Этой зимой мы неизбежно войдем в ситуацию, в которой были болгары и жители других центральноевропейских стран, когда в 2009 году премьерша Тимошенко решила отбирать «европейский» газ из трубы. Они возили дрова, грелись у костров на улице. Похоже, украинцев впервые за 23 года решили всерьез научить жизни, и очень жестоко научить – через смерти, холод, и если не голод, то серьезные проблемы с продовольствием.
Понимать то, что предстоящая зима для украинцев будет, что называется, “на выживание”, я начал еще в июне. Тогда нас с Татьяной Монтян пригласили в “Киевэнего” поучаствовать в обсуждении работы столичного монополиста в условиях, роcписанных в “законе Гройсмана”, который вступил в действие с 1 июля.
Сначала я не хотел посвящать широкую общественность в подробности ужасающей перспективы. Даже я, технарь-реалист, думал, что власть найдет какой-то выход: как-то будут договариваться с Путиным, через посредников, с европейцами и т.д. Но то, что сейчас происходит в Киеве с энергоснабжением, как уничтожается инфраструктура на Донбассе, а главное - полная бездеятельность новой власти в подготовке к отопительному сезону, убило всякую надежду.
Советы постороннего – подготовка к отопительному сезону
Первый зам Кличко по КГГА Игорь Никонов с экрана телевизора обратился к киевлянам с “ценными” советами: утеплить собственные жилища, запастись электрообогревателями, понятное дело, проверить электропроводку, а ЖЭКи призвал проинспектировать теплосети домов и утеплять подъезды.
Никонов также сказал, что коммунальные социальные объекты должны предусмотреть использование твердотопливных котельных, которые будут работать на альтернативном топливе: уголь, торф, мазут, дерево. Мол, НКРЭ уже готова ускорить выдачу официальных тарифов поставщикам таких котлов, а киевская власть выделит отдельные средства на энергосбережение.
Сам мэр Кличко заявил перед всем честным Киевом, сидящим без горячей воды (по официальным данным, на 31 июля это 8 817 домов из примерно 11 000), что до октября горячей воды в домах не будет. Говорю сразу – соврал, хотя не исключено, что по незнанию. Если газа не хватает на отопление, то про горячую воду он говорит? А когда киевляне начнут серьезно мерзнуть в своих столичных квартирах, то про горячую воду и мечтать забудут.
Теперь по порядку по всем этим «советам постороннего», потому что у них самих, у наших элит, я уверен, в эту зиму будет и газ, и тепло, и горячая вода.
Валенки и свечки – вот вам экономия
Сейчас в Киеве отключили горячую воду, чтобы экономить газ и закачивать его в хранилища для отопления в зимний период. Кличко заявлял, что “Киевэнерго” снизит температуру центрального отопления на 1-2 градуса. У меня, профессионального теплоэнергетика, нет объяснения тому, какими расчетами они руководствовались.
Как заявляли в «Киевэнерго», на столицу выделено 1,2 млрд. кубометров газа. При мягких зимах, расход газа – 1,9 млрд. кубов, при сильных морозах – 2-2,3 млрд. На ГВП (гаряче водопостачання) в среднем расходуется от 15% до 25% вырабатываемого тепла. Значит, даже если горячая вода будет полностью отключена всему городу, тепла все равно не хватит даже для минимального отопления столицы в тёплую зиму.
Насколько я понимаю, из того, что они заявляют, в Киеве зимой будет как в той сказке, когда Зайка попросил Ежа-портного пошить из одного куска шкуры сначала одну шапку, потом – две, потом – четыре, потом – шестнадцать. Еж пошил – шестнадцать… шапчонок размером с наперсток.
По своим техническим свойствам, чугунные батареи (старого советского типа) начинают отдавать тепло, то есть обогревать помещение, при температуре воды в них не ниже 50 ОС, современные алюминиевые – не ниже 40 ОС. Все, что ниже – просто не греет. Значит, те 1,2 млрд. кубометров газа, выделенные на отопление столицы, разве что слегка подогреют наши батареи и удержат трубы от размерзания, то есть разве что спасут от техногенной катастрофы – чтобы не начало рвать батареи в квартирах, теплосети в домах и по всему городу.
