Этот интересный неизвестный ГРЕНАДЕРСКИЙ ФАНАГОРИЙСКИЙ ПОЛК
19.08.2013
Если бы Фанагорийцы во время т.н. Октябрьской революции были бы в Питере, а не в Москве, то оная могла бы и не состояться.
В Крыму, на Керченском полуострове на самом его краю на Востоке есть такая местность под названием Фанагория. Так вот, в 1800 году солдаты 11 полка армии его величества строили там крепость под тем же звучным названием - Фанагорийская. Кроме того, они успешно выполняли функцию по успокоению бывших Запоржских казаков (ныне Кубанских), что поселились и организовали так называемую «Сечь» на Восточной стороне Керченского пролива.Бывшие Запорожцы вели себя очень неспокойно, все норовиливновь на Запорожье вернуться. Вот полку и присвоили имя по месту дислокации «Фанагорийский» 31 марта 1801 года, через 11 лет после штурма Измаила и через год после смерти полководца. Так что название ул. «Фаногорийская» в городе Измаиле неоправданно и несправедливо - это ошибка. Правильнее было бы назвать «имени 11 гренадерского полка», коим тогда он и был.Ошиблись не только Измаильские горе-историки в отношении вышеупомянутого полка, но и историки более крупного масштаба. Например:
А. Шишов в своей книге «Генералиссимус Суворов», изданной Олма-пресс в 2003 году, упоминает 11 гренадерский полк (Фанагорийский). Ниже я приведу цитату, только я вас прошу-читайте внимательно.
«Перед этим он (Суворов, авт.) приказывает своему любимому гренадерскому Фанагорийскому полку под командованием полковника Василия Ивановича Золотухина направиться к осажденной османской крепости. Фанагорийцы готовы были идти за Суворовым в огонь и в воду: он об этом знал и верил в них».
Полк сформирован лично Суворовым посредством изъятия из регулярных полков наиболее сильных, подготовленных и преданных военнослужащих и целых подразделений 25 мая 1790 года, т.е. к 30 ноября 1790 года полку от рождения было 5 (пять) месяцев и 5 дней. И когда же он успел стать «Фанагорийским» и любимым у Суворова?
Доподлинно известно, что полк находился в личном резерве Суворова во время штурма. Войска генерал-майора Львова, продвигаясь вдоль берега Дуная, должны были штурмовать стены крепости в районе Брощанских ворот, но бить в лоб по воротам было глупо, и Львов приказал прорываться по береговой кромке на стыке между крепостной стеной и водами Дуная. Войска, которыми руководил генерал Львов лично, уже было прорвались в крепость, да вот же ранен был генерал, и наметившийся успех мог быть утрачен.
Может именно в этом и состоит полководческая гениальность Суворова, чтобы в нужный момент принять нужное решение. Суворов, получив известие о ранении Львова, направил туда 2 батальона 11 полка во главе с командиром полковником Золотухиным. Оставшиеся 2 батальона вошли в покоренную крепость для зачистки несколько погодя. Гренадеры развили успех и открыли Брощанские ворота. Через ворота в крепость влетелказачий полк. Дальше уже детали. Русские войска прорвались через стены в крепость практически со всех сторон, и окончательная победа была просто делом времени.
За штурм Измаила в отличии от других полков 11 полк поощрен не был. Ради исторической правды надо сказать, что времена тогда были жестокие, и потому 11 гренадерский полк после штурма выполнял, мягко скажем, весьма специфическую задачу... Короче, пленных турок не осталось ни одного, даже генералов.
Дальше история умалчивает о том, что делал полк целых 6 лет. В книгах о полководце Суворове редко, но имеют место упоминания, о каком-то спец подразделении преданном лично полководцу.
В период, когда Суворов успешно подавлял восстание поляков в 1793 – 1796 годах из польских источников известно о каком-то подразделении, что одно упоминание о нем в дрожь поляков бросало. И только в конце 1796 года после смерти Екатерины Великой, когда ее сынок Павлик, взошедши на престол Российский, прусские порядки в армии вводить стал, полк перестал быть секретным и был приписан к Смоленской инспекции.
Для сведения. Инспекции в войсках были учинены для борьбы с бунтарством, инакомыслием, а также для борьбы с лазутчиками.Проще сказать это была армейская контрразведка (в асной армии она называлась СМЕРШ), и полк чаще всего исполнял в это время карательную функцию и приводил в исполнение смертные приговоры военного трибунала.
