Не так давно в газете "Бульвар Гордона" (№36(72), сентябрь 2006 г., с.6-7) была опубликована обширная претенциозная статья хорошо известного со второй половины 80-х гг. экстрасенса, целителя Анатолия Кашпировского "Слышите? Идет "война священная". Статья не заслуживала бы внимания, так как она опубликована в бульварной газете, которая по определению обращается к читателю, используя другие, нежели обоснованная логика и реальные факты, аргументы, если бы не одно "но". В ней выражена идея, которая проскальзывает сегодня в работах ряда представителей мира экстрасенсов, о том, что христианская церковь, и прежде всего церковь православная, есть явное зло, с которым нужно бороться и которое обязательно нужно отвергнуть.
Большинство целителей, дающих свою открытую рекламу в прессе, как правило, апеллирует к тому, что они так или иначе связаны с христианством. Они говорят о том, что у них есть иконы, они фотографируются с крестиками на шее, они говорят что сами молятся, что именно Бог им дает их целительные способности, что Бог благословляет их. Церковь всегда отрицала какую-либо причастность к их деятельности, более того, она никогда не давала благословения на целительство такого рода. Она всегда утверждала, что экстрасенсы оперируют другими силами, скорее противоположными по сути той силе, которой действует Господь в этом мире. Но автор указанной статьи, Анатолий Кашпировский, сильно выбивается из этой колеи, что и вызывает удивление: он открыто проповедует себя как атеиста. Причем излагает элементы целой философской системы, с позиций которой он отвергает церковь, веру в Бога и призывает к тому же читателей. Необычность его статьи состоит именно в том, что автор выступает как экстрасенс-материалист, которому церковь мешает и в этом смысле он отражает некую тенденцию, так как есть еще экстрасенсы, которые хотели бы, чтобы церкви не было. Хотели бы они этого потому, что им легче в воде, из которой ушла церковь, и которая потому стала мутной, ловить очень крупную рыбу. Сейчас это делать труднее, потому что церковь православная официально провозглашает, что экстрасенсы – это люди, через которых темная сила врага рода человеческого попадает в наш мир, призывает людей не пользоваться их услугами и не верить им. И естественно, что у этих людей есть стимул отрицать церковь, утверждая атеизм, то есть иногда они прикрываются церковным авторитетом и атрибутами, зная и чувствуя их силу, а иногда вынуждены бороться с церковью, апеллируя к научности и атеизму. Кашпировский идет как раз вторым путем.Прежде всего он высказывается о том, что он верит в "бога" как совокупность законов природы, которого нельзя любить, который не слышит и не видит нас, который не обладает никакими личными свойствами, который фактически представляет собой материю, "объективную реальность", находящуюся вне нашего сознания и "данную нам в ощущениях". Кашпировский определяет "бога" как "законы, которые все создают, чтобы разрушить и все разрушают, чтобы создавать". То есть он предельно четко и ясно говорит о том, что он атеист. И тут же начинает вести себя нечестно по отношению к оппоненту. Прежде всего он обвиняет христианство в мракобесии, в том, что оно мешает людям исцеляться, излечиваться, используя законы природы и что в общем-то сохраняет невежественность, заставляя людей тратить силы не на то: они вынуждены просить у "Бога" чего-либо, расходовать на это время, молиться, а на самом деле никакого Бога нет, он никого не слышит и не видит, не благословляет, просто потому что никакого личного Бога нет, есть просто законы природы, которые нужно познавать и использовать[1]. На этом пути Кашпировский передергивает факты и обвиняет православие, с которым он в реальности и борется[2] на основании преступлений… католической церкви и исламских террористов. Так, Кашпировский вменяет в вину православию сожжение Д.Бруно, Я.Гуса и других так называемых "еретиков" и в целом "20 миллионов соженных на кострах инквизиции людей" (было ли в Европе во времена Инквизиции столько населения, которое можно было сжечь без полного обезлюдения континента?), крестовые походы, терроризм Бен-Ладена. Так что все примеры Кашпировского – это попытка переложить грехи с одной головы на другую. Однако Кашпировский выступает не просто как атеист, но как атеист-консерватор, которому лучше было в советском атеистическом обществе, к которому мы сами, честно говоря, возвращаться не хотим. В конце своей статьи он обвиняет современное руководство Украины и России и более того – верхушку коммунистической партии советского времени в том, что она в погоне за сытостью и благополучием срочно перекрасившись, предала народ и рядовых коммунистов и стала насильно навязывать народу "ненужные ему перестройку, реформы, приватизацию". И под это дело ввела религиозный культ, теперь президенты крестятся, а Кашпировский чувствует в этой связи, что у него украли Родину. Все это очень показательно и печаль Кашпировского о советской эпохе понятна. Дело в том, что в советское время единственным лекарем человеческого тела была медицина, а вот душой, духом занимались компетентные партийные и специальные органы. Партийные органы разрабатывали и поддерживали атеистическую идеологию, а специальные органы смотрели внимательно за