Политические похороны Вальтера: причины и следствия
24.02.2013
«Вор должен сидеть в тюрьме!» И он будет там сидеть! Перед законом все равны», - выразил свое отношение к сложившейся ситуации на аппаратном совещании в ОГА Пеклушенко.
В последнее время Мелитополь оказался в центре внимания средств массовой информации всей страны. Мэру Мелитополя Сергею Вальтеру и его заместителю предъявлено подозрение по пяти статьям Уголовного кодекса: ч. 4 ст. 358 УК Украины (использование заведомо поддельных документов), ч. 1. ст. 384 (заведомо неправдивые показания во время проведения досудебного следствия), ч. 4. ст. 368 (взятка), ч. 2 ст. 209 (преднамеренное нарушение требований законодательства о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем), ч. 1. ст. 366 (должностной подлог).
Орджоникидзевский суд Запорожья по представлению прокуратуры рассмотрел вопрос установления меры пресечения для мэра Мелитополя и отстранил его от исполнения обязанностей городского головы. Суд же выставил условие, по которому мэр может остаться на свободе – полтора миллиона залога. Уже на этой неделе – в понедельник – аналогичную меру пресечения суд выбрал и для зама мэра Козлова. Правоохранители продолжают активную работу и очевидно, что многое еще впереди, так как в зоне их внимания ряд замов и руководителей коммунальных структур связанных с Сергеем Вальтером не только законными схемами работы.
Что же произошло? Стали внезапной эта ситуация? Или всего лишь наконец-то реализовалось то, что было неизбежным и чего два с лишним года ждали многие люди в Мелитополе, Запорожье, а может даже и в Киеве?
Став в 2010 году мэром Мелитополя при протекции тогдашнего губернатора Петрова, практиковавшего финансовое решение кадровых вопросов, Сергей Вальтер, до этого две каденции бывший секретарем городского совета, получил в свои руки полноту городской власти. Город возглавил человек с примечательной историей судимостей
13 января 1976 года за хищение государственного имущества (ст.81 ч.1 УК УССР) - исправительные работы на 1 год. В период отбывания наказания за первое преступление Сергей Вальтер совершил новое преступление. 15 октября 1976 года по статье 81 УК УССР, части 2 (рецидив) осужден нарсудом г. Мелитополя на 3 года лишения свободы. Отбывал срок в Бердянской колонии. Освобожден 15 ноября 1979 года. 22 июля 1981 года осужден на 2 года лишения свободы Красногвардейским народным судом АРК за кражу личного имущества (ст. 140 ч. 2 УК УССР). 8 апреля 1985 года арестован Тамбовской прокуратурой и осужден Тамбовским областным судом по статьям 208 ч. 3 и ст. 154 ч. 2 УК РСФСР (Приобретение или сбыт имущества, заведомо приобретенного преступным путем и спекуляция). Приговорен к 1 году лишения свободы. Освободился 18 апреля 1986 года из мест лишения свободы Тамбовской области.
За фасадом внешнего благоустройства центра города и укладки новой тротуарной плитки, город, по оценкам мелитопольцев, стал превращаться в форпост коррупции и криминала. Об этом неоднократно говорили отдельные депутаты городского совета, жители города, чиновники разных уровней, журналисты. И причин для того было не мало. Именно они и стали основой разработки правоохранителей. А по данным компетентных источников, в их разработке сегодня не только те преступления, по которым уже выдвинуты подозрения, а и ряд эпизодов связанных с хищениями бюджетных средств, вымогательств денег у предпринимателей, незаконным переоформлением коммунальной собственности и земли на «своих людей», уклонением от уплаты налогов, незаконным оборотом металла, организация нападений и избиений неугодных и многое другое.
Отдельные «цветы» этого «букета» можно наблюдать во многих городах Украины, но весь «джентельменский набор» с таким размахом и под личным руководством городского головы стал возможен только в Мелитополе, где четырежды судимый рецидивист с поддельным дипломом стал «преобразовывать» город по привычному ему образцу. Даже полюбившиеся простым мелитопльцам новая тротуарная плитка, расходы на которую неслись из кармана горожан, стала предлогом для вымогательств денег «на благоустройство» у предпринимателей, а все заказы заводились на ЧП «Скоробагатько», работавшее на личные интересы все того же Вальтера.