Да, вот еще, один интересный для истории Измаила факт. Из Википедии, то бишь свободной энциклопедии, доподлинно известно, что наш Измаильский пацан с Крепостной магалы с 8-го июля по 10 ноября 1798 года 11-м гренадерским полком командовал - это хорошо известный нам основатель г. Измаила, Серега Тучков, тогда он еще полковником был.
В 1806 году Фанагорийцы вновь принимают самое активное участие в боевых действиях против Турок и очень успешно. Известно, что полк применял егерскую тактику, т.е. на поле боя солдаты перемещались в рассыпную, хаотически, перебежками, а не как было принято тогда во всех армиях (Прусская методика), в плотном строю и ружейный огонь залпами. Часто подразделения полка, как наиболее боеспособные, привлекались для выполнения диверсионных задач. Они взрывали пороховые склады противника, «гуляли», по тылам турок, безжалостно вырезая последних целыми подразделениями.
В Бородинском сражении (1812 г.) Фанагорийцы использовались, как простой линейный пехотный полк, но, благодаря вышеописанной тактике, потери у них были меньше, чем в других полках. И все-таки только офицеров в битве при Бородино погибло 12 человек, и 19 офицеров было ранено.
Наибольшую известность полк получил за особые заслуги в войне с Турками на территории Болгарии в 1877 - 1878 годах. Слава о воинах полка гремела по всей Российской империи. Одно упоминание о Фанагорийцах» у турок челюсти сводило от страха.В турецких газетах того времени довольно часто встречаются публикации о зверствах головорезов Фанагорийского полка не знающих жалости и пощады. Достаточно сказать, что за особые военные отличия в сражении за Плевну полк был награжден двумя Гиргиевскими трубами с надписью: «За разбитие и пленение турецкой армии под Плевной, 28 ноября 1877 г.». Далеко не многие из частей Русской армии имели собственный гимн, а этот имел. Я, когда служил в Советской армии, часто слышал его в исполнении военных духовых оркестров, но нам никто и никогда не говорил, что это егерский марш Фанагорийских гренадеров.
О Фанагорийцах слагали стихи, ходили слухи один страшней другого, рождались легенды, которые дошли до наших дней. Полк все время, как бы был носителем отблеска славы генералиссимуса А.В. Суворова, его «Науки побеждать» и очень гордились этим.Надо отдать должное командованию Русской армии - они всячески поддерживали традиции Фанагорийцев и потому в период с 26 марта 1839 по январь 1842 г.г. полком командовал внук А.В. Суворова полковник (с августа 1839 г. генерал-майор Свиты) князь Суворов Александр Аркадьевич. Ниже я привожу один из примеров отношения к славе полка.
СУВОРОВСКОЕ ЗНАМЯ Отступать! - и замолчали пушки, Барабанщик-пулемет умолк. За черту пылавшей деревушки Отошел Фанагорийский полк.
В это утро перебило лучших Офицеров. Командир сражен. И совсем молоденький поручик Наш, четвертый, принял батальон.
А при батальоне было знамя, И молил поручик в грозный час, Чтобы Небо сжалилось над нами, Чтобы Бог святыню нашу спас.
Но уж слева дрогнули и справа, - Враг наваливался, как медведь, И защите знамени - со славой Оставалось только умереть.
И тогда, - клянусь, немало взоров Тот навек запечатлело миг, - Сам генералиссимус Суворов У святого знамени возник.
Был он худ, был с пудреной косицей, Со звездою был его мундир. Крикнул он: "За мной, фанагорийцы! С Богом, батальонный командир!".
И обжег приказ его, как лава, Все сердца: святая тень зовет! Мчались слева, набегали справа, Чтоб, столкнувшись, ринуться вперед!
Ярости удара штыкового Враг не снес; мы ураганно шли, Только командира молодого Мертвым мы в деревню принесли...
И у гроба - это вспомнит каждый Летописец жизни фронтовой, - Сам Суворов плакал: ночью дважды Часовые видели его.
(Арсений Несмелов)
К сожалению такого рода войско привлекали не только для борьбы с внешними угрозами Российской империи. Доподлинно известно, что в 1895 году полк был привлечен для подавления бунта рабочих Ярославской мануфактуры и расстрелял всего лишь 13 человек. Офицеры и солдаты полка до конца были преданы царю и отечеству и есть мнение, что если бы Фанагорийцы во время т.н. Октябрьской революции были бы в Питере, а не в Москве, то оная могла бы и не состояться.
Подполковник сухопутных войск армии Паращин В.Д., г. Измаил для ТРИБУНЫ НАРОДА.