ГлавнаяРелигия РПЦ оправдывает сексуальное насилие против женщин
РПЦ оправдывает сексуальное насилие против женщин
26.01.2011
Протоиерей Всеволод Чаплин высказался в пользу оправдания сексуального насилия в отношении женщин и обвинил самих женщин в том, что они становятся его жертвами. Возмущённые его высказываниями российские феминистки призвали патриарха Кирилла потребовать от протоиерея извинений.
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества, выступая на круглом столе по межэтническим отношениям в Москве 17 декабря 2010 года, заявил: «Если она носит мини-юбку, она может спровоцировать не только кавказца, но и русского. Если она при этом пьяна, она тем более спровоцирует. Если она при этом сама активно вызывает людей на контакт, а потом удивляется, что этот контакт кончается изнасилованием, она тем более не права».
Высказываясь подобным образом, Всеволод Чаплин проявляет чудовищную, абсолютно недопустимую безграмотность и бестактность в вопросе, требующем исключительной деликатности, поскольку задевает чувства сотен тысяч российских женщин, особенно тех, кто стали жертвами сексуального насилия, каждая из которых, впрочем, как и любой гражданин России, имеет право на сексуальную неприкосновенность вне зависимости от формы одежды и круга общения.
Вместо того чтобы способствовать распространению в общественном сознании тезиса о том, что насилие в отношение кого бы то ни было недопустимо, и призывов к противодействию любым формам насилия, протоиерей не только утверждает допустимость сексуального насилия, оправдывает преступников, совершающих насилие в отношении женщин, но ещё и обвиняет самих женщин в том, что они стали (или могут стать) жертвами сексуального насилия.
Значительной части российского общества подобные высказывания, конечно, не покажутся возмутительными или даже необычными. Всем девочкам-подросткам примерно это же говорили мамы и бабушки, мотивируя необходимость «быть скромными» проблемой сексуальной безопасности. Приблизительно те же предостережения встречались ученицам средних школ в учебниках по ОБЖ. Казалось бы, такие советы и не тянут на ценностные и тем более возмутительные. Но что мы получаем на самом деле?
Слыша подобные тезисы, особенно размноженные в медиа, мы имеем очередное свидетельство того, что в российском контексте отношение к женщине до сих пор базируется на принципах культуры изнасилования, в которой изнасилование является не только непорицаемым деянием, но даже нормальным, обыденным. Культура изнасилования стремится переложить вину с насильника на жертву, оправдывая насильника тем, что жертва-де «была не так одета и пьяна».
Нормально ли это — судить за преступление не преступника, а его жертву? Оправдывать, например, убийцу, потому что потерпевший умер, потому что не умел драться, когда на него напали? Оправдывать грабителя, потому что старичок, у которого он вырвал кошелёк с пенсией, не умел быстро бегать и громко кричать? Пьяного водителя, задавившего беременную женщину, оправдывать тем, что она сама виновата — не отскочила с проезжей части, хотя знала ведь, что дороги переходить в принципе опасно, особенно потому, что некоторые из водителей пьяны и могут совершить наезд? Оправдывать владельца дорогого автомобиля, убившего двух женщин, тем, что они не успели свернуть со своей крайней левой полосы, хотя ведь видели, что в противоположном направлении пробка, и должны были знать, что некоторые обладатели мигалок могут выезжать на встречку? Почему же, когда речь заходит о сексуальном насилии в отношении женщин, общественное мнение ополчается против жертвы? Почему любая женщина в России должна ощущать себя потенциальной жертвой не только потому, что преступник может осуществить насилие, но и потому, что её не только не будут защищать, но и обвинят в том, что произошло?
Такие высказывания явно демонстрируют, что слабый человек, не владеющий приёмами боевых искусств, не найдёт у Русской православной церкви утешения и защиты от насилия. Вроде бы именно представители церкви, призывающей к милосердию, должны высказываться в таком роде: не осуществляйте насилие! Препятствуйте, где можете, насилию в отношении слабых и беззащитных! Защищайте как можете беззащитных и слабых! Но вместо этого РПЦ устами официальных своих представителей не только говорит женщинам: сами виноваты. И обращается к насильникам: вы невиновны, мы оправдываем вас, поступайте так и дальше, потому что в преступлениях подобного рода виновны сами жертвы, а на вас никакой вины нет.
Протоиерей Чаплин, скорее всего, не знаком со статистикой, свидетельствующей о том, что 80% изнасилований осуществляется людьми, хорошо знакомыми женщинам, то есть угроза приходит оттуда, откуда не ждали. Многочисленные исследования показывают, что цель изнасилования — это не получение сексуального удовлетворения, но демонстрация власти. И получается, что всё в изнасиловании обстоит совершенно не так, как описывает протоиерей Чаплин. То есть он обманывает российское общество. Вводит его в заблуждение.
Допустим, Всеволод Чаплин всего этого не знал, но это его незнание не делает его высказывание более невинным. В конце концов, ничего не мешает ему это узнать. А заодно — извиниться за свои слова и призвать всех, кто может его услышать, не насиловать никого и никогда, независимо от пола, возраста, физического сложения, одежды, состояния здоровья, настроения, погоды и политической конъюнктуры. Потому что не осуществлять насилие — это гуманно, не осуществлять насилие — это нормально. Это всего лишь навсего — соблюдать права сограждан.
Возмущённые российские феминистки написали открытое письмо патриарху Кириллу с требованием призвать протоиерея Чаплина к извинениям за его слова.
К 27 декабря 2010 года письмо подписало около сотни человек, текст письма приводится ниже.
«Уважаемый Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл!
17 декабря 2010 года, выступая на круглом столе по межэтническим отношениям в Москве, глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин позволил себе слова, задевающие права, свободы и достоинство гражданок Российской Федерации. Равноправие граждан независимо от их пола закреплено в Конституции РФ. Агентство «Интерфакс» передаёт его слова следующим образом: «Если она носит мини-юбку, она может спровоцировать не только кавказца, но и русского. Если она при этом пьяна, она тем более спровоцирует. Если она при этом сама активно вызывает людей на контакт, а потом удивляется, что этот контакт кончается изнасилованием, она тем более не права». Таким образом он ответил на вопрос о том, почему русские девушки часто являются объектом домогательств кавказских мужчин. Отец Всеволод посоветовал россиянкам «во внешнем виде быть более серьёзными». «Внешний вид наших женщин — это серьёзная тема, которую стоит ещё обсудить», — добавил он.
Мы, составители данного обращения и подписавшиеся под ним лица, считаем подобные речи оскорбительной попыткой «свалить с больной головы на здоровую» и переложить ответственность за тяжёлые преступления против личности на их жертв, оправдывая тех, кто их совершает, притом что насилие в отношении женщин — больная тема для российского общества, даже без учёта такого болезненного сегодня вопроса, как межэтнический фактор. За подобными призывами к «благоразумию» теряется простая истина — каждый человек имеет право на сексуальную неприкосновенность, независимо от того, как он (она) одевается и с кем он (она) общается. Напротив, риторика, направленная на ограничение прав женщин, сохраняет в обществе установку на допустимость насилия. Неужели это те понятия, которые православие сегодня хочет внедрить в общественное сознание?
Мы, граждане Российской Федерации, пока ещё надеемся, что активное внедрение голоса православной церкви в общественную жизнь нашей страны нацелено в т.ч. на укрепление мира и взаимоуважения между социальными группами, а не пропаганду установок, оправдывающих насилие, дискриминацию и унижение достоинства женщин. Нам очень неприятно наблюдать попытки высшего чина РПЦ косвенно переложить вину за межэтническую напряжённость на россиянок, и волей-неволей мы задумываемся, не является ли это попыткой разрядить текущую напряжённую обстановку перенаправлением агрессии в сторону женщин, на до сих пор не подававшую признаки готовности проявлять её социальную группу.
Мы просим Вас, уважаемый патриарх, призвать протоиерея Чаплина к публичному извинению за свои слова.