Если классический национализм означает любовь к своему народу, то украинский недонационализм не означает любви вовсе, ни к ближнему, ни к дальнему.
Опубликован отчет Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), в котором описывается катастрофическая ситуация на Донбассе по состоянию на 15 августа.
«Продолжающийся артобстрел Донецка и Луганска привел к росту числа перемещенных лиц, — подчеркивается в отчете УКГВ. —Более 22 тыс. человек бежали из Донецка и Луганска за последние пять дней по сравнению с 6,2 тыс. с 6,2 тыс. человек (бежавшими) за неделю с 1 по 8 августа»
«Гуманитарные потребности продолжают расти. Не менее 200 тыс. человек, живущих в Луганске, лишены электричества, питьевой воды и связи на протяжении более чем 10 дней», — отмечается в отчете.
УКГВ сообщило о том, что всего с середины апреля и до 13 августа «не менее 2119 человек, включая, как минимум, 20 детей, были убиты и 5043, включая, как минимум, 30 детей, были ранены на востоке Украины». Всего же, по подсчетам ООН, не менее 60 человек погибают в день в регионе на протяжении последних четырех месяцев.
Харьковчане могут судить о масштабах трагедии, разворачивающейся в соседних областях по количеству беженцев, ежедневно прибывающих на Харьковщину и по гулу вертолетов над первой столицей, которые уже десятками бортов за сутки доставляют на аэродром Харьковского авизавода 300-е и 200-е грузы из зоны так называемой АТО. На улицах украинских сел и городов все чаще звучит траурная похоронная музыка и появляется все больше калек, потерявших на Донбассе части своих молодых тел. Но выжившим в горниле междоусобной войны еще повезло – в степях, городах и селах шахтерского края валяются неубранные трупы жертв «антитеррористической операции». А смерть продолжает свою жатву.
У думающих украинцев кроме традиционных русских вопросов «КТО виноват и ЧТО делать» рождается главный вопрос – а ЗА ЧТО?
У нынешних правителей, пришедших к власти в результате февральского госпереворота, есть сомнительный ответ: «за едину Украину и ее национальную идею».
Сторонники «европейского пути» Украины активно продвигают идею превращения страны в государство единой «соборной» украинской нации.
Звучит заманчиво, но Украина не была бы Украиной, если бы политики нас не надували: это - главное свойство украинских политиков. Подвох здесь в том, что в стране нет достаточных объективных предпосылок для единой украинской нации (именно нации, а не народа), без которых весь проект является скороспелой волюнтаристской задумкой, заранее обречённой на неудачу.
Как мы знаем из примера Югославии, наличия общего гражданства для формирования в стране единой нации совершенно недостаточно. Нужны столетия общей истории, одна культура, одна судьба. В своё время «отец югославской нации» и глава югославского государства Иосип Броз Тито писал: Я хочу увидеть тот день, когда Югославия сольётся в единую общность, когда она больше не будет лишь официально единой, но станет сообществом единой югославской нации.
Чем закончились эти потуги, мы хорошо помним: развалом страны через серию кровопролитных конфликтов.
В экспертном интервью для издания «ПолитАрхивы», еще 22 октября прошлого года, говоря о возможных линиях раскола Украины, язаявил: «У нас есть печальный опыт некогда процветающей, а затем быстро распавшейся Югославии, единый славянский народ которой был разделен по конфессиональному признаку на сербов, хорватов и мусульман. Не хотелось бы, что бы такая судьба постигла и Украину».
Ведь мало объявить о создании единой нации, необходимо её иметь в реальности хотя бы в виде трансграничного этнокультурного единства. Тогда, убрав границы, есть шансы создать устойчивое к потрясениям государство. Вряд ли за короткое время можно получить единую нацию из пёстрого населения, которое собрали из осколков разных государств и оградили новой государственной границей. Но именно так и была создана современная Украина. От Ленина – Хрущева до Кравчука.
Виртуально, в виде амбициозной «украинской идеи», украинская нация существует уже более ста лет. Но вот с реальностью отношения у неё почему-то складываются туго: стоило только потрясённому Майданом украинскому государству ослабить свою бюрократическую хватку, как выяснилось, что в стране население целых регионов не считают себя «украинскими», ассоциируя себя с совершенно иными этнополитическими проектами, такими, как «Крым-российский», «Закарпатская Русь» или «Новороссия». Да и среди жителей «исконно-украинских» регионов бытует мнение, что «за Полтавой настоящей Украины нет», не считая жителей Юго-Востока настоящими украинцами. Допустим, что каким-то чудом - путём ли массовых репрессий, ковровых бомбардировок или обстрелов городов «градами» украинская власть заставила этих «недограждан» признать себя «свидомыми украинцами». Это тяжело представить, но допустим. Но ведь остаётся ещё население западных областей, которое «схидняков» настоящими украинцами зачастую не считало. Будем бомбить по этому поводу Львов? Не слишком ли сильное отклонение от демократического устройства в сторону фашизма придётся нам ввести ради торжества единой украинской идентичности?
И ведь нельзя сказать, что у «украинской идеи» не хватает фанатичных сторонников. Их всегда находилось с избытком: готовых резать поляков, изгонять евреев, поднимать «москалей» на ножи. Но при всём при этом украинскому политическому проекту сильно не повезло: база строительства «украинской нации» оказалась чересчур уж скользкой, эта территория до прихода сюда «сознательных украинцев» не была пустынна. Здесь в большом числе жили малороссы и великороссы, хорошо знавшие историю Руси, и ею гордившиеся. Поэтому с самого начала своего «победного шествия» после Русской революции украинской идее пришлось выживать путём каннибализации малороссийской и великорусской идентичностей.
Симптоматично, что именно в годы наиболее активной украинизации, а именно когда наркомом просвещения Украины был Николай Скрыпник (1927-1933 гг), произошёл «голодомор», без которого политическую волю малороссов и великороссов УССР никак не могли сломить. Хочется спросить: где же во время «голодомора» были «выдающиеся» украинизаторы во главе с действительным членом АН СССР М.Грушевским, автором идейного манифеста украинства «История Украины-Руси»? Почему не был слышан их голос, когда, согласно современной версии украинства «миллионы украинцев были уничтожены Сталиным»? Может быть кто-то из них протестовал и был за это репрессирован? Ничуть. Все без исключения украинизаторы того времени более или менее активно поддерживали партийную программу «раскулачивания» и «продразверстки».
Может быть, в своё время кто-либо из видных украинизаторов поднял голос за жертв австро-венгерских гонений? Вступился ли кто из них за узников лагеря смерти Талергоф, в котором было замучено 3800 русинов (по их версии«украинцев») только за первую половину 1915 года? Тоже нет.
Очевидно, что, имея за собой столь вопиющие исторические факты предательства и преступного равнодушия, адепты «единой украинской нации» могут строить свои «доказательства» лишь на лжи и фальсификациях. А главными врагами украинизаторов неизбежно оказываются те, которых они безуспешно пытаются сделать украинцами в чистом виде: сознательные малороссы и великороссы Украины. Именно они мешают превратить всё население Украины в «свидомых украинцев», доведя этот «зомби-апокалипсис» до логического конца.
По результатам так называемой АТО складывается впечатление, что уничтожение либо изгнание коренного населения Донбасса и заселение освободившейся выжженнойземли «свидомыми украинцами», - вот смысл и цель государственной политики националистической Украины на данном этапе! Под аплодисменты Запада эту политику будут стараться провести в жизнь до тех пор, пока жив последний «свидомый украинец», и наплевать на то, что война только ускоряет движение этого государства к своему закономерному концу.
Второй, если уже не главной, идеей-фикс украинства стало слияние с «европейской идентичностью». Дескать, украинцы «всегда» были и ощущали себя европейцами, и лишь «проклятые москали» им всё время мешали обустроить «батькивщину», превратив Украину во «вторую Францию». Но и тут судьба посмеялась над выдумщиками: будучи частью СССР, Украина жила зажиточнее своих ближайших соседей, как с севера, так и с Юга. А вот под управлением «мудрых» адептов украинской идеи что-то пошло не так, и теперь уровень зарплат на Украине в разы меньше, чем в России, Польше или даже Турции. Сюрприз! Может и тут «москали виноваты»?
Ладно, забудем про зарплаты. Нам бы настоящими европейцами себя почувствовать, ощутить воздух свободы! Так рассуждают сторонники Евромайдана, и идут в суды, госучереждения, больницы, школы, где коррупции после победы еврореволюции стало ещё больше, чем было до этого, а порядка – ещё меньше. Таков он – «фашизм с украинским лицом»… Если вы наивно полагали, что неофашисты, придя к власти, «наведут порядок»: начнут строить скоростные автострады, сажать коррупционеров и давать работу простым гражданам, вы глубоко ошиблись: только не на Украине! А вот все «недостатки» фашизма, в виде войны, геноцида, этнических чисток и государственного терроризма вы получили немедленно и с избытком…
Если классический национализм означает любовь к своему народу, то украинский недонационализм не означает любви вовсе, ни к ближнему, ни к дальнему. Только ненависть к «москалям» и России.
Разумеется, ненависть не способна создать ничего долгоживущего, и менее всего – устойчивое государство. Такой отрицательно «заряженный» недонационализм закономерно ведёт к «недофашизму», «фашизму с украинским лицом», когда откровенно фашистский режим, твердящий о «единении», «самопожертвовании» и «войне до победного конца», оказывается жалкой марионеткой внешних сил, используемых страну в своих собственных геополитических играх. В таком виде украинский неофашизм Западу совершенно не опасен. В отличие от гитлеровской Германии у Украины нет ни экономической мощи, ни традиции военной организации, ни соответствующего геополитического положения, чтобы угрожать западным интересам где бы-то ни было. Отсюда – полное равнодушие Запада к судьбе жертв этого режима на Юго-Востоке страны.
Тем более украинский неофашизм может быть опасен для русского народа, рассечённого новыми границами и подвергающегося политическому давлению со стороны Запада с целью не допустить своего воссоединения. США готовы воевать с Россией до последнего «свидомого украинца». Иной судьбы для Украины там и не желают: «Суть в том, что, чтобы попытки вторжения стали успешными в политическом смысле, необходимо захватить крупнейшие города. Если крупные города, такие как Харьков или Киев, начнут сопротивляться и боевых действий в городских условиях будет не избежать, конфликт затянется и повлечет за собой огромные расходы», - так небезызвестный Збигнев Бжезинский видит судьбу Украины. Жертвоприношение Украины по такой логике должнолечь тяжким бременем на Кремль,сделав Российскую экономику неконкурентоспособной, а политику - слабой и уязвимой перед лицом США. Да уж, не для того США подкармливали Майдан, чтобы теперь кормить всю Украину и защищать режим Порошенко от русских танков. Всё совершенно наоборот: украинскими руками, кровью славян будут защищаться теперь американские геополитические интересы.
Сейчас украинское правительство активно требует США заключить с ним соглашение о военной помощи, таким образом, роль марионетки, игрушки США, украинских националистов вполне устраивает. Устраивает их и ликвидация суверенитета страны путём подписания договора об ассоциации с ЕС, устраивает перспектива размещения на территории страны средств передового базирования НАТО и элементов стратегической ПРО Соединённых Штатов. Не устраивают только нормальные отношения с Россией и прекращение гонения на «русскость». Ведь в последнем случае осознавшее свою истинную идентичность население задастся вопросом: зачем вообще существует такое государство, как Украина, если интересы своих граждан гораздо лучше защищает Москва?
На фоне «русской весны», поставившей под сомнение саму легитимность существования именно антирусского, русофобского государства на исторически общих землях, существование такого государства, как Украина, ещё надо оправдать. Оправдать же существование Украины можно только в том случае, если это государство хоть чем-нибудь полезно своим гражданам. Государство, послушно идущее на убой во имя интересов заокеанских хозяев, да ещё тянущее в пламя войны миллионы своих граждан, не достойно существования. Таким образом, проект «Украина» может выжить лишь при условии трансформации его из проекта «Анти-Россия» в проект «Украина+Россия», в котором Украина – одно из братских славянских государств, исторических наследников древней Руси, наряду с Россией, Белоруссией, Приднестровской Республикой.Однако,увы, в свете упёртого фанатизма украинствующих элит, шансы на подобную трансформации без кровавой чистки более, чем призрачные.