится того, что сам же создал.
Гомофобия и ксенофобия
Но главная опасность гомофобии для общества в том, что она подливает масло в огонь ненависти и отторжения всех иных, непохожих. Мужчины презирают женщин, а женщины — мужчин; верующие отталкивают неверующих, а атеисты насмехаются над верующими; «славяне» ополчаются против кавказцев и азиатов, а те огрызаются в ответ; «натуралы» предлагают переселять гомосексуалов в лагеря, а гомосексуалы высокомерно утверждают, что лучше натуралов.
Получается, что в обществе идёт постоянная война со всеми, кто не такой, как ты — война заведомо проигрышная, потому что люди все разные, и, уничтожив самых непохожих, придётся переходить к тем, кто похож чуть больше, но всё равно недостаточно. Такова природа ксенофобии, иррациональной нетерпимости иного, незнакомого, непривычного. Гомофобия — лишь один из её аспектов.
В цивилизованном обществе любая ксенофобия, в том числе и гомофобия, считается неприличной и недопустимой. Отношение к гомосексуальности — идеальная лакмусовая бумажка для измерения демократизма и социальной терпимости. При советской власти она была багровой от крови. Сегодня она краснеет от стыда. (Игорь Кон, «Гомофобия как форма ксенофобии»).
Ксенофобия порой вызывается целенаправленно, потому что служит прекрасным механизмом управления толпой. Толпа, в которой разожгли ненависть лозунгами, пропагандой, размахиванием «образом врага» и навязыванием идеологии «кто не с нами, тот против нас», не способна мыслить разумно и превращается в послушное стадо, идущее в атаку на любого предполагаемого «врага». Неудивительно, что особенно лютой гомофобией отличаются тоталитарные государства, экстремистские группировки и идеологии ненависти, от фашизма и Третьего рейха до радикального ислама.
Как преодолеть гомофобию?
Главный способ освобождения от гомофобии — просвещение. Страх вызывает неизвестное, незнакомое, непонятное. Информация о том, что такое гомосексуальность, снимает напряжение неизвестности, избавляет от «пугалок и страшилок», бродящих в качестве городских легенд или распространяемых теми, кто стремится поддерживать агрессию в адрес гомосексуалов.
Метод лечения любой фобии — постепенное знакомство с тем, что вызывает страх, чтобы оно перестало быть «чудищем неведомым». Конечно, встреча лицом к лицу со своими страхами — дело поначалу неприятное, поэтому гомофобия отвечает на информацию о гомосексуальности обвинениями в «пропаганде». Здравомыслящему человеку трудно представить, как можно пропагандировать сексуальную ориентацию (то есть указывать, кого любить, а кого не любить), и тем более непопулярную. Как сказал американский актёр Джейсон Стюарт: «Как я могу склонить кого-то стать геем? Что я скажу? — «У нас нет прав, все нас ненавидят, присоединяйся, давай! Будешь жить в моём маленьком аду и слушать Мадонну!».
Правозащитные, демократические и ЛГБТ-организации прилагают много сил для просвещения и информирования общества о том, что такое гомосексуальность и как живут гомосексуалы. Главное, о чём они говорят — о том, что гомосексуалы ничем, в сущности, не отличаются от натуралов, кроме того, что любят людей не противоположного, а своего пола. Они не инопланетяне, не демоны и не строят планов по завоеванию мира, а хотят жить наравне со всеми, счастливо и в мире с другими.
Помимо непосредственного просвещения, важную роль играет позитивная заметность гомосексуалов в СМИ. Речь идёт и об известных, успешных людях, которые не скрывают своей ориентации (недаром любой камин-аут публичной персоны вызывает волну обсуждений, например, Рики Мартина), и о том, как пишут об обычных, незнаменитых гомосексуалах в прессе, как их изображают в кино и книгах. Чем больше появляется добросовестных статей и передач, в которых журналисты не гонятся за «клубничкой», повторяя сто раз пережёванные страшилки и не имеющие отношения к реальности мифы, а вдумчиво собирают материалы и критично подходят к выбору участников, тем больше рассеивается туман неизвестности вокруг гомосексуальности. А значит, меньше причин для страхов, для гомофобии.
Гомофобия — это иррациональный страх, такой же, как страх буки, которая прячется под кроватью в темноте. Но, к сожалению, вырастают из него дольше, а вреда он причиняет намного больше. Он способствует росту агрессии, насилия и ненависти в обществе, а это никому не идёт на пользу. Избавиться от него можно, только посмотрев на него лицом к лицу и признав, что бояться нечего: между гомосексуалами и гетеросексуалами нет никакой разницы, кроме того, что одни любят свой пол, а другие — противоположный.
Материал подготовлен в рамках программы «Гендерная демократия» Фонда им. Генриха Бёлля.
Ольга Бурмакова, Частный Корреспондент.
Статью через страницу КОНТАКТЫ прислал Арбула Ломидзе, г. Тбилиси.