В ближайшие двадцать четыре часа должен наступить перелом. Это действительно знаменательный момент в истории страны.
После двухчасовой армейской операции с использованием бронетехники штурм Славянска захлебнулся. Военным удалось захватить три (по другим данным – два) блокпоста на подступах к городу. Убито пятеро повстанцев. Одному из них недавно исполнилось восемнадцать лет.
На протяжении сегодняшнего дня, а также ночи повторной попытки «зачистить» Славянск уже не будет. Столкнувшись с серьезным сопротивлением повстанцев, командование «антитеррористической операции» в очередной раз заговорило об успешном выполнении плана по «полной блокаде города».
На самом деле идти дальше они просто не решились, поскольку понимают, с какими потерями могут столкнуться. Эффективность бронетехники в условиях городского боя крайне невелика. Она очень уязвима, учитывая наличие у повстанцев РПГ. Это один из факторов, обусловивших провал третьего этапа «антитеррористической операции».
Передовые части украинского спецназа, наиболее подготовленные по сравнению с общим уровнем «военного материала», имеющегося в распоряжении временной киевской власти, за время двухчасового боестолкновения оказались полностью деморализоваными. Они отказались продвигаться вперед, требуя предварительного подавления огневых точек и укрепленных позиций повстанцев с помощью нанесения авиаударов. Однако это требует принятия политического решения на уровне временного исполняющего обязанности главнокомандующего. Военные настаивают на письменном приказе. Александр Турчинов, по сведениям из достоверных источников, орет благим матом на всех, требуя полной зачистки сепаратистов до 30 апреля, однако бумагу подписывать отказывается.
Валентин Наливайченко, который буквально пару дней назад в красках расписывал, как с помощью блестяще организованных и спланированных спецопераций он за 24 часа разблокирует все захваченные административные здания, предпочитает отмалчиваться. Более того, его пресс-секретарша Марина Остапенко буквально навзрыд стала вещать о запуганном и затерроризированном местном населении, которое хочет мира и спокойствия, признает киевскую власть, однако с упорством встает живым щитом на пути продвижения сил, участвующих в «антитеррористической операции». Она даже не замечает очевидного логического противоречия в своих словах. Ну не может «запуганное» и «затерроризированное» население по своей воле собираться возле административных зданий и с иконами ждать приезда бронетехники. Тут другое. И это понимают организаторы и исполнители АТО, которые сталкиваются с сопротивлением народа, а не кучки повстанцев, поддерживаемых русскими диверсантами. Маленький городок, население которого едва превышает сто тысяч, оказался неприступной крепостью.
Дело даже не в баррикадах из песка и захваченных БМД. У армии нет никакой поддержки. И это делает невозможным проведение собственно антитеррористической операции, как постоянно анонсируется. Это должна быть полноценная армейская спецоперация со всеми ее атрибутами: артиллерийская подготовка, авиационные удары, использование гранатометов и другого тяжелого вооружения. Но тогда даже доверчивые европейские зрители, обожающие подобного рода телевизионные картинки (о, эти дикие славяне!), не поверят в то, что идет борьба с террористами.
Все привыкли к следующей последовательности: люди, увешанные снаряжением с ног до головы, окружают здание, предлагают всем сдаться. Дают пару часов на размышления. Потом взрывают входную дверь и врываются вовнутрь. Как вариант – спускаются с крыши на тросах. На худой конец, высаживаются сверху с вертолета. Но когда вертолет нурсами расстреливает здание, а затем по нему долбят из всех стволов, то это уже не «антитеррористическая операция». Это полноценные военные действия с множеством трупов. Причем с обеих сторон.
Вот поэтому и заговорила госпожа Остапенко о мирном населении. Провалились планы Наливайченко с помощью агентуры устроить перевороты в блокированных админзданиях. В Донецке группе провокаторов дали денег, чтобы они устроили в здании ОГА зачистку собственными силами, а потом спокойно ушли под прикрытием спецназа. Аналогичную акцию попытались осуществить в Мариуполе, а также в других городах, включая и Славянск. Но ни одна из этих эсбеушных акций не удалась. Только в Мариуполе «правосеки» сумели на несколько часов отбить горсовет, да и то не полностью. Подоспевшие силы народного ополчения восстановили статус-кво.
Но надо понимать, что путей к отступлению у высшего руководства антитеррористической операции и лично у Александра Турчинова, взявшего на себя непосредственное управлении АТО, нет. Амеры им нарисовали четкую картинку: если вы до 30 апреля не восстановите контроль над Донецкой областью, то сорвете нам президентские выборы, а в начале лета можете смело отбывать в теплые края без всяких гарантий вашей безопасности.
По плану демонстративная, жесткая зачистка Славянска должна привести к падению Донецкой республики. Однако, как выяснилось, ни колонны бронетехники, ни стрельба на поражение не смогли сломить сопротивление маленького городка. Он решил стоять до конца. Это не майдан, который пытались разогнать водометами и шумовыми гранатами. Тут идет настоящая война. Если захлебнется атака на Славянск, то соваться в мегаполисы – Донецк и Луганск – даже смысла нет.
Следующий фактор, который способствовал приостановке военного вторжения в Славянск – российский. Речь не идет о мифическом спецназе ГРУ, с которым так успешно борется господин Наливайченко. Президент РФ Владимир Путин достаточно четко намекнул, что использовать войска против народа – это преступление. В таком случае временную власть в Киеве можно назвать лишь хунтой. А они же не могут зачистить город без военной операции.
Думаю, что в ближайшие двадцать четыре часа должен наступить перелом. Это действительно знаменательный момент в истории страны. И его символом стал город Славянск.