ОДЕССКИМ ЧИНОВНИКАМ ОДНАЖДЫ ПРИДЕТСЯ ВСПОМНИТЬ БРОНЕНОСЕЦ «ПОТЕМКИН» ФОТО
09.11.2012
Революция шлет привет из Одессы!
Серия успешных акций протеста, организованных одесскими левыми, позволила актуализировать дату Октябрьской революции. Этот праздник не стал здесь ритуальным шествием живых мертвецов – напротив, его удалось органично увязать с актуальными проблемами города.
В девяносто пятую годовщину революционного выступления в Петрограде «Южная Пальмира» – Одесса, стала наиболее заметным центром активности украинских левых. 7 ноября 2012 года здесь прошло сразу несколько протестных акций, что стало своеобразным рекордом для новой истории города, который некогда был ареной масштабных революционных выступлений во время революций 1905 и 1917 годов – а теперь довольствуется ролью провинциального губернского центра в нищей периферийной стране.
В этих акциях участвовали не только левые одесситы – к ним присоединились активисты объединения «Боротьба», прибывшие из Киева, Николаева и Херсона, а также представители российского «Левого фронта». Объединившись с одесситами, они с утра прошли маршем по центру города, от оперного театра до Куликова поля, где во время первой русской революции происходили масштабные столкновения казачьего «спецназа» и рабочих дружин. Представители местного КПУ, за колонной которых следовали новые украинские левые, объявили их провокаторами, и потребовали от милиции разогнать активистов – однако местная милиция не решилась устраивать в центре Одессы скандал с непредсказуемыми последствиями и ограничилась плотным «сопровождением» участников марша.
Активисты раздавали буклеты собравшихся посмотреть на марш одесситам, которые реагировали на акцию левых с видимыми симпатиями – несколько человек даже вывесили из окон своих квартир красные флаги. Этот интерес, который был заметен здесь куда больше, чем в Киеве, выказывал определенный общественный запрос на те лозунги, которые скандировали левые – в том числе лозунги на украинском языке, которые, вопреки стереотипам, были положительно восприняты жителями Одессы. Было очевидно, что выморочная Компартия, которая «для проформы» вывела в этот день несколько десятков престарелых и не совсем адекватных людей, ни в коей мере не удовлетворяет этому запросу.
Это же впечатление оставалось из разговоров с местными студентами и строительными рабочими, которые охотно общались с участниками акции. Их интересовал не левый «бренд», который некогда приватизировал Симоненко – а исключительно то, что могут предложить левые для решения широкого спектра злободневных социальных вопросов.
Другой марш, который состоялся в Одессе во второй половине дня, продемонстрировал, какие темы должны поднимать и озвучивать левые. Его участники, представители организаций «Левая оппозиция», «Боротьба», анархисты из РКАС, сторонники Курдской рабочей партии, студенты и активисты городских общественных движений, выступили против повышения цен на проезд в маршрутных такси – с 2,50 до 4 гривень, которое запланировал местный муниципалитет, возжелавший, чтобы одесситы платили за проезд даже больше, чем жители украинской столицы.
Городские власти явно не хотят знать о том, что Одесское восстание девятьсот пятого года началось с экономических выступлений рабочих завода сельскохозяйственных машин Иоганна Гена, и политический протест, захлестнувший тогда город, был во многом основан на социальных требованиях бедных слоев горожан. Причем, баррикады на одесских улицах сооружали из вагонов «конки» – тогдашнего общественного транспорта номер один.
«Четыре гривни за проезд – давай, до свидания!». «Хватит цены повышать – за проезд два пятьдесят!» – эти кричалки, удачно придуманные на ходу Денисом Левиным, стали главными лозунгами акции. Под красным и черным флагом, с транспарантом «Одно решение – сопротивление!», участники марша проследовали по Дерибасовской и Пушкинской улицам к зданию горсовета, останавливая пытавшиеся проехать по ним машины. Марш проходил с хорошим драйвом, а милиция явно недооценила активность его участников – так что когда они вышли на крыльцо горсовета, там находилось только несколько растерянных милиционеров и два чиновника – начальник управления внутренней политики и директор департамента транспорта, которые начали оказывать брутальное давление на организатора акции – Андрея Ищенко.
В этот момент перед зданием муниципалитета находилось около ста человек. Они собирали подписи против повышения цен на проезд, обещая вновь прийти к городским чиновникам 7 декабря, если они все-таки решатся поднять тарифы для горожан.
Сразу после этого в разных частях Одессы – на Потемкинской лестнице, возле Оперы, на Думской площади, на вокзале и в городском саду прошли флешмоб-акции, в которых приняли участие марксисты, анархисты и студенческая молодежь. «Капитализм убивает!» – по этой команде активиста Алексея Албу десятки людей замертво падали на землю, и несколько минут недвижимо лежали среди шокированных прохожих. «Социализм дает жизнь!» – по этому призыву они вставали, агитируя прохожих против антисоциальных реформ власти. Большинство участников акции были студентами, и некоторые из них приняли участие в протестных маршах 7 ноября. Кроме того, на флешмоб пришли активисты курдской общины – ведь как раз накануне по инициативе объединения «Боротьба», в Одессе прошла единственная в Украине акция протеста в знак солидарности с массовой голодовкой политических заключенных в турецких тюрьмах, которую цинично замалчивают украинские СМИ.
Серия успешных акций протеста, организованных одесскими левыми, позволила актуализировать дату Октябрьской революции. Этот праздник не стал здесь ритуальным шествием живых мертвецов – напротив, его удалось органично увязать с актуальными проблемами города, вовлекая в протестную активность новых людей. Конечно, не следует считать это каким-то впечатляющим достижением. На самом деле, подобные акции будут иметь серьезный политический эффект только тогда, когда они станут обычными, регулярными, и их будут проводить не только по праздникам, но и в будни.
Однако эти акции убедительно показали, что, взаимодействуя между собой, украинские левые могут представить себя обществу, нейтрализуя растущее влияние ультраправых. И если эта тенденция сохраниться, одесским чиновникам однажды придется вспомнить броненосец «Потемкин».