Пока западные правозащитники пытаются обуздать программу тотальной электронной прослушки PRISM, украинские силовики «слушают» наших граждан абсолютно беспрепятственно уже второй десяток лет.
Более того, МВД без стеснения и практически тайком — без общественного обсуждения своей законодательной инициативы — пытается принудить интернет-провайдеров за свой счет покупать крайне дорогостоящее оборудование для «прослушки» интернет-трафика. Законопроект де-факто позволяет МВД в любой момент отследить все действия любого украинского пользователя интернета. При этом силовики получат не только данные о времени и длительности посещения тех или иных интернет-ресурсов, но и содержание сообщений электронной почты, служб мгновенного обмена сообщениями и даже логины и пароли к онлайн-банкингу. Даже шифрование сеанса связи с помощью HTTPS уже давно не мешает спецслужбам читать такой трафик.
По словам Дмитрия Грищука, генерального директора IPnet и Вадима Сидоренко, совладельца «Юникаст Инвест» (ТМ «Триолан»), сегодня интернет-провайдеры действительно не обязаны за свой счет устанавливать у себя оборудование для прослушки трафика и такое оборудование у них на площадках не стоит. Однако инженер центра управления сетью одного из крупнейших украинских провайдеров на условиях анонимности порекомендовал «proIT» не доверять словам топ-менеджеров интернет-провайдеров.
«Законы и подзаконные акты их конечно могут ни к чему не обязывать, но я не удивлюсь, что во избежание проблем и дабы получить протекцию, они у себя разместят оборудование силовиков. Это могут быть какие-то обыкновенные решения, которые ставятся в стойку, и ничем не отличаются от обыкновенного сервера», — говорит инженер, бывший непосредственным свидетелем установки силовиками решения для «зеркалирования» трафика на техплощадке провайдера.
Он также добавляет: «Если к интернет-провайдеру придут спецслужбы с конкретной просьбой или предложением, бизнес не пойдет на конфликт, потому что в провайдерском бизнесе существуют «черные» деньги, которые проходят мимо налоговой. Директор предприятия просто в устном порядке договорится со спецслужбой — дескать, мы разместим у нас то, что вам нужно, а вы нас не трогаете, подвигаете налоговиков, и в случае чего — замолвите слово».
Стоит отметить, что установка прослушивающего трафик оборудования по таким «договоренностям» практически всегда означает нарушение закона со стороны силовиков. «Потому что, если есть санкция следственного судьи, никто ни с кем не договаривается, приходят, ставят и все. Спецслужбы договариваются только когда не хотят возиться с оформлением официальных документов», — объясняет инженер.
Возможность выторговать себе особые условия работы и фактически получить «крышу» от спецслужб является одной из двух ключевых причин, почему интернет-провайдеры всячески препятствуют любым попыткам силовиков на законодательном уровне обязать их за свой счет устанавливать оборудование для прослушки интернет-трафика. Вторая не менее значимая причина заключается в элементарной дороговизне такого оборудования. По его словам, стоимость устройства, способного анализировать провайдерский трафик скоростью около 10 Тбит/с, может достигать $1 млн. Сейчас, по словам инженера, спецслужбы по договоренности или по санкции судьи устанавливают на площадках интернет-провайдеров гораздо более простое оборудование для «зеркалирования» трафика конкретных абонентов. Это может быть обыкновенный L3 коммутатор или коммутатор уровня доступа/агрегации.
Практика тотальной прослушки государством собственных граждан в обход собственных законов не нова на постсоветском пространстве. Прослушивание интернет-трафика в масштабах страны уже более 10 лет действует в России. Система СОРМ-2 (Система технических средств для обеспечения функций оперативно-рoзыскных мероприятий) протоколирует обращения к сети интернет. Она фактически построена за счет интернет-провайдеров, которых законодательно обязали устанавливать системы перенаправления трафика. Установка такого оборудования является обязательным лицензионным условием для провайдеров.