«Ситуация усугублялась и уже реализованные Вальтером схемы порастали новыми преступлениями», - комментирует деятельность мелитопольского мэра источник в правоохранительных органах – «Мелитополь был определен новым губернатором Пеклушенко приоритетной зоной внимания в рамках кампании по борьбе с коррупцией, объявленной Президентом. Там сложилась наиболее проблемная на фоне всей области ситуация».
Рост криминала и теневого сектора в экономике города больно ударил по многим мелитопольцам, имея весьма мрачные социальные последствия. Один из ярких примеров фактическое уничтожение одного из градообразующих предприятий - ОАО «Мелитопольский завод «Автоцветлит». Предприятие долгие годы специализировалось на производстве уникального алюминиево-магниевого, стального литья по выплавляемым моделям и чугунного литья. Но именно благодаря своему профилю деятельности оно оказалось в сфере интересов Сергея Вальтера, как известно, давно имеющего теневой бизнес по выплавке цветного и черного металла.
Важнейшими потребителями продукции «Автоцветлита» являются предприятия автомобилестроения, моторостроения и общемашиностроительной промышленности. В последние годы предприятие могло держаться на плаву только за счет крупных заказчиков, например, «АвтоЗАЗа». Однако, пришедшие на предприятие представители Вальтера стали перебрасывать заказы с него на фирмы своего шефа, что привело к тройному снижению валовой прибыли, и, соответственно, к краху завода, потери горожанами сотен рабочих мест, прекращению производства и налоговых отчислений.
Выиграли на этой истории частные дворовые литейки, принадлежащие Сергию Георгиевичу, среди которых занимает особое место предприятие «Мрия», уже хорошо известное правоохранителям. Предстоит им оценить и роль граждан Козлова, Говоркова, Шансова, Хруща и Ламыкина, приложившего руку к банкротству предприятия и выводу его прибыли. Стоит отметить, что помимо 35 миллионов заказов «Автоцветлит» только в результате обещанной Вальтером «помощи» потерял еще четыре миллиона.
Накаляемая в криминальном и социальном отношении ситуация не могла остаться незамеченной за пределами Мелитополя. Тем более, что команда Вальтера сама активно привлекала к себе внимания, то очередным криминальным эпизодом, то внутренними конфликтами. Как было, в частности, с тлеющим в течении почти всего 2012 года конфликтом между Вальтером и его партнером – секретарем горсовета Артуром Поляченком, отправленным Вальтером в отставку в ноябре месяце.
К тому времени Вальтер уже понимал, что ситуация в Мелитополе привлекла внимание как руководства области, так и правоохранителей. Но без проработки мелитопольской ситуации правоохранителями, ее должной правовой оценки, никто не стал бы предпринимать преждевременных шагов. По данным источников, правоохранители начали углубленно изучать ситуацию в Мелитополе еще весной 2012 года.
Понимая не радостную перспективу развития событий, Вальтер начала судорожно искать выход из ситуации. Причем, вовсе не в возврате своей деятельности в законное русло. В Мелитополе и за его пределами Вальтер начал интенсивно пытаться формировать образ «заговора» против него, участниками которого оказались все кто только возможно, как в Мелитополе, так и в Запорожье. Прибегнув к принципу «бей своих, чтобы чужие боялись» Вальтер не только сделал крайним своего бывшего партнера Поляченка, но и обвинил его во всех, как подлинных, так и своих собственных грехах, пытаясь привязать его ко всем своим оппонентам. Уже события последних дней показали, что рецепт «изготовления виноватых» применяется Вальтером чуть ли не автоматически к своему окружению.
Именно стремлению политизировать ситуацию и обязаны мелитопольцы появившимся газетам вроде - «Мелитополь – родной город».
