Традиционное и привычное «дарение бус» в обмен на геополитические и геостратегические позиции.
Американские правящие круги не утруждаются в Центральной Азии, в своем традиционном снобизме забывая честно признаваться в том, как они относятся к «стратегическим партнерам».
Еще в конце сентября на просторах Интернета практически незамеченной прошла информация об одном весьма примечательном мероприятии, которое прошло в Узбекистане.
Высокопоставленные чиновники и военные представители США встречались с представителями промышленных и политических кругов Республики Узбекистан.
Встреча состоялась в рамках стратегии предстоящего вывода контингента НАТО с территории Афганистана. На эти цели Североатлантический блок (и, как правило, здесь не обходится без участия США) готов потратить колоссальные средства. При этом деловым кругам, ныне существующим на территории Узбекистана, дали понять: американское военное и политическое руководство ожидает широкой и масштабной поддержки со стороны промышленных и политических правящих элит Узбекистана. В частности, узбекским «партнерам» намекалось на возможность участия в выгодных тендерах на материально-техническое и продуктовое обеспечение группировки войск стран членов НАТО. Хотя известно, что условия участия в подобных тендерах весьма и весьма непростые.
Позволим себе процитировать фрагмент выступления американского посла в Узбекистане Д. Кролла: «…Для меня честь представить наших уважаемых гостей: первый заместитель министра внешних экономических связей, инвестиций и торговли Акмаль Камалов; генерал-майор Марк Браун, командующий Объединенным командованием по заключению контрактов в поддержку театра военных действий Центрального командования; контр-адмирал Рон Макларен, директор Объединенного отдела поддержки резервных закупок Управления тылового обеспечения Минобороны США; контр-адмирал Патриция Вулф, исполняющая обязанности командующего поддержки войск Управления тылового обеспечения Минобороны США. Эти высокопоставленные должностные лица и их сотрудники собрались здесь сегодня, чтобы объяснить вам, членам узбекских промышленных и деловых кругов, как принять участие в планах Центрального командования США и Управления тылового обеспечения Минобороны США Соединенных Штатов для увеличения закупок из Центральной Азии, особенно из Узбекистана. Спрос на закупки огромный, так же как и конкуренция. Как посол США в Узбекистане, я воспринимаю данный симпозиум как один из элементов нашей исходной приверженности делу укрепления американо-узбекских экономических связей!». Конец цитаты.
И далее, снова цитата от господина Кролла: «…Сегодняшний симпозиум является результатом (прежних) консультаций, демонстрируя нашу готовность перейти от слов к конкретным действиям. Я надеюсь, что коммерческие возможности, созданные во время проведения симпозиума, будут способствовать нашим двусторонним экономическим связям, помогут развить торговые связи с соседним Афганистаном, а также в регионе Центральной Азии»…
Вместе с тем, по имеющейся информации, фактически ни один из узбекских поставщиков оказался не способен в силу определенных причин соответствовать условиям паритетного участия с другими поставщиками для НАТОвского контингента. Причина – банальна: соотношение цены и качества предоставляемых услуг.
И при этом узбекские «партнеры» не стеснялись требовать преференции при участии в тендерах, настаивая на льготных для себя условиях.
Так или иначе, вопрос с участием в тендерах и с последующими за этим процедурами заключения контрактов решился чисто по-американски: контракты были заключены с теми компаниями, кто так или иначе – даже путем посредничества и смены вывески – был связан непременно с американскими и проамериканскими производителями товаров и услуг.
Возникает справедливый вопрос: зачем американским чиновникам и военным участвовать в очевидном фарсе с заверениями в «партнерских» отношениях?
Ответ, по мнению экспертов, лежит на поверхности: попытаться руками узбекистанских предпринимателей через так называемое «деловое сотрудничество» или «укрепление связей» проникнуть еще глубже в структуру афганских и пакистанских компаний, связывая их тем самым в желании сотрудничества. Как известно, Госдепартамент не присылает своих представителей или проводников своей внешней политики лишь с какой-то одной целью: действия американцев для непосвященных полны внешнего лоска и праздничного пафоса, а для посвященных – это всегда «двойное дно»…
Многие эксперты, рассуждая о реализации концепции Вашингтона «Шелковый путь», склонны воспринимать хронику взаимоотношений США и стран Центральной Азии двояко: как следует из примеров нищающего Кыргызстана, обескровленного «цветными революциями» и ожидающего впереди серьезной конфронтации этнических общин на территории Ошского и граничащих с ним территориальных образований, ни одно из заявленных демонстрационных обещаний США о «дружбе и сотрудничестве» еще не было реализовано в пользу хотя бы одного центральноазиатского государства – если, разумеется, не считать прибылей и привилегий, получаемых правящими элитами от подобного «сотрудничества». На протяжении всего периода с тех пор, как США в рамках своей «контртеррористической» деятельности проникли в регион Центральной Азии, преференции и геополитические выгоды получали лишь США, а никак не страны, участвующие в реализации их геополитики.
В этой связи не будет лишним подчеркнуть: США никогда не пойдет на закупки необходимых для функционирования группировки товаров и продовольствия у третьих стран, поскольку основным приоритетом Вашингтона является вливание выделяемых членами НАТО денежных средств в экономику США, а не улучшение условий жизни Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана или других государств-«партнеров».
Американские чиновники не уполномочены для того, чтобы щедрой рукой раздавать преференции местным производителям товаров и услуг. И никогда уполномочены не были, будучи прекрасно осведомлены о политике родного Госдепартамента и Пентагона. «Борьба с бедностью» в странах Африки – ближайшее тому подтверждение. Ведь известно, кто и на каких условиях поставляет ресурсы и продовольствие для голодающих африканцев…
Чем еще может быть чревато «сотрудничество» США с государствами Центральной Азии, в частности – Узбекистана?
Люди, способные разбираться в витиеватых дипломатических формулировках американских «друзей», знают, о чем идет речь. И ответ нужно искать, как ни банально – у господина американского Доллара.
При незначительных (по американским меркам, разумеется) затратах США – как свидетельствуют очевидные факты и тенденции – успешно свой «Шелковый путь» реализуют. Правда, это на пространствах бывшего СССР происходит в виде прежде традиционного и привычного «дарения бус» в обмен на геополитические и геостратегические позиции.
А то, что вместе с «расширением торгово-экономического сотрудничества» в смысле взаимодействия местных компаний с компаниями-игроками из Афганистана и Пакистана путем вовлечения узбекских (как, впрочем, и иных центральноазиатских) фирм и предприятий начнется проникновение граждан (а иже с ними материалов и учений) исламского радикального и экстремистского толка – то не забота Госдепартамента. Они так всюду поступают, прежде договорившись с Саудовской Аравией о разделе сфер влияния – об этом, кстати, уже неоднократно предупреждали эксперты и аналитики.
Кстати, данная конфигурация весьма соответствует планам США на сохранение гегемонии в роли единственной сверхдержавы – даже путем ранее испробованных методов в виде инициатив саудовских шейхов. Вы тут, мол, похозяйничайте, пока мы там с Китаем и Латинской Америкой разберемся…
А что будет при нужных США раскладах с режимом Каримова через год-два? Или с режимом Туркмен-баши, Атамбаева и Рахмона?
На исторически недавнем примере мы показали, как и к кому американские деятели относятся.
Нужны новые данные? Они – пожалуйста, в нынешних пропагандистски проплаченных сводках про Сирию… Про Югославию и ту же Ливию мы ведь все уже в курсе… вон, и Египет вчера уже вновь восстал – не хотят демократию, хотят Шариат…