тем, чтобы не было отклонений от этой идеологии и, как выражались во времена Андропова, "профилактировали" всех, кто отклонялся. В церкви жизнь еле теплилась, вера из общества изгонялась. Это нужно было, чтобы сплачивать советских людей вокруг единой генеральной линии, которая была задана общей идеологией. Это была правильная технология, так как советские руководители понимали: если вы владеете духом человека, если все мысли и чувства его скрепляете с нужной вам идеологией, то человек будет двигаться в необходимом направлении. Мы знаем какое это было направление и какая цена была заплачена за движение по нему, особенно Украина знает: огромная масса растоптанных, униженных жизней, насильно вытолкнутых в атеистическое небытие с пути в то "светлое будущее", которое обещали всем коммунисты. В этих условиях душа человека оказалась, за исключением тех, кто искренне верил коммунистической перспективе и кого становилось все меньше и меньше, неприкаянной, без опоры. Ибо душе человека практически невозможно навсегда прикипать к материальному, даже если оно выражено в красивой наукообразной форме, тем более что научная картина мира, картина бесконечной и холодной Вселенной рождает однажды вопрос: а какой смысл моей собственной жизни, лишь мига на фоне всей этой миллиардолетней бесконечности? Тело имело опору в стабильных, хотя и достаточно бедных условиях материального существования, а вот дух нет. И в этих условиях таким как Кашпировский было легко и выгодно, они хорошо встраивались в нишу специалистов по духовности. С одной стороны, они обещали в наукообразной форме исцелить множество телесных недугов через изменения или воздействия на дух и душу неким магическим словом или пассами. Это вполне магия, чародейство, но поданное в такой современной обертке, в виде такого бренда, что неверующий очень легко проглатывал его, особенно будучи в какой-то телесной скорби. С другой стороны, не нарушались устои советской идеологии, все было как бы по науке, с экстрасенсом могли даже устраивать научные дискуссии, проводить эксперименты, что только работало на его имидж, чего никогда не стали бы делать со священником, а потому была гарантия не попасть в поле зрения КГБ. Отсюда – доход, сторонники, сила, рожденная спекуляциями на понятной неспособности медицины излечить все болезни, спекуляциями на надежде, хорошему знанию психологии и т.д. Я был на сеансе Кашпировского в 1990-м г. когда он приезжал в Донецк, я видел пляшущих людей, размахивавших руками, головой с закрытыми глазами, я сам пытался закрыть глаза и испытать нечто подобное, так как пришел с собственной болезнью, не смертельной правда, но все же сильной. У меня ничего, однако, не вышло. Честно говоря, мне тогда понравился Кашпировский. Он все время говорил, он давал надежду, подчеркивая, что лечит не только в момент гипнотического счета под музыку, но в течение всего времени с момента своего появления на сцене и это ломало внутреннее сопротивление сомнений. Он говорил наукообразно, он был на передней границе научных исследований в медицине (или мне казалось что был, ведь я не врач). Но что это было – лечение или что-то еще? На что реагировали люди? По всей видимости там была часть самогипноза, а части людей просто приплатили за подобный "транс". Они были как бы точками кристаллизации определенной атмосферы в аудитории, "заводили" ее. Мы не будем обвинять однако огульно Анатолия Кашпировского в подлоге, пусть даже все танцующие участники того сеанса были действительно в некоем трансе, но тем хуже для них и для Кашпировского: мы знаем, что сегодня точно также пляшут на бдениях разных секты. То есть этот человек уже тогда, на закате советской эпохи торил дорожку разным "Белым братствам", Богородичным центрам, "Новым поколениям" и пр. тоталитарным сектам. Конечно, мы не хотим сказать, что только церковь лечит, но мы хотим сказать что не удастся никому оттолкнуть, убрать церковь из человеческой жизни. Кашпировский не хочет христианизации, но человек ее хочет. Не медицина или Бог, но медицина и Бог! Нужно понять, что духу человеческому Бог очень нужен, не для музеев нужны храмы, как говорит Кашпировский, а для живого человека, который болен как телесными болезнями, так и болезнями духа, которому поэтому нужна опора. Эта опора есть, радостная и светлая, эта опора – Бог. Нематериальная часть человека, его душа и дух связаны с чем-то большим, чем "совокупность законов природы", и эта связь дает не просто исцеление телу, она дает радость от осознания и ощущения чего-то более вечного и живого, чем вечная, бесконечная и потому холодная Вселенная. А Кашпировский, к сожалению, зовет нас в обратную жизнь, туда, где было только медицина и партийные органы. Но я надеюсь, что ему уже не удастся никого туда призвать, слишком уж он устарел.
[1]Когда-то Пушкин с горечью отметил, что секуляризовав монастырские владения, Екатерина II на двести лет вперед уничтожила дело развития народного образования. Можно ли было это сказать, если бы до этого православие только и боролось с разумом, знаниями, насаждая "мракобесие"?
[2]В статье приведены фотографии плакатов, сделанные возле православных храмов, о том, что Кашпировский – убийца детей, что он чародей-экстрасенс и нельзя брать греха на душу и ходить к нему на сеансы.