«Дух» его очередью срубил. Когда подбежал, увидел, что у того полголовы нет, и не стал добивать.
3 сентября 2004 года полковник Вячеслав Бочаров первым ворвался в захваченную террористами, горящую бесланскую школу, вел бой в одиночку, пока его же ребята не оказались внутри. Он не только уничтожил нескольких террористов, но и сумел вытащить из спортзала в безопасное место более десяти детей и женщин. Один из спецназовцев потом вспоминал «Тут «дух» стоял с пулемётом, простреливал весь коридор. Наверное, обалдел, когда увидел полковника Бочарова, бегущего по коридору к двери, чтобы разбаррикадировать её и впустить ребят. «Дух» его очередью срубил. Когда подбежал, увидел, что у того полголовы нет, и не стал добивать. А Бочаров потом вспоминал, что боялся пошевельнуться, чтобы боевик не увидел, что он живой. Потом его ещё и балкой сверху придавило, но он выжил». А после этого… пропал.
Сразу после теракта, его не было ни среди выживших в бесланском аду, ни среди раненых. Офицеры, с которыми Вячеслав Бочаров служил много лет и не раз оказывался в сложнейших боевых ситуациях, не смогли опознать его ни среди раненых, ни среди погибших. Казалось бы, такого не может быть. Но имя 49-летнего полковника появилось в скорбном списке офицеров подразделения, погибших черным сентябрьским днем.
Его нашли среди погибших. Пуля чеченского террориста угодила полковнику Вячеславу Бочарову под левое ухо, и вышла под левым глазом, снеся едва ли не полчерепа… Сознание, еще несколько раз возвращалось к офицеру, когда он лежал под завалом в школе. Окончательно тогда еще «безымянный» полковник пришел в себя, когда уже находился в одном из столичных военных госпиталей. Он по-прежнему не мог ни говорить, ни шевелиться. Единственное, на что хватило сил — едва уловимыми характерными движениями пальцев дать понять постоянно находившемуся рядом реаниматологу: он хочет попробовать что-то написать. Ему вложили в руку шариковую ручку и подложили лист бумаги. Тогда офицер очень медленно, с продолжительными перерывами и как можно тщательнее буква за буквой вывел: «БОЧАРОВ». А чуть позже — аббревиатуру своего подразделения.
Так его имя перекочевало из списка пропавших без вести в список раненых, а число погибших при освобождении заложников в Беслане офицеров-спецназовцев сократилось на одного. На полковника Бочарова.
Он выжил, сбежал из реанимации. Врач сказал: "Если поднимешь предмет тяжелее пяти килограммов - умрешь. Через полгода Бочаров уже занимался наравне со всеми остальными сотрудниками "Вымпела". Он опять был в строю.
Вячеслав Алексеевич Бочаров - родился 17 октября 1955 года в городе Донской Тульской области.
Проживал в городе Синельниково Днепропетровской области Украинской ССР. В 1973 году, окончив среднюю школу, поступил в Вооружённые Силы СССР. В 1977 году окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. Служил в ВДВ.
В 1981—1983 годах принимал участие в Афганской войне, где весной 1982 года получил свою первую боевую награду – орден Красной Звезды. Был тяжело ранен.
В 1998 году перешёл в Центр специального назначения ФСБ РФ, в Управление «В» («Вымпел»).
Участвовал в первой и второй чеченских войнах, в операции по отражению вторжения чеченских боевиков в Республику Ингушетия в 2004 году, в ряде других спецопераций. Был ещё раз ранен.
После бесланской трагедии «За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания Указом Президента Российской Федерации» 11 октября 2004 года полковнику Бочарову Вячеславу Алексеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».
Продолжал службу в ФСБ России. В октябре 2010 года уволен в запас. Активно участвует в воспитательно-патриотической и общественной ветеранской работе, президент Фонда «Солдаты XXI века против войн».
Награжден орденами Красной Звезды, "За военные заслуги", многими медалями, в том числе "За отвагу" и медалями ордена "За заслуги перед Отечеством" I и II степеней с изображением мечей, иностранной наградой - орденом Звезды III степени (Афганистан).
14 февраля 2007 года по решению Фонда Регионального Развития В. А. Бочарову присуждена премия «Герой нашего времени».
Всякий раз – будь то боевые действия в Афганистане или Чечне, уничтожение террористов в Назрани или освобождение заложников в Беслане – о себе Бочаров вспоминал в последнюю очередь. Наверное, поэтому судьба уже неоднократно вычеркивала офицера из списков погибших.