ШТРАФБАТ, КАК ОН ЕСТЬ, А НЕ КАК ПОКАЗЫВАЮТ И ЛОЖЬ О ЗАГРАДОТРЯДАХ
30.03.2014
История штрафных батальонов уходит корнями в далекое прошлое, и появились эти батальоны задолго до сталинского приказа №227. Так что - не надо приписывать это изобретение Сталину и НКВД.
Часто приходиться слышать о восхищении фильмами “Гу-га” и“Штрафбат”. Где-то в глубине души, я – человек, не видевший войны, но служивший офицером в Армии, понимал - что-то здесь неправильно. Уж слишком сильно и явно пытаются возвеличить, различного рода уголовное отребье, вызывая у зрителя сочувствие, и вызвать ненависть к офицерам политработникам и особистам – ментам. Для этого приглашаются лучшие актеры, выделяются сумасшедшие деньги. Только отходя от экрана, начинаешь понимать, что это ложь, плевок в тех, кто служил в штрафных ротах и батальонах, в тех, кто служил в заградотрядах и СМЕРШ-е. Подлый плевок в лицо нашим ветеранам, рассчитанный на необразованного и неграмотного раба у тюремной братвы. Видите, какие мы бесшабашные и героические ребята, способные в нужный, судьбоносный для Родины момент оставить в покое ваши карманы и бежать к победе, в отличие от сцыкунов - мальчишек из регулярных частей, по минному полю. Кто еще кроме нас - уголовников отважиться на такое?
Вообще, наш постсоветский кинематограф, прямо, взял курс на возвеличивание уголовного элемента. “Штрафбат” - не первый фильм о штрафниках, в котором, как и в предыдущих, много погрешностей, отсебятины и просто вранья.
Первые штрафные батальоны появились в легионах Римской империи. Упоминается о них и в хрониках эпохи Петра I. Это так называемые абордажные команды на флоте и штурмовые батальоны в пехоте. О штрафниках пишется и упоминается много в любых хрониках военного времени. Как видим, история штрафных батальонов уходит корнями в далекое прошлое, и появились эти батальоны задолго до сталинского приказа №227. Так что - не надо приписывать это изобретение Сталину и НКВД.
Надо отметить, что в частях Вермахта так же воевали штрафники, но попадали туда не на срок 1- 3 месяца, а до истечения всего срока боевых действий. Система нахождения в немецких штрафбатах была жестче и ни тяжелые ранения, ни гибель не могли восстановить штрафника в правах.
В Советской армии были штрафные танковые подразделения, авиа полки и т.д. К примеру, одна кавалерийская часть при отступлении потеряла знамя, весь личный состав части был зачислен к штрафникам. И буквально через несколько дней кавалеристы совершили небывалый и героический прорыв. Штрафное наказание было снято, а для полка сшито новое знамя.
Впервые немцы столкнулись с советским штрафбатом летом 1942года. Из донесения командира дивизии Вермахта в штаб армии “Сегодня, при выдвижении в заданный квадрат, мы столкнулись с непонятным маленьким соединением русских, которое дралось с чудовищной жестокостью до последнего солдата. На убитых не было ни знаков различия РККА, ни звезд на пилотках, документы так же отсутствовали…”.
Командовали штрафными батальонами кадровые офицеры с определенными личными качествами, как правило, неоднократно проявившие личное мужество в боях с противником. Они знали, что умереть на войне - дело обыденное. На то она и война. Но, во время службы и в случае смерти семья в тылу получала огромные льготы, усиленные пайки и др. Кроме того, 1 месяц службы приравнивался к 6 месяцам выслуги при назначении пенсии. Не бывалые по тем временам льготы. Будем говорить, что штрафбаты были своего рода элитой армии. Их посылали на самые опасные и сложные участки фронта, для выполнения сверх сложных задач. Вооружены штрафные подразделения были автоматами и ручными пулеметами, т.е. лучше, чем др. подразделения, т.к. для выполнения поставленных перед ними задач, требовалось более усиленное вооружение.
Ложь и то, что сзади штрафных рот находились заградительные отряды. Они были, но находились далеко от передовой и выполняли совсем другие функции, и никак не занимались функциями расстрела отступающих солдат. Стояли заградительные отряды в тылу дивизий, а это минимум 5 – 6 км от передовой. О задачах и тем, чем занимались заградотряды очень хорошо написано в книге: Пыхалова И. ”Великая Оболганная война” ссылку на которую мы даем http://militera.lib.ru/research/pyhalov_i/13.html, так же рекомендуем к просмотру небольшой видео ролик http://www.youtube.com/watch?v=w8e9vWVI-Sg.
