Украинский военный и политический деятель, известный как батька Махно
08.11.2013
8 ноября 1888 — 6 июля 1934
Нестор Иванович Махно, один из вождей анархистского движения в годы Гражданской войны, родился – по одной из версий – 8 ноября 1888 года в Гуляйполе, Запорожской области, в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу, с 7-летработал на богатых хуторян, позднее – чернорабочим на чугунно-литейном заводе.
Во время Революции 1905 года вступил в анархистскую группу и участвовал в террористических актах и бандитских нападениях. В 1909 году за убийство полицейского был приговорён к смертной казни, но как несовершеннолетнему, казнь заменили на 10 лет каторги. Отбывая заключение в Бутырской тюрьме, Махно занимается самообразованием, перечитав почти всю тюремную библиотеку. Огромную роль на формирование взглядов и выбор политического течения, сыграло общение с другими заключенными.
Освобожденный Февральской революцией 1917 года, он уезжает домой в Гуляйполе, где возглавил «комитет по спасению революции», призвал крестьян игнорировать распоряжения Временного правительства, выступая за национализацию земли и раздел её между крестьянами. С одной стороны, Нестор приветствовал Октябрьскую революцию, как слом старой государственной системы, с другой, считал власть большевиков антикрестьянской.
В 1918 году, во время немецкой оккупации Украины, Махно создает повстанческий отряд, который активно вел партизанскую войну с германскими оккупантами и украинскими правительственными частями гетмана Скоропадского. Махно стал руководителем повстанческого движения в Екатеринославской губернии. Заступаясь за крестьян, взяв их под защиту от грабежей и погромов, он быстро приобрёл большую популярность среди них.
Осенью 1918 года, на смену рухнувшему правительству Скоропадского, пришла националистическая Директория во главе с Петлюрой. Махно отказался признать эту власть, и заключил соглашение с Красной Армией о совместных действиях против Директории.
Укрепившись в Гуляйпольском районе, Махно попытается реализовать анархо-коммунистическую идею общества, как «вольной федерации» самоуправляющихся коммун, не знающей классовых и национальных различий. По его инициативе открывались школы, госпитали, мастерские, даже театр. Планы нарушает вторжение деникинских войск на территорию Украины в начале 1919 года и захват Гуляйполя. С небольшим отрядом Махно укрывается в окрестных лесах и вновь начинает партизанскую войну.
В 1919-1920 годах Махно воевал против белогвардейцев и петлюровцев, а также против Красной Армии. Он еще несколько раз вступал в соглашение с Советской властью, но поднимал мятеж из-за развернутой большевиками антимахновской кампании.
Чудом оставшись жить после тяжелого ранения при переходе границы, остаток жизни Нестор Иванович провел в эмиграции – сначала в Румынии, Польше, затем во Франции. В Париже Махно активно пропагандировал идеи анархизма – выступал, писал статьи, издал несколько брошюр. Одновременно работал в типографии, на киностудии, в сапожной мастерской.
Умер Нестор Иванович Махно в полном забвении 6 июля 1934 года от туберкулеза в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Награждался ли Нестор Махно орденом Красного Знамени…
Уже начиная с первого ордена Красного Знамени, вокруг награждённых существует целый ряд слухов и легенд. Но нас интересует факт награждения орденом Нестора Махно.
Гибель начальника 6-й украинской дивизии Красной Армии атамана Григорьева (якобы имевшего орден №3) от рук Нестора Махно стала ещё одной известной легендой вокруг ордена Красного Знамени. Орден, якобы, предназначался Григорьеву, но в условиях мятежа достался в руки Махно, лично уничтожившему Григорьева.
Официально орден № 4 получил Ян Фабрициус, награждённый им 10 марта 1919. Однако часть историков считает, что данное награждение было сделано уже задним числом, чтобы не оставлять пустой строки в списке награждённых, которая образовалась после вымарывания оттуда Нестора Махно.
В 1980—1990-х годах появилось несколько публикаций о том, что орденом № 4 на самом деле был награждён Нестор Махно, отряды которого 27 марта 1919 года взяли Мариуполь, резко изменив обстановку на фронте в пользу Красной Армии. Отряды Махно в то время официально входили в состав Красной Армии. Эти утверждения основывались на рассказе вдовы Махно Г. А. Кузьменко журналисту и писателю Семанову:
«Нестор был действительно награждён орденом Красного Знамени, когда это случилось, я не помню, но орден помню очень хорошо, он был на длинном винте, его полагалось носить, проколов верхнюю одежду, но Нестор не надевал его никогда. Хранился он у меня, а во время бегства побросали все вещи, видимо, среди них и орден».
Её слова подтверждались сохранившейся фотографией Нестора Махно с орденом на груди.
Не вызывает сомнения наличие нескольких представлений Махно к этому ордену.
Однако, никаких официальных документов, говорящих о том, что представления на Махно были утверждены, не найдено, как и свидетельств о вручении ордена. Сам Махно никогда не упоминал об ордене Красного Знамени даже в прижизненно изданных мемуарах. Сохранившаяся фотография весьма плохого качества и не позволяет утверждать однозначно, что это именно орден Красного Знамени, а не очень похожий по дизайну Знак Красного командира, который Махно как командир бригады Красной Армии действительно мог носить.
Также существует масса вопросов о том, когда мог бы быть вручён орден Махно, на которые нет чёткого ответа, поскольку уже с середины апреля у Нестора Ивановича начались первые серьёзные разногласия с большевиками, позднее вылившиеся в вооружённое противостояние. Ещё одним опровержением данной версии является факт, что пятый кавалер ордена Борис Думенко появился 2 марта 1919 года, ещё до взятия Мариуполя.