ГлавнаяСтатьи ПОСЛЕДНИЙ ШТУРМ СЕВАСТОПОЛЯ ПРОДОЛЖАЛСЯ БОЛЬШЕ МЕСЯЦА (С 7 ИЮНЯ ПО 12 ИЮЛЯ 1942 ГОДА)
ПОСЛЕДНИЙ ШТУРМ СЕВАСТОПОЛЯ ПРОДОЛЖАЛСЯ БОЛЬШЕ МЕСЯЦА (С 7 ИЮНЯ ПО 12 ИЮЛЯ 1942 ГОДА)
17.06.2013
К сожалению, в современную информационную эпоху даже очевидные факты истории стали предметом идеологических манипуляций.
История Великой Отечественной войны — яркое тому подтверждение. Например, авторы ряда публикаций (украинских и российских) дошли до того, что открыто превозносят действия армии фельдмаршала Паулюса под Сталинградом и принижают храбрость защитников Севастополя в 1941-1942 годах. При этом они старательно замалчивают тот факт, что защитники Севастополя сдерживали врага почти 8,5 месяцев, а 6-я немецкая армия под Сталинградом 2,5 месяца (освобождение Севастополя от немцев длилось и того меньше - менее 1 месяца). Спорить с людьми, которые всерьез утверждают, что потери немцев почти в 10 раз ниже советских, а у фельдмаршала Манштейна не было даже танков (хотя в архивах бундесвера десятки фотографий, на которых запечатлены немецкие танки под Севастополем) - бессмысленно. Ведь их задача не установить историческую правду, а отработать полученные деньги.
Для тех, кто хочет объективно оценить исторические события я предлагаю хронику последних дней обороны города:
Ночь с 28-го на 29-е июня 1942 года: шел 23-й день новой серии беспрерывных атак на Севастополь и восьмой месяц с момента начала обороны города. Передовые части немецкого 30-го корпуса на надувных лодках скрытно переправились через бухту и вошли в Севастополь. Немецкий фельдмаршал Э.Манштейн, руководивший штурмом города, написал: «С успешной переправой через бухту, падением Инкерманских высот и прорывом 30 ак Сапунской позиции судьба Севастопольской крепости была решена».
30 июня 1942 года: пал Малахов курган. Это был последний оборонительный рубеж на входе в город. Фельдмаршал Манштейн приказал авиации и артиллерии беспрерывно обстреливать и бомбить жилые кварталы города, чтобы смешать город с землей. К этому моменту боеприпасы у защитников Севастополя были на исходе. Боеспособными оставались части общей численностью в 5,5 тысяч человек. Остальные группы защитников Севастополя представляли собой деморализованную массу, измотанную беспрерывными восьмимесячными боями и бомбардировками. Эти силы откатывались на мыс Херсонес в надежде на эвакуацию. В каземате 35 береговой батареи прошло последнее заседание Военного Совета обороны города, на котором было принято решение об эвакуации всего командного и личного состава на Кавказское побережье. Выбор был не велик: эвакуация или плен (как это впоследствии было с фельдмаршалом Паулюсом).
Командующий Севастопольской обороной адмирал Ф.Октябрьский предпочел эвакуироваться. Командующий Приморский армией генерал-майор И.Петров сделал попытку самоубийства, но его спасли подчиненные. В итоге и он эвакуировался следуя распоряжению Ставки в ночь на 1 июля 1942 года на подводной лодке. В эту ночь 200 человек было вывезено самолетами и 700 человек на подводных лодках. Возле мест посадки была давка. Вслед уплывавшим и улетавшим раздавались ругань и автоматные очереди со стороны тех, кто все еще оставался на мысе Херсонес.
На этот момент в Ставке не был разработан план эвакуации города. Как признал нарком военно-морского флота Н.Кузнецов, здесь побоялись ослушаться приказа Сталина, который гласил: «Ни шагу назад!» Генерал Петров в душе еще надеялся на то, что, вырвавшись из севастопольского ада в Новороссийск, он сумеет убедить командование прислать на помощь хоть какие-то корабли, чтобы спасти оставшихся. Увы, путь подводной лодки «Щ-209», увозившей его и ряд других командиров Красной Армии, из-за беспрерывных атак авиации и кораблей противника занял четыре дня вместо нескольких часов. Прибыв в Новороссийск, Петров выскажет в лицо адмиралу Октябрьскому все, что думает об эвакуации Севастополя и обвинит командующего Черноморским флотом в том, что тот не сумел обеспечить эвакуацию его армии. У Октябрьского на это будет свой ответ - Ставка очень поздно дала разрешение на эвакуацию. Бросать в это время флот на спасение севастопольцев - значило бы угробить и флот, и не помочь оставшимся на берегу.