Попробовал бы кто ослушаться или по-своему понять приказ Верховного главнокомандующего в условиях военного времени. Для непосвященных хочется сказать, что битву за Кавказ вели в подавляющем большинстве части заградительных батальонов. Именно мужеству и стойкости офицеров и солдат заградотрядов мы обязаны победе на Кавказе.
И, наконец, на фотографиях той поры, в лентах военной кинохроники – Парад Победы, на парадных кителях многих офицеров высшего звена, имеются солдатские боевые награды.Через много лет я узнал, что эти люди прошли через штрафбат. И почему-то моего уважения к этим воинам ни сколько не убавилось.
Готовя этот материал, я прочел, очень много статей о штрафбатах и уверенно могу сказать, что дисциплины, ответственности, мужества для того, чтобы снять с себя штрафную санкцию, у штрафников было куда больше, чем может показаться.
Чтобы пролить свет на правду и не быть голословными сошлюсь на статью очевидца, командира одного из штрафных батальонов, дословно.
”Штрафные роты и батальоны были созданы по приказу Сталина № 227 от 28 июля 1942 года, известному как приказ “Ни шагу назад” . “Сегодня, 28 июля 1942 года, - говорилось в приказе, - войска Красной Армии оставили город Ростов, покрыв свои знамена позором”. По этому приказу в общевойсковых армиях создавалось от 3 до 5 штрафных рот, а при каждом фронте от 1 до 3 штрафных батальонов (во второй половине войны соответственно 3 и 1) и заградотряды получили право “останавливать отступающих любыми средствами”, другое дело пользовались ли они этим правом.
Командир штрафной роты и штрафного батальона (но не штурмового) имеет право увеличить срок штрафа, а за особо тяжкое преступление - дезертирство - расстрелять. Штраф снимается по первому ранению или отбытию срока. Снимается он и с погибших, иначе семья не получит пенсии. Дикий кадр с расстрелом своих штрафников, чтобы семьи получили пенсию - кощунство. Не знаю, как в 1942-43 годах, но в 1944-45 ни какие заградотряды не стояли у нас за спиной.
Штрафные роты - армейского, а батальоны - фронтового подчинения. И в дивизии, на участках которых намечается разведка боем или прорыв, придаются НЕ НА СОВСЕМ. В любое время они могут быть переброшены Командованием на участок другой дивизии. НИКАКИЕ отделы штаба дивизии, кроме оперативного, в том числе ОСОБЫЙ, к штрафной роте, штрафным и штурмовым батальонам отношения НЕ ИМЕЮТ. Штрафные подразделения подчиняются командиру дивизии ТОЛЬКО в оперативном отношении. По идее штрафными ротами должен заниматься особый отдел Армии, а штрафными и штурмовыми батальонами - фронта. Армия и Фронт - огромные объединения. Им не до нас. У них хватает головной боли, и никто не станет искать себе дополнительную работу. Она уже проделана при направлении в штрафники.
Мне неизвестны случаи, чтобы штрафники оставались голодными. Штрафные подразделения имеют свои хозяйственные службы и получают продукты, обмундирование и водку с армейских складов, минуя дивизию и полк, где сколько-нибудь да украдут.
Самострелыциков не щадили - никакой врач не стал бы рисковать. “Своя” пуля еще ничего не значит, у немцев было огромное количество трофейного оружия; мог быть и случайный выстрел. Самострел определяется по точечным ожогам от крупинок пороха вокруг входного отверстия раны. Почти все штрафники в касках. Их и в обычных подразделениях не жаловали и выбрасывали вслед за противогазами. Русского солдата спасает не каска, а всемогущее слово “авось…”.
А вот разминирование поля боя от противопехотных мин (и не только штрафниками!) - правда. Это подтвердил Маршал Жуков в беседе с генералом Эйзенхауэром, встретившись с ним в Москве летом 1945 года. В своих воспоминаниях генерал писал, что было бы с американским или британским Командующим прибегни они к такой практике…
Штрафные подразделения различны не только по своему составу, но и по боевому духу. Штрафные и штурмовые батальоны не надо подымать в атаку. Желание реабилитироваться и вернуться, кому повезет, с офицерскими погонами и правом занять прежние или равнозначные должности (как правило, шли с понижением) - велико. Другое дело штрафные роты. Заблуждение думать, что уголовники, которые составляли основной контингент этих рот, жаждут отдать свою жизнь за родину. Совсем даже - наоборот. И автор знает об этом не из подобных кинофильмов… А штрафных бригад не было вообще.