Так что про горячую воду, если вы на централизованном водоснабжении, можете забыть. Как учат уже в институте на кафедре теплоэнергетики, зимой генерации тепла (ТЕЦ-5 и ТЕЦ-6) работают на большой мощности, и температура на выходе из них настолько высокая, что горячая вода зимой подогревается обратной водой. Но в надвигающейся перспективе температура прямой воды будет низкой, что уж говорить об «обратке». А она по всем технологиям должна на входе в котёл быть не ниже 70 ОС. Есть вариант устанавливать в квартирах электрокотлы для подогрева воды. Но тут нужно понимать, а что собой представляет электроснабжение в Киеве.
На киевских ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 стоят те же паровые котлы, которые работают на газе. И в часы пик, электроэнергия, которую потребляют киевляне, произведена на том же газе. Использование электроприборов для обогрева помещений, как советуют в КГГА, в итоге увеличивает потребление газа. Для компенсации отсутствия горячей воды, народ будет ее греть всеми доступными способами, а значит, снова растет расход газа.
Боксер-мэр Кличко заявил киевлянам, что экономить придется не только газ, но и электричество. Технически это возможно, только если ходить по квартире в валенках и со свечкой.
Теперь можете себе представить, что будет, когда в Киеве поголовно начнут включать электроприборы для обогрева, особенно, кондиционеры? Ревизируй – не ревизируй, а сети начнут гореть. Сначала в квартирах, потом – щитовые внутри домов, потом – трансформаторные подстанции. Когда начнут отрубаться подстанции, начнут валиться сети целыми районами. Апокалипсис, нагнетание? Что вы – просто технические расчеты рисков и возможных последствий. В ситуации с заявленным лимитом газа «Киевэнерго» будет вынуждено снижать мощность киевских ТЭЦ, что в час пик приведет к тому, что в столице просто не будет хватать электроэнергии. Будем надеяться, что до веерных отключений не дойдет.
У нас нет главного ресурса – времени
Есть ли альтернатива? На эту зиму – нет. Буржуйки отпадают сразу – это прямой путь на кладбище. Если во времена наших бабушек в домах с деревянными окнами они годились, то в современных домах со стеклопакетами легко можно угореть.
Твердотопливные котлы (на торфе, дереве, угле) этой зимой использовать не получится. Торф на наших котельных никогда не использовался. Дерева потребуется не мерянное количество. Так, на котел на 5-6 мегаВатт нужны десятки тонн дерева. Представляете, как через зимний город в пробках прут фуры леса? А куда складировать древесину? Ведь топливо должно быть сухим!
Угля тоже ждать не стоит, по крайней мере, в нужном количестве. Донбасс горит – шахты остановились, металлургические заводы – тоже. Так что ответа на вопрос, чем отапливать твердотопливные котлы - нет.
Для того, чтобы построить твердотопливную ТЭЦ – теплоэнергоцентраль, которая производит тепло и электричество, надо минимум год. У нас нет даже полгода.
Топить дизелем и мазутом тоже не получится. Во-первых, это намного дороже, чем газом. Во-вторых, газомазутных котлов в стране почти не осталось, а те, что есть, не имеют системы доставки мазута в достаточных количествах. Перевести существующие газовые котлы на мазут – еще та проблема. Если раньше до каждой огромной ТЭЦ были проложены рельсы, по которым вагонами-цистернами доставляли мазут, то теперь вся эта логистика утрачена.
Есть вариант - установить модульные котлы, которые собираются в течение нескольких месяцев. Но на это тоже надо время. Когда мы в Луцке изучали возможности заменить газовый котел на котёл на древесине, нам финны четко сказали, что нужно хотя бы год, чтобы привезти и собрать модульный котел. Это в небольшом городе, а что говорить о столице и других городах-миллиониках?
