Из всех загадочных и таинственных событий, связанных с украинским кризисом и войной в Новороссии, больше всего вопросов вызывают минские договорённости о перемирии, подписанные руководителями ДНР и ЛНР. В самом деле: ополчение едва успело перейти в долгожданное наступление, существенно потеснило украинскую армию, готово было освободить Мариуполь, и вдруг, когда победа была, можно сказать, в кармане, его остановили. И кто же? Сам президент России, ставший для героического Донбасса настоящим кумиром, чей портрет стоял на заднем плане во время всех выступлений новороссийских лидеров! Ну как тут не засомневаться в правильности курса кремлёвского руководства, как не заподозрить вражеского сговора и низкого предательства на самом верху!
Как назло, и правительство Новороссии, и даже Игорь Иванович Стрелков регулярно подливают масла в огонь. Государственные деятели народных республик и их военачальники открыто выражают своё недовольство пунктами мирного соглашения, призывают к его отмене, пугая искренних и доверчивых сограждан очередным сливом патриотов Донбасса. Стрелков подробно рассказывает о врагах народа в окружении Президента, о хитрых происках пятой колонны, что на фоне прошедшего «марша мирных предателей» выглядит очень убедительно. Как говорится, картина маслом.
Но в живописи случается, что картину «записывают», то есть пишут на ней другое произведение искусства, для сокрытия первоначального. И таких слоёв может быть несколько. При реставрации под ними иногда удавалось обнаружить неизвестные шедевры гениальных мастеров. Поэтому для восстановления настоящих целей загадочного минского соглашения нужно сначала снять напластования фейков, информационных вбросов и «отводов» в сторону. Тогда взорам публики станет доступно детально продуманное и изящно воплощённое творение военной стратегии и дипломатии, которое, несомненно, войдёт в историю Отечества в назидание потомкам.
Для начала попытаемся разъяснить смысл изображённой на внешней поверхности холста психологической драмы под названием «Раскол в Кремле – предатели в Новороссии». Грамотному человеку излишне напоминать, что, находясь в теснейшем контакте с Москвой, ополчение вряд ли допустит базарное интриганство в своих рядах. Для руководства такой серьёзной операцией люди всегда подбираются более чем тщательно, и возможность саботажа для них исключена. Поэтому различная трактовка минских соглашений и речи Стрелкова о предательстве вокруг Президента тоже направлены на своего, строго определённого зрителя. И зритель повёлся. Наживку с радостью заглотила пятая колонна – наконец-то в броне российского правительства появилась трещина! Давайте этим воспользуемся, проведём за спиной Кремля сепаратные переговоры с Киевом и предателями-новороссийцами! Ребята, наверное, не смотрели «Семнадцать мгновений весны», поэтому не знали, чем заканчивается подобный сговор. Отдельным представителям оплаченной из-за океана оппозиции дали возможность пролезть в руководство Новороссии. Через этих засланных казачков выявили стоящих за ними российских олигархов. Результат – последовавшие аресты и увольнения, метко названные нашими талантливыми гражданами «зачисткой 2.0».
Кстати, о предательстве. Исследователям и аналитикам направления «Путинвсёслил» очень не хватает курса общей психологии. Политик, призывающий мочить террористов в сортире, произнёсший мюнхенскую речь и молниеносно захвативший Крым, вряд ли может быть подвержен чьим-то влияниям. Если хотите, это не вписывается в его психологический портрет. Можно быть миролюбивым и дружелюбным в своих высказываниях и при этом действовать жёстко и решительно. А пиарить свои планы в условиях военных действий, как это делает украинское руководство, – верх глупости. К тому же, как сказал один мудрый блогер, «Путин поставил свечи за защитников Новороссии явно не для того, чтобы их сдать».
Следующий слой маскировки основан на очередном скрытом от посторонних глаз манёвре – как заставить Порошенко согласиться на перемирие, вызывавшее такое отчаянное неприятие у его соратников. Началом изменений в поведении украинского правителя следует считать его двустороннюю встречу с Путиным 26 августа в Минске. Совершенно перевёрнутый вид Порошенко после беседы был сразу взят на заметку остроглазой публикой. Видимо, в беседе с российским президентом ему была обрисована во всех деталях инфернальная картина его будущего а-ля Каддафи и подана скромная надежда избежать самосуда разъярённых свидомных в случае безоговорочного послушания. Брошенный на произвол судьбы американскими рабовладельцами, марионеточный бизнесмен оказался поистине в ужасном положении. Есть сильные подозрения, что заказ на недалёкого карамельщика пришёл как раз из-за океана. Лузеров в Штатах не жалуют.
В таком контексте приобретает весьма зловещий смысл ироничная фраза Владимира Владимировича о том, что «с Порошенко можно договориться». Ещё бы! Проигравший войну, находящийся на мушке госдепа и «Правого сектора», предводитель хунты сразу забыл о своём былом боевом задоре («завершим АТО за несколько часов!»). Покорно выслушав мирные предложения российского лидера, он утвердил первое минское перемирие буквально через час после его подписания и ушёл в бесконтрольный запой. Действительно, на фоне недвусмысленных угроз неофашистов в его адрес казалось, что дни неудачливого президента сочтены. И, если вспомнить, что Путин без колебаний закрыл Бориса Ельцина и спас Януковича прямо из-под носа у нацистов, бывшей звезде карамельного бизнеса, похоже, положиться больше не на кого. По крайней мере, в союзе с российским президентом ему будет гарантирована жизнь. До суда.
Принятие особого статуса Донбасса и распоряжение об отводе войск дались украинскому правителю нелегко. По словам источника в Раде, Порошенко «бегал и топал ногами, крича, что у него постоянно "на телефоне" президент РФ Владимир Путин, который дал чётко понять: "если мы не примем законы – он двинет войска на Мариуполь и не остановