«Священство Православной Церкви должно быть светло, как солнце, по качествам души своей и по жизни своей, к по высочайшему небесному, священноначальствующему и тайнодействующему сану своему» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Священство (Рукоположение, Хиротония) - Таинство Православной Церкви, в котором через молитвенное возложение архиерейских рук на ставленника, избранное лицо, возводится Благодать Святого Духа, для прохождения пастырского служения, то есть для совершения Таинств и богослужений, наставления христиан в вере и руководства их в делах спасения. Таинство Священства совершается только над лицом мужского пола, принадлежащим к клиру, православно верующим, состоящим в первом браке, освященном Церковью, или принявшим монашеские обеты. Посвящение в степени священнослужителей есть дверь, через которую пастырь входит «во двор овчий», облеченный духовной властью над паствой и ответственностью за нее перед Господом. «Священство Православной Церкви должно быть светло, как солнце, по качествам души своей и по жизни своей, к по высочайшему небесному, священноначальствующему и тайнодействующему сану своему» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Такое служение первыми проходили святые апостолы, призванные Самим Спасителем. Для успешного прохождения этого служения апостолы получили Благодать Святого Духа в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4), а затем через возложение рук передали ее своим преемникам: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, к Которого уверовали» (Деян. 14:23). Избранные апостолами, в свою очередь, также рукополагали последователей, и таким образом Благодать Божия, преемственно передаваемая, пребывает в Церкви Христовой и доныне. Хиротонию следует отличать от хиротесии - возложения рук с молитвой для посвящения в чин низшего клира, в церковнослужители (чтецы, певцы, иподиаконы). В отличие от хиротонии, хиротесия не является таинственным рукоположением Священства, а представляет собой священнодействие, которое совершается архиерейским благословением и руковозложением в знамение утверждения в церковной должности. При этом возложении руки не произносятся таинственные слова призывания Благодати, рукополагающей во Священство.
Апостолы по внушению Духа Святого установили три степени пастырского служения: диаконское, пресвитерское и епископское. О всех этих степенях упоминается в писаниях апостольских, причем епископы возвышаются над пресвитерами и диаконами правом рукоположения, суда и чести. Апостол Павел учит, что через рукоположение действительно сообщается Благодать Духа, что именно Он поставляет именно Дух Святой: «Итак внимайте себе и всему стаду, к котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которого Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28).
Епископ совершает Все Таинства. Пресвитер, или священник (иерей), не может совершать только Таинство Священства, а диакон сам не совершает Таинств, но помогает епископу или священнику в их совершении. Диакона и пресвитера рукополагает епископ, а епископа - два или три епископа.
Таинство Священства совершается на литургии; благодать Священства преподается посвящаемому при возложении рук епископа (или нескольких епископов при посвящении в епископский сан) с чтением архиерейских молитв. При этом на клиросе поют: «Кирие, элейсон» («Господи, помилуй»), - в знак того, что благодать священства вместе с верой принята нами от греков. На это же указывает и дальнейшее троекратное пение «достоин», по-гречески - «аксиос». Таинство Хиротонии неповторяемо: второе посвящение в один и тот же сан не допускается.
Текст на ТРИБУНУ НАРОДА прислала общественная организация «ДИАЛОГ»
Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script