Сейчас у нас готовых модульных котлов не больше десяти. Где взять столько модулей, хотя на полстраны? За 23 года в Украине ничего не делали для развития подобных технологий и использования местных источников топлива: ни сами не производили, ни за рубежом не закупали.
Во всем мире давно принята концепция ТЭК (топливно-энергетического комплекса), в котором одним из приоритетов указана когенерация. Это когда из одного вида топлива производят два разных вида энергии. По всем расчетам, когенерация позволяет экономить до 30% газа – это как раз то, что нам нужно. Но у меня печальный опыт распространения этой идеи в Украине.
Когда в 2009-2010 годах мы обращались с просьбой не позволить угробить нашу электростанцию (одна из немногих в Украине, у которой был сертификат когенерации, была построена на отечественном оборудовании) к министру ТЭК Юрию Продану (тогда он занимал эту же должность), он ответил, что ему трудно разобраться и сослался на то, что у него профильное образование электрика. После таких ответов обидно становиться за страну – такое впечатление, что в Минтопэнерго вообще нет специалистов.
На данный момент в Украине практически нет прогрессивных высокоэффективных технологий для развития когенераций. Мы можем строить небольшие объекты, но у них нет шансов, потому что местные монополисты никогда не пустят их в свои сети.
Для постройки крупных объектов мы можем только покупать технологии за рубежом, на что нужна валюта, которой нет. И никакие вливания иностранных государств не помогут – это достаточно большие суммы. К примеру, чтобы удовлетворить потребности трети города Луцка, нам нужно было построить когенерацию с котлом мощностью 30 МВатт. Несколько лет назад на это требовалось 65 млн. евро. Представляете порядок затрат хотя бы на все большие города Украины?
Даже если смоделировать идеальную ситуацию, когда политики одумались прямо сегодня и активно занялись решением всех этих вопросов, все равно трагической зимы (очень может оказаться, что и не одной) нам не избежать. У нас нет самого главного ресурса – времени.
Этой зимой мы неизбежно войдем в ситуацию, в которой были болгары и жители других центральноевропейских стран, когда в 2009 году премьерша Тимошенко решила отбирать «европейский» газ из трубы. Они возили дрова, грелись у костров на улице.
Это мы поговорили только о коммунальных потребностях населения. А если вспомнить, что у нас почти весь пищепром, вся химия работают на газу, то понимание, что собой представляет государство Украина, проясняется. Этой зимой, когда мы останемся один на один с самими собой – без внешней поддержки и помощи, получим уникальную возможность познать себя и свою страну.
Похоже, украинцев впервые за 23 года решили всерьез научить жизни, и очень жестоко научить – через смерти, холод, и если не голод, то серьезные проблемы с продовольствием.
Ну что же, прыгуны с Майдана, вы же хотели в Европу? Так для начала поймите, что Европа – это жесткий учет всех видов ресурсов, контроль их использования и ответственность за свою собственность и сособственность – личную и коллективную.
В Англии до сих пор каждую зиму фиксируют процент смертей среди стариков вследствие замерзания в своих домах. Прибалты на пути в светлое европейское будущее прошли через выселение на улицу за долги по оплате услуг ЖКХ.
Готовы? Ла ла ла ла ла ла ла ла!
Алексей Тихонов, г. Киев.
Об авторе: Алексей Тихонов, член политсовета партии «Спільна дія»; Закончил Национальную академию управления по специальности «финансовый менеджмент», магистр
2005-2007 – занимался финансовой стороной проекта строительства электростанции. После ввода в эксплуатацию занялся учетом электроэнергии, вступил в борьбу за право реализовывать продукцию на энергорынке и прямым потребителям.
В 2012 г. получает диплом магистра Национального университета пищевых технологий по специальности «теплоэнергетик».
Работал коммерческим директором частной когенерационной станции, начальник отдела развития альтернативных технологий.