На протяжении десятилетий мы знали, что это были Кантария и Егоров. Но было много водружений знамени над поверженным рейхстагом. И первенство тут не важно.
В феврале 1945 года в результате Висло-Одерской наступательной операции наши войска оказались всего в 60 километрах от Берлина. На Берлинском направлении была взята оперативная пауза до апреля месяца.
И 16 апреля 1945 года наступление на Берлин началось Берлинской стратегической наступательной операцией, которая проводилась с 16 апреля по 8 мая 1945 года
16 апреля в 3 часа по местному времени началась авиационная и артиллерийская подготовка на участке 1-ого Белорусского и 1-ого Украинского фронтов. После ее окончания были включены 143 прожектора, и пехота, поддержанная танками, атаковала противника. Однако чем ближе подходили наши войска, тем сильнее нарастало сопротивление противника.
20 апреля 1945 года, когда в рейхсканцелярии все нацистские бонзы праздновали день рождения Гитлера, наша артиллерия обстреляла рейхсканцелярию.
Войска 1-го Украинского фронта осуществляли стремительный маневр по выходу к Берлину с юга и запада. 25 апреля войска 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов соединились западнее Берлина, завершив окружение всей Берлинской группировки противника.
В этот же день, 25 апреля в районе саксонского города Торгау на Эльбе встретились наши и американские войска.
28 апреля 1945 года итальянские партизаны поймали и казнили "дуче" Муссолини.
29 апреля 1945 года немецкие войска в северной Италии, осознавая безнадежность обороны, сдались.
Ликвидация Берлинской группировки противника непосредственно в городе продолжалась до 2 мая. Штурмом приходилось брать каждую улицу и дом. 29 апреля начались бои за рейхстаг, овладение которым было возложено на 79 стрелковый корпус 3-й Ударной армии 1-го Белорусского фронта. Весь день в районе рейхстага проходили тяжелые бои.
В это же время в рейхсканцелярии Гитлер решил сочетаться браком с Евой Браун. Для этой так называемой "свадьбы" нацисты решили привести в бункер священника. Спецотряду СС удалось захватить лютеранского пастора. Это был еще один фарс - ведь и Гитлер и Браун по крещению были католиками.
Но довести пастора до бункера эсэсовцам не удалось. Наши солдаты уничтожили эсэсовский отряд и освободили священника, который начал по радио призывать нацистов к сдаче.
Вечером 29 апреля Гитлер и Браун вступили-таки в брак по гражданскому обычаю... Их "свадьбу" зарегистрировал Мартин Борман.
Знамя Победы. Штурм рейхстага.
Перед штурмом рейхстага Военный совет 3-й Ударной армии вручил своим дивизиям девять Красных знамен, специально изготовленных по типу Государственного флага СССР. Одно из этих Красных знамен, известное под №5 как Знамя Победы, было передано 150-й стрелковой дивизии. Подобные самодельные красные знамена, флаги и флажки имелись во всех передовых частях, соединениях и подразделениях. Они, как правило, вручались штурмовым группам, которые комплектовались из числа добровольцев и шли в бой с главной задачей - прорваться в рейхстаг и установить на нем Знамя Победы.
Первыми - в 22 часа 30 минут по московскому времени 30 апреля 1945 г. водрузили штурмовое красное знамя на крыше рейхстага на скульптурной фигуре "Богиня победы" артиллеристы-разведчики 136-й армейской пушечной артиллерийской бригады старшие сержанты Г.К. Загитов, А.Ф. Лисименко, А.П. Бобров и сержант А.П. Минин из состава штурмовой группы 79-го стрелкового корпуса, которой командовал капитан В.Н. Маков, Штурмовая группа артиллеристов действовала совместно с батальоном капитана С.А. Неустроева.
Через два–три часа также на крыше рейхстага на скульптуре конного рыцаря - кайзера Вильгельма - по приказанию командира 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии полковника Ф.М. Зинченко было установлено Красное знамя №5, которое затем прославилось как Знамя Победы. Красное Знамя №5 водрузили разведчики сержант М.А. Егоров и младший сержант М.В. Кантария, которых сопровождали лейтенант А.П. Берест и автоматчики из роты старшего сержанта И.Я. Съянова.
По воспоминаниям сержанта Егорова, водрузившего Знамя Победы над рейхстагом вместе с младшим сержантом Кантария, на преодоление двухсот метров, отделявших их от здания, ушло около часа (из них более получаса знаменосцы пролежали вместе со знаменем в воронке, будучи не в состоянии приподнять голову - настолько яростно снайперы противника поливали с верхних этажей здания подступы к нему).
В самом рейхстаге творилось нечто невообразимое - непонятно было, где кто находится: наши постепенно пробирались наверх, где засели оставшиеся гитлеровцы, противники в кромешном дыму временами сталкивались лоб в лоб на лестницах и в коридорах, завязывались драки и откровенный мордобой. Егоров вспоминал, что по пути наверх вынужден был бросить все 5 имеющихся у него гранат, чтобы "выкурить" немцев, стрелявших сверху фаустпатронами.
Знамя переставляли трижды: сначала при входе, потом на бойнице второго этажа, поочерёдно охраняя его от немцев, которые могли "умыкнуть" его в любой момент, и, в конце концов, разместили его на крыше, воткнув в пробитый пулей бок фигуры коня. По пути вниз знаменосцы встретили бойца, которому был дан приказ по-другому разместить знамя, которое было видно только с одной стороны. И снова Егорову и Кантарии пришлось подниматься наверх...
Жуков доложил Сталину, что "части 3-й ударной армии заняли главное здание Рейхстага и в 14:25 30 апреля подняли на нем советский флаг".
На протяжении десятилетий мы знали, что это были Кантария и Егоров. Но было много водружений знамени над поверженным рейхстагом. И первенство тут не важно. Каждый солдат Великой отечественной принял в этом участие.
Исследователи установили, что знамен, наспех изготовленных в частях и подразделениях, штурмовавших рейхстаг, было несколько. Ни солдаты, ни их командиры толком и не знали, сколько их было таких знамен, изготовленных из кумача, взятого в немецких галантерейных лавках. Бойцы верили — наше знамя будет там первым.
Бои за рейхстаг продолжались до утра 1 мая. В 6 часов 30 минут утра 2 мая начальник обороны Берлина генерал артиллерии Г. Вейдлинг сдался в плен и отдал приказ остаткам войск берлинского гарнизона о прекращении сопротивления. В середине дня сопротивление гитлеровцев в городе прекратилось. Этим же днем были ликвидированы окруженные группировки немецких войск юго-восточнее Берлина.
1-го мая в расположение советский войск для проведения переговоров прибыл генерал Кребс В заключении мира ему было отказано. Советское командование настаивало на безоговорочной капитуляции.
9 мая в 0:43 по московскому времени генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, а также представители немецких ВМС, имевшие соответствующие полномочия от Деница, подписали Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Блестяще проведенная операция, мужество советских солдат и офицеров, которые бились за прекращение четырехлетнего кошмара войны, привели к закономерному итогу: Победе.