Количественные изменения уже подошли к тому порогу, за которым начнется качественный сдвиг. Это просто неизбежно.
Вчера прямо в центре европейского мегаполиса одна группа националистов азартно била морды другой группе националистов. Традиционно применялись светошумовые гранаты, арматура, бейсбольные биты. Из экзотики – факелы, которыми азартно тыкали друг в друга в ходе обыденного для Киева столкновения. Движ начался около девяти вечера и продолжался буквально пару часов. Какие-то «активисты» из Национал-социальной ассамблеи решили провести факельное шествие в память погибшей «небесной сотни». Человек двести - двести пятьдесят.
Сотни самообороны майдана заподозрили провокацию, поскольку монопольное право на торговую марку «небесная сотня» как бы принадлежит им. Довольно быстро возле Главпочтамта собралось пару тысяч национал-патриотов. Очень трудно было определить, какие из них расово правильные, а какие – провокаторы. Экипировка идентичная, лозунги тоже. Я смотрел один из многочисленных стримов и пытался разобраться: кто кого и за что? Простая, на первый взгляд, задача быстро завела меня в тупик. Только вдоволь насмотревшись на балаклавы, бронежилеты и щиты, сделал логический вывод, кто там более национально сознательный, а кто менее.
Но, конечно, зрелище возбужденной биомассы, прямо скажем, доставляет. Даже не верится, что это Киев. В конце концов, вдоволь потыкав друг в друга факелами, сотни разобрались с национал-социалами. Сделали коридор и пропустили через майдан. Громко скандируя имена «небесной сотни» с последующим «трычи слава», провокаторы (по одной из версий) поднялись вверх по Грушевского в направлении Верховной Рады, однако к парламенту не пошли, а сделали круг по правительственному кварталу. Ну, если уж фашисты сегодня дерутся друг с другом за право быть доминирующим фашистом, то трудно даже себе представить, что начнется в мегаполисе на майские праздники.
Для специалистов по дерьму, безусловно, будет интересен нешуточный спор, всколыхнувший социальные сети по факту вчерашней расово правильной (неправильной) драки. «Переодетые «правосеками» юльки провоцируют противостояние на майдане», «Путин через своего наймита Юрия Збитнева, контролирующего многочисленные ультраправые организации в Украине, пытается спровоцировать бойню в столице, чтобы ввести войска», «диверсионно-разведывательная группа РФ провела разведку боем на месте в процессе подготовки к масштабной провокативной акции».
Видите, как интересно. Столько всего в Киеве происходит, а никакой официальной реакции того же СНБО нет. Молчит Александр Турчинов, распустив теперь уже явно недееспособную Верховную Раду на каникулы до 6 мая. Причем на этот день назначен доклад «силовиков» по проведению АТО.
По многочисленным слухам, которые в Украине заменяют официальные источники информации, 2 мая намечена очередная «активная фаза антитеррористической операции». Заместитель секретаря Совбеза Виктория Сюмар, изрыгая многочисленные угрозы по поводу захвата телевизионных вышек в Донецкой и Луганской областях, которые являются виртуальным оплотом режима, между делом сообщила о многочисленных провокациях, готовящихся на выходные.
Диверсанты ГРУ ГШ ВС РФ, переодевшись Турчиновым и Парубием, собираются начать новый, самый праведный в мире майдан, который должен положить конец всему. Похоже, начало провокаций мы уже наблюдаем в виде межфашистских разборок. То ли еще будет. Причем, все без исключения эксперты, даже на украинских каналах, прониклись предчувствием грядущих событий. У одних мучительно чешутся самые чувствительные части тела на перемену политического климата, другие начинают впадать в мистический экстаз и предрекают ввод миротворцев НАТО в Украину и начало третьей мировой войны.
Массово распространяются месседжи о подготовке в Киеве «военного переворота». Нарастает раздражение правящей «бютовской кликой», которая последовательно сдает России Крым, Донецк, Луганск, Харьков, Одессу. Все более и более популярным становится лозунг «Верните Тимошенко в Качановку».
Сюрреализм доминирует, выгодно оттеняя несомненную деградацию всех государственных институтов, которые в настоящее время действуют по инерции. Госчиновники ходят на работу, поскольку ничего другого делать не умеют, с содроганием слушают новые вводные, делают вид, что бегут их реализовывать со всех ног, и томятся неясными предчувствиями. Во дворе Кабмина, который используется как большая курилка на свежем воздухе, шепотом делятся последними слухами: «запустили печатный станок», «вчера Тимошенко орала, как бешеная, на Сеню», «в отдел документации зашел какой-то чел и потребовал копии всех преступных постановлений Азарова, однако не смог уточнить каких», «в туалете на шестом этаже бухали какие-то клоуны в бронежилетах».
Наблюдается массовое бегство сотрудников аппарата КМ под благовидными предлогами: отпуск по уходу за ребенком, отпуск за свой счет, по семейным обстоятельствам. Практически все уверены, что после майских праздников все будет по-другому. Я бы доверял чутью аппаратных работников, многие из которых сидят в Кабмине десятилетиями. Если абстрагироваться от противоречивого информационного шума и волны явно дезинформационных месседжей, то можно констатировать следующее.
Во-первых, государства как такового больше не существует. Украина представляет собой сплошную зону нестабильности при полном отсутствии центрального управления. От срыва в хаос спасают лишь финансово-рыночные отношения. Когда государство занималось всем – от планирования количества коробков спичек до развития АЭС, кризис институтов управления неизменно сопровождался пропажей всего: от продуктов до услуг. Теперь же, как продемонстрировал «опыт» развала Украины, возникла саморегулирующаяся система, которая не полностью зависит от центра. Из России, война с которой сводит с ума патриотов, поступают газ и нефть. Торговые сети в условиях боевых действий стараются насытить рынок продуктами, бизнес, не заинтересованный в резком падении покупательной способности населения, как-то выкручивается, банковский сектор вообще ушел в себя.
Во-вторых, эсхатологические настроения становятся базовой доминантой общественного сознания. Все знают, что в мае наступит конец. Но никто не знает какой именно. На нынешний режим мало кто обращает внимание. В успешность президентских выборов сегодня верят лишь участники процесса, которые живут в виртуальном электоральном мире, где формируются избирательные комиссии в Донецкой и Луганской областях, идет подготовка к телевизионным дебатам, дискутируются перспективы второго тура, обсуждают возможные альянсы, в СМИ размещаются материалы, компрометирующие конкурентов. Хотя многочисленные социологические опросы фиксируют поразительную готовность избирателей проголосовать за кого-то, это лишь усиливает подозрение в их откровенно заказном характере.
В-третьих, в стране полностью дискредитированы политические элиты. «Юльков», которых считают виновными в сдаче государственности, ненавидят все. «Регионалы» как политический проект просто прекратили свое существование, несмотря на пассивную активность своих псевдо-кандидатов в президенты. Петр Порошенко представляется наименьшим злом, но от его избрания ничего не изменится. И это базовое настроение.
В-четвертых, стремительно растет недоверие к официальным СМИ, поскольку они искажают реальность и не удовлетворяют потребность людей в информации, пытаясь скормить им вместо новостей пропагандистский продукт. А медиа являются сегодня основой режима, поскольку удерживают население в формальных рамках распадающейся на глазах «единой нации».
И, наконец, главный вывод: количественные изменения уже подошли к тому порогу, за которым начнется качественный сдвиг. Это просто неизбежно.