Уже чувствуя необратимость предстоящих событий Вальтер, используя подконтрольных депутатов городского совета, попробовал «нападать первым», принимая на городской сессии то обращения к Президенту, то, выражая недоверие правоохранительным органам, то, распространяя пиар, направленный на очернениепротивников и обеление собственной роли. Не малую роль в этом сыграли и московские пиарщики, приглашенные Вальтером в Мелитополь вовсе не для выборов, а именно для публичной информационной войны с теми, кто попробует выступить против его правления. Пока не известно, оплачивает ли их Вальтер сам, или это вклад тех сил, за помощью которых обратился Вальтер, стремясь найти себе «крышу» за пределами не только Мелитополя, но и Украины…
Результатом публичных выпадов Вальтера стала и публичная реакция губернатора:
«Мы не можем замалчивать ситуацию, которая складывается на территориях. В Мелитополе есть конфликт и это нужно признать. Мы следим за ситуацией. Считаю, что это борьба не идей, а людей. В конфликте виноваты обе стороны, в связи с чем я хочу заявить: кто бы он не был - мэр, пэр, сэр, как сказал известный киногерой: «Вор должен сидеть в тюрьме!» И он будет там сидеть! Перед законом все равны», - выразил свое отношение к сложившейся ситуации на аппаратном совещании в ОГА Пеклушенко.
Тогда же состоялась встреча губернатора и мэра Мелитополя, итогом которой стало написание последним заявления о сложении с себя полномочий руководителя городской парторганизации. Впрочем, спустя время, вернувшись в Мелитополь, Вальтер его отозвал, решив искать поддержки в других местах.
Перспектива проблем с органами Вальтеру была хорошо известна еще в середине года. Также как и то, что благодаря множеству противоправных действий доказательную базу правоохранители собрать смогут. Вальтер стал искать политическую поддержку. Попытка игры с новой политсилой Кличко успехом не увенчалась и была быстро пресечена, и помощи пришлось искать у одной из криминально-финансовых российских групп.
Уже в середине ноября правоохранителями был задержан директор КП «Мелитопольский асфальтобетонный завод» Иван Чаусов с крупной суммой денег, а вслед за этим оперативники УБОП в Запорожской области задержали объявленного в розыск заместителя Вальтера Леонида Василенко. Прокуратура Запорожской области возбудила уголовное дело по ч. 3 ст. 368 УК Украины (получение взятки в особо крупных размерах) в отношении обоих. Их показания стали серьезным подспорьем для следствия.
По имеющимся данным, уже тогда правоохранители во всю прибегли к полному арсеналу оперативной разработки: от наружного наблюдения до видео и аудио фиксации встреч и разговоров. Именно это и дало возможность оперативно отреагировать на новую попытку Вальтера сложить свою игру на удержание.
В январе Вальтер попытался передать Мелитополь под контроль аффилированного с россиянами криминалитета Днепропетровской области. Взамен – те должны были через, якобы, имеющиеся связи в киевских кабинетах правоохранительных органов, замять дела Вальтера и обеспечить ему безопасность. С этой целью в Мелитополе появился гость из Днепропетровской области, а именно Днепродзержинска – Игорь Кремень. Представляемой им группе, имеющей интересы в Днепропетровской области, Киевской области, Скиданске и Судаке, должны были отдать под контроль значительную часть бюджетных потоков и дать возможность провести приватизацию под видом акционирования мелитопольского ЖКХ, которое по виденью Кремня и Вальтера должно было стать частным. Кременя начали «стажировать» на должность первого зама городского головы, вводя в курс сложившихся схем, событий и мероприятий.
Предоставленная правоохранителями видеозапись нового «дележа города» определила необходимость форсировать процесс пресечения преступной деятельности городского руководства. Тем более, что доказательная база в отношении ключевых лиц ОПГ – Вальтера, Козлова и прочих уже была собрана. 6 февраля совместная группа работников областной прокуратуры и УБОПа направилась в Мелитополь, начав необратимый процесс наведения порядка в городе.
Судя по имеющимся данным из окружения мэра, сам Вальтер очень не стремится получить пятую судимость и намерен пытаться держаться за кресло любыми способами. Однако, насколько стало известно, его возможные «помощники» либо слишком далеки как от Мелитополя, так и от его проблем, либо сами уже стремятся решать свои проблемы, не оглядываясь на уже почти бывшего мэра Мелитополя. Сегодня не так много желающих заступаться за того, в отношении кого есть не только достаточный набор доказательной базы, но и резкая реакция на мелитопольский беспредел тех, на чье имя Вальтер привык писать обращения.