Если в области контроля интернет-трафика Украина пока значительно отстает от восточного соседа, то система прослушивания телефонных переговоров (наш аналог СОРМ) в наших странах была организована практически в то же время — в конце 90-х прошлого века. Установка прослушивающего оборудование операторами мобильной и стационарной связи в Украине уже давно стало одним из условий получения лицензии на вид деятельности. К слову, один из топ-менеджеров «МТС-Украина» подтвердил корреспонденту «proIT», что на их технической площадке установлено оборудование спецслужб для прослушивания телефонных переговоров. Это требование прописано в ч. 4 ст. 39 закона «О телекоммуникациях». Норма обязывает операторов телекоммуникаций за собственные средства устанавливать в своих сетях технические средства, необходимые для осуществления силовиками оперативно-розыскных мероприятий, и обеспечивать функционирование этих технических средств.
За несоблюдение этого требования (что может быть установлено проверкой НКРСИ) на должностное лицо оператора телекоммуникаций может быть наложено административное взыскание по ст. 145 КУоАП «Нарушение условий и правил, регламентирующих деятельность в сфере телекоммуникаций и пользования радиочастотным ресурсом Украины, предусмотренную лицензиями, разрешениям» в виде штрафа от 1700 до 3400 грн., а если нарушение впоследствии не будет устранено НКРСИ в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 55 закона «О телекоммуникациях» имеет право аннулировать лицензию.
Примечательно, что хотя интернет-провайдеры фактически попадают под действие ч. 4 ст. 39 закона «О телекоммуникациях», формально их пока нельзя наказать за отказ устанавливать технические средства для прослушки интернет-трафика, поскольку деятельность провайдеров не лицензируется.
Однако, по словам Ивана Петухова, президента ГК «Адамант», 19 августа 2013 г обнародован для общественного обсуждения проект приказа Администрации Госспецсвязи «Об утверждении Порядка определения Перечня технических средств, которые могут применяться в телекоммуникационных сетях общего пользования Украины». Судя по содержащимся в нем формулировкам, этот документ в текущей редакции может стать рычагом влияния на несговорчивых интернет-провайдеров. Одним из разделов проекта, со ссылкой на совместный приказ СБУ и Администрации Госспецсвязи от 6 августа 2012 № 359 /424, зарегистрированный в Минюсте 29 августа 2012 под № 1454/ 21766, предусматривается проведение комплекса мероприятий по проверке сертификации технических средств телекоммуникаций на соответствие требованиям нормативных документов к техсредствам для осуществления оперативно-розыскных мероприятий в телеком-сетях общего пользования Украины. К этому проекту прилагается перечень техсредств, предназначенных для осуществления уполномоченными органами оперативно-розыскных мероприятий в телеком-сетях общего пользования Украины, сформированный УкрНИИ спецтехники и судебных экспертиз СБУ. Возможно, СБУ уже сейчас готовит почву для создания системы тотальной фильтрации украинского интернет-трафика.
При этом до сих пор остается открытым главный вопрос: кто контролирует законность прослушивания телефонных переговоров и интернет-трафика силовыми структурами? Ведь когда прослушивающая техника устанавливается по договоренности, никто, кроме сотрудников самой спецслужбы, не знает, насколько законно «слушают» того или иного человека. «Если говорить о снятии информации без постановления следственного судьи, то контроль законности … зависит от типа включения оборудования и от гипотетического желания или нежелания оператора контролировать видимую законность подобных сеансов. Согласно украинскому законодательству, у оператора нет возможности знать о законности и правильности мотивации возбуждении уголовного производства», — говорит Иван Петухов.
Однако такой возможностью наделены силовые структуры, поэтому редакция обратилась в пресс-службы МДВ и СБУ с соответствующими запросами. Почти три недели мы объясняли и уточняли силовикам информационный запрос о границах полномочий спецслужб и законодательной базе оперативно-розыскных мероприятий. Но, судя по банальному игнорированию со стороны МВД и бессодержательной отписке СБУ, отечественные силовики либо беспрецедентно законно «слушают» украинцев, либо конституционные гарантии тайны переписки для них — пустой звук.