1 июля 1942 года:остатки Приморской армии отступили на мыс Херсонес. Командовать обороной здесь остался генерал-майор П.Новиков. Его штаб разместился на 35-й батарее. В течение дня немецкая авиация беспрерывно бомбардировала позиции оставшихся в живых защитников Севастополя. Но они сумели отбить 8 атак противника. Все ждали кораблей для эвакуации.
Ночь с 1 на 2 июля 1942 года:35-я береговая батарея, израсходовав снаряды, была взорвана, чтобы не достаться врагу. С этого момента оборонявшиеся лишились последней артиллерийской поддержки. Маршал С.Буденный, командующий советскими войсками на Северном Кавказе, распорядился отправить для эвакуации защитников Севастополя все имеющиеся плавсредства Черноморского флота. Но из-за противодействия вражеской авиации и артиллерии приблизиться к берегу смогли лишь несколько катеров. Поскольку места для посадки оказались не очень пригодными, командиры этих кораблей распорядились отойти на некоторую дистанцию от берега. Теперь к ним пришлось добираться вплавь и сотни людей погибли в воде под обстрелом и из-за давки. Лишь малая часть добралась и была принята на борт. Стало ясно, что надеяться на эвакуацию морем не приходится.
2 июля 1942 года:Генерал-майор П.Новиков принимает решение прорваться через Ялтинское шоссе в горы к партизанам. На рассвете остатки Приморской армии бросились на прорыв. Потери были ужасны. Прорваться через три линии обороны противника смогли лишь единицы. Немцы беспрерывно обстреливали и бомбардировали мыс Херсонес. К концу дня немецкие танки прорвались к морю. Возможность подойти к берегу у советских подводных лодок и катеров исчезла. Боеприпасы практически закончились. Мыс Херсонес был усеян телами погибших красноармейцев и моряков.
Ночь на 3 июля: часть оборонявшихся вместе с генералом Новиковым вплавь добралась до группы сторожевых катеров, присланных советским командованием. К сожалению, эти корабли были перехвачены немцами. После боя Новиков и его подчиненные попали в плен. В 1944 году он был убит в концлагере.
3 июля 1942 года: У маяка Херсонесский завязался последний рукопашный бой. Фельдмаршал Манштейн писал: «Противник предпринимал неоднократные попытки прорваться в ночное время на восток в надежде соединиться с партизанами в горах Яйлы. Плотной массой, ведя отдельных солдат под руки, чтобы никто не мог отстать, бросались они на наши линии. Нередко впереди всех находились женщины и девушки-комсомолки, которые, тоже с оружием в руках, воодушевляли бойцов. Само собой разумеется, что потери при таких попытках прорваться были чрезвычайно высоки».
4 июля 1942 года:маршал Буденный распорядился, чтобы флот не считаясь с потерями продолжил попытки эвакуации людей с мыса Херсонес. Максимум, что могли сделать советские катера и подводные лодки — приблизится на расстояние в 1км к берегу и подбирать тех, кто под обстрелом противника мог доплыть сюда. К вечеру остатки Приморской армии стали сдаваться в плен. Всего в боях на мысе Херсонес согласно сообщению фельдмаршала Манштейна было взято в плен около 30 тысяч солдат и офицеров. Еще около 10 тысяч ранее попало в плен в районе Балаклавы. Всех их ждал ужас концлагерей, который пройти довелось лишь единицам. Особенно жестоко немцы относились к краснофлотцам. Последних мучили, вырезая пятиконечные звезды на груди.
До 12 июля 1942 года: немецкие части выжигали последних защитников мыса Херсонес, укрывшихся в пещерах и отстреливавшихся, при помощи огнеметов. Последних севастопольцев травили ядовитыми газами. Таким образом, последний штурм города продолжался больше месяца (с 7 июня по 12 июля 1942 года).
Из воспоминаний капитан-лейтенанта И.Луцкого, изданных в Нью-Йорке после войны (автор попал в плен, вступил в РОА Власова и бежал с ее остатками на Запад): "Бредут колонны измученных пленных... У разрушенной стены лежит мертвая женщина. Рядом с ней, уцепившись ручонками за юбку, копошится ребенок и пискливым голосом зовет мать. Подбежавший эсэсовец сапогом отбрасывает ребенка... другой наступает ему на голову ногами...".
Прошло менее двух лет, и настал черед немцев ощутить на себе тяжесть поражения. 16 апреля 1944 года советские войска подошли к Севастополю, а уже 9 мая город был взят в результате штурма. 12 мая 1944 года остатки 17-й немецкой армии были полностью пленены на мысе Херсонес. Приказ на эвакуацию Гитлер не хотел отдавать до последнего момента. В результате, согласно данным подтвержденным немецким генералом К.Типпельскирхом, в советский плен попало до 100 тысяч человек. Эвакуироваться смогли лишь командующий обороной Севастополя генерал пехоты Карл Альмендингер и небольшая группа немецких солдат и офицеров.