За что попадали в штрафники: оставление позиции без приказа, проявление трусости в бою, превышение власти, хищение, оскорбление старшего по чину или должности, драка. Уголовникам в зависимости от судимости от 1 до 3 мес.
НИКОГДА офицеры действующей армии, которых Военный Трибунал не разжаловал и сохранил воинские звания, не направлялись в штрафные роты - только в офицерские штрафные батальоны на срок от одного до трех месяцев или до первого ранения.
НИКОГДА офицеры, вышедшие из окружения, бежавшие или освобожденные из плена, наступающими частями Красной Армии не направлялись ни в штрафные роты, ни в штрафные батальоны - только и исключительно в штурмовые батальоны, где сроки не варьировались - 6 (шесть!) месяцев для всех! Но до этого они должны были пройти “чистилище” лагерей НКВД, где должны были доказать, что не бросили оружия и не перешли добровольно на сторону врага, а кому это не удавалось - отправляли в тюрьмы и лагеря, а иногда и под расстрел.… Эти лагеря, если и отличались от немецких, то в худшую сторону.… В одном из них утром на весь день выдавалось 200 (двести) грамм крупы: вари на чем хочешь, в чем хочешь…
НИКОГДА уголовники не направлялись для отбытия наказания в офицерские штрафные батальоны - только в штрафные роты, как рядовые, сержанты и разжалованные Трибуналом офицеры.
НИКОГДА политические заключенные не направлялись ни в штрафные роты, ни в штрафные или штурмовые батальоны. Хотя многие из них - искренние патриоты - рвались на фронт защищать Родину. Их уделом оставался лесоповал.
НИКОГДА штрафные роты не располагались в населенных пунктах. И вне боевой обстановки они оставались в поле, в траншеях и землянках. “Контакт” этого непростого контингента с гражданским населением чреват непредсказуемыми последствиями. Вечеринка в деревне - абсурд.
НИКОГДА, даже после незначительного ранения и независимо от времени пребывания в штрафподразделении, никто не направлялся в штрафную роту или батальон повторно.
НИКОГДА в штрафных подразделениях никто не обращался к начальству “гражданин”. Только “товарищ”. И командиры не называли своих подчиненных штрафниками.
НИКОГДА командирами штрафных подразделений и частей не назначались штрафники. Командир штурмового батальона, как правило, подполковник, и командиры пяти его рот: трех стрелковых, минометной и пулеметной - кадровые офицеры, НЕ штрафники. Из офицеров-штрафников назначаются командиры взводов.
НИКТО, кроме политработников не “благословлял” штрафников перед боем. Благословление солдат и офицеров штрафного батальона перед боем СВЯЩЕННИКОМ - чушь собачья, издевательство над правдой и недостойное заигрывание с Церковью. Сцена насквозь фальшива. Уж, не на деньги ли Церкви снят фильм? В Красной Армии такого не было. И быть не могло.
Фильм искажает историю Великой Отечественной войны и наносит, учитывая значение, возможности и влияние телевидения, непоправимый вред новому поколению, не знавшему войны и не знающему правды о ней. Молодое поколение будет думать, что так оно и было. Было, но не так. Демонстрация по телевидению “Штрафбата” в самый дорогой для фронтовиков Праздник Победы не может не вызвать осуждения и разочарования.
Если создатели фильма (реж. Ник. Досталь, сцен. Эд. Володарский) будут, как они этого заслужили, “разжалованы в рядовые”, я с удовольствием зачислил бы их в 163 штрафную роту, 51 Армии, заместителем командира которой я был…”.
Вот такое – кино получается. Прав я все-таки, сотню раз прав. Фильмы, которые мы рекомендуем к просмотру, прольют свет на реально происходившие вещи, так как было на самом деле. В одном из фильмов артист Серебряков дает интервью. Я очень уважаю этого артиста, уважаю его эрудицию, но, откровенно говоря, слетает с уст: '' Да скажи ты честно! - ‘’Заплатили, я – сыграл роль. И плевать я хотел на вашу историческую правду’’.
По ссылкам Вы можете посмотреть фильмы о штрафбатах с реальными бойцами и командирами этих подразделений: