«Акт Злуки» - объединитель или разъединитель Украины?
25.01.2011
Обозначив это никчемное историческое действо как государственный праздник, руководство Украины демонстрирует пренебрежение к общей истории, истине и здравому смыслу... Получается, что День Украинской Соборности 22 января по сути своей это символ разъединения двух славянских народов единой Руси.
В соответствии с указом Президента Украины от 21 января 1999 года, вот уже 12 лет, как на Украине отмечается новый государственный праздник - день Соборности. В основе памятной даты лежит провозглашение Акта «Злуки» (объединения), Украинской Народной республики (УНР) и Западно-Украинской Народной республики (ЗУНР) 22 января 1919 года. Именно это событие считается символом Соборности Украины.
В январе 1918 года была создана УНР, а на территориях, входивших в состав Австро-Венгерской империи, была образована ЗУНР. В декабре 1918 года лидеры двух государств в Фастове подписали предобъединительный договор. 22 января 1919 года этот договор, вошедший в историю как Акт «Злуки» (Велика Злука) - акт объединения украинских земель, был обнародован в Киеве на Софийской площади.
Считается, что акт «Злуки» стал реальным воплощением вековой мечты украинцев о своем суверенном государстве, хотя реального объединения украинских земель тогда не произошло - Восточную Галичину оккупировали поляки, а Закарпатье - Чехословакия.
10 марта 1919 года на III Всеукраинском съезде советов, в Харькове, как самостоятельное государство была провозглашенаУкраинская Социалистическая Советская Республика. Но на протяжении 1919-1920 годов республика продолжала оставаться ареной столкновений большевистских, украинских, белогвардейских, польских и прочих военных формирований. К концу 1920 года советская власть установилась на большей части территории Украины, и в 1934 году Киев стал её столицей.
Что же вкладывается в понятие Соборность Украины? Считается, что под «соборностью» следует понимать федеративную форму государственного устройства, если, конечно, мы следуем православной, а не католической традиции. Именно так видел «соборное» будущее Украины один из наиболее видных теоретиков национальной независимости Вячеслав Лепинский. Но, к сожалению, сегодня в основу государственной идеологии закладываются не его идеи, а интегральный национализм Донцова и его последователя Бандеры.
Но вернёмся к исторической подоплёке праздника. В перипетиях гражданской войны на Украине не просто разобраться даже профессиональным историкам. Как писал Михаил Булгаков - непосредственный свидетель тех лет - самым ужасным годом в России был 1918 год, хуже его был только 1919-ый.
Немецкая интервенция, а затем войск «Антанты», гетман Скоропадский,большевики на юге и востоке Украины, белые, Петлюра, Махно, поляки Пилсудского и Украинская галицкая армия. Киев переходил из рук в руки столько раз, что сходусложно и сосчитать. В декабре 1918 года Симону Петлюре удалось собрать до 50 тысяч сабель и штыков для борьбы с украинской державой гетмана Скоропадского. Ядром армии был корпус сечевых стрельцов, сформированный из галичан, попавших в русский плен ещё во время Первой мировой войны. Но основную массу войск Петлюры составляли формирования разномастных атаманов, как мы бы сейчас сказали - полевых командиров.
Четырнадцатого декабря эта бандитская армия вошла в Киев и, пограбив, поубивав и понасиловав всласть, провозгласила восстановление Украинской Народной республики. После этого были налажены контакты с Западно-Украинской Народной республикой, возникшей на развалинах Австро-Венгрии. На момент провозглашения акта «Злуки» киевская власть контролировала только малую часть центральной Украины. При этом административный аппарат практически отсутствовал. Так что можно говорить о весьма условном суверенитете даже над этими территориями. Что же касается ЗУНР, то к этому времени её правительство вообще было выбито поляками из Львова и находилось в Станиславе (современном Ивано-Франковске). Последующие события показали, что подписанный документ так и остался декларацией т.к. подписанные условия не стали соблюдать даже представители двух украинских республик, не говоря уже о международном признании. Вся дальнейшая судьба подписантов - серия сепаратных переговоров и предательств. Вначале вооружённые силы галичан (украинская галицкая армия) переходят к Деникину, а после его разгрома становятся «червоной-червоной» Украинской Галицкой армией.
К началу лета 1919 года поляки уже оккупировали восемьдесят процентов территории ЗУНР, не лучшие дела обстояли у Петлюры. Только наступление Деникина отсрочило полный разгром «соборной» УНР. Петлюра, в свою очередь, в апреле1920 года заключил союз с Польшей, по которому отказывался от претензий на западную Украину.
Уже через несколько дней после торжественного мероприятия на Софиевском майдане к Киеву подошла Красная армия. Пятидесятитысячная армия Петлюры, состоящая из «австрийских прапорщиков резерва, сельских учителей и, всяких карьеристов и авантюристов» - слова одного из наиболее колоритных персонажей той эпохи - атамана Григорьева – разбежалась. Пятого февраля советские войска заняли Киев.
Так какую же идею призван выражать сегодняшний праздник? Пожалуй, мы можем почерпнуть из него лишь негативный исторический опыт. Отсутствие исторического единства Украины, декларативность государственных актов, взаимное недоверие, предательство и неспособность украинской политической элиты к созданию жизнеспособного государства. Изжиты ли эти проблемы сегодня? Проблемы, перечеркнувшие попытки обретения украинскойнезависимости в семнадцатом-двадцатом годах. Поможет ли изжить их новый праздник? Трудно понять сегодняшнюю логику руководителей государства, пытающихся представить это событие как краеугольный камень современной украинской государственности. Между тем, совершенно очевидно, что основы территориальной целостности, единства и суверенитета нашей страны были заложены в советский период. Именно тогда Украина обрела свои нынешние границы и получила статус члена Организации объединённых наций.
Почему же, все-таки, официальным Днём Соборности Украины президентом Кучмой была назначена дата 22 января 1919 года? Что же произошло в тот день?
А ровным счётом ничего конкретного, кроме спектакля, разыгранного как бы двумя правительствами, как бы двух стран - Украинской народной республики и Западно-Украинской народной республики, устроившими скучное представление с оглашением Акта Соборности украинских земель. Обе республики являлись политическим полуфабрикатом, полученным в результате распада империй – России и Австро-Венгрии. И поэтому оба эти «государства-недоноска» не могли ни объединяться, ни разъединяться, ни вообще совершать никаких политических действий. Тем более, что одно из этих правительств поляки уже турнули не только из Львова, но вообще из Галиции; другое же - то, что на днепровских кручах уже седлало лошадей, готовясь бежать куда глаза глядят, ибо Щорс да батько Боженко готовились вступить в Киев. Что у этих правительств только и было территории, где верные им части квартировали. Население же не ведало, под какой властью оно живёт. Но Акт прочли, подписали и на том всё кончилось.
Как известно, Таращанский полк вместе с Богунским участвовал в освобождении Украины от интервентов и петлюровцев, в боевых действиях против Директории и овладел Киевом 5 февраля 1919 года. За этот подвиг 7 февраля 1919 года постановлением Временного рабоче-крестьянского правительства Украины полк был награжден Красным знаменем, а командир Василий Боженко - Почетным именным золотым оружием (вместе с Николаем Щорсом).
Но перед тем как вступить в Киев красные командиры Щорс и Боженко обратились с письмом к руководителю УНР Симону Васильевичу Петлюре.
Это поистине замечательное послание было написано 92 года назад. Тогда, в разгар Гражданской войны, наши доблестные красноармейцы, не проникнувшись идеями «соборности и злуки», били почем зря на всех фронтах национально свидомых петлюровцев. Не знали тогда наши прадеды и о том, что «жовто-блакытники», на самом деле, герои и патриоты. А их предводитель бывший бухгалтер Симон Васильевич Петлюра через почти сто лет превратится из убийцы мирных граждан и насильника - в героя современной Украины. Наверное, поэтому в письме Щорса и Богуна напрочь отсутствует толерантность и политкорректность.
«Головной атаман» Симон Петлюра предлагает им дружбу, руку – т.с. протягивает. Убеждает бросить все к такой-то матери и стать под благородные знамена борьбы за «самостийность» и «незалежность». А в ответ…
«Мы, таращанцы, богунцы и другие украинцы, казаки, красноармейцы, получили твое похабное воззвание. Как встарь запорожцы султану, так и мы тебе отвечаем.
Был у нас гетман Скоропадский, сидел на немецких штыках. Сгинул, проклятый.
Но вот новый гетман объявился - Петлюра. Продал родину, мать, продал бедный народ. Скажи, Иуда, за сколько грошей продал ты Украину? Сколько платишь своим наймитам, чтобы песьим языком мутили селянство, поднимали его против власти трудовой бедноты?
Скажи, Иуда, скажи, предатель, только знай, не пановать панам больше на Украине. Мы - сыны ее, бедные труженики - головы сложим, а ее обороним, чтобы расцвела на ее вольной земле рожь на свободе и сжата была свободным селянством на свою пользу, а не жадным грабителям, кровососам - кулакам и помещикам. Да, мы братья российских рабочих и крестьянства, как братья всем, кто борется за освобождение трудящихся.
Не доносить тебе штанов до этого лета. Уж мы тебе бока намяли под Коростенем, Бердычевом, Проскуровом. Уже союзники твои оставили Одессу. Свободная Венгрия протягивает к нам братские руки, и руки ограбленных панами крестьян Польши, Галиции тянутся к горлу твоему, Иуда!
Прочь иди в петлю, проклятый! Давись, собака!
Именем крестьян-казаков Украины командармы Щорс, Боженко и другие. 1919 г.».
На Украине любят праздновать. Но называть праздником позорный акт, который привёл потом к оккупации территории немецкими войсками – по меньшей мере, неразумно, если не сказать больше… Особенно удивляют галичане, особо рьяно празднующие Злуку. Хотя именно их потом предал Петлюра, фактически отдав ЗУНР полякам.
Если же отрешиться от всей этой псевдоукраинской лабуды, то можно утверждать, что реально объединение всех украинских земель произошло осенью 1939 года, а затвердил документ об объединении Украины товарищ Сталин в мае 1945 года, растоптав фашистскую гадину.
А окончательную добавку сделал «волюнтарист» Никита, зачем-то (может быть спьяну) передав Украине Крым.
Кучма же объявил 22 января 1919 года Днем Соборности Украины только потому, что ценность этой даты для украинских националистов определяется тем, что отсутствует русский и советский факторы, сыгравшие решающую роль во всех объединительных процессах на Украине. В данном случае одержала верх идеология австроукраинского пробандеровского толка, который так характерен для нашей сегодняшней политической верхушки.
Поэтому можно утверждать, что, обозначив это никчемное историческое действо как государственный праздник, руководство Украины демонстрирует пренебрежение к общей истории, истине и здравому смыслу, определяясегодняшнюю Россию, как опасное для себя геополитическое образование. Получается, что День Украинской Соборности 22 января по сути своей это символ разъединения двух славянских народов единой Руси.
И очень жаль, что президент Янукович, неоднократно клявшийся в любви к России, продолжает «многовекторную политику» Кучмы, разбавленную бестолковым русофобством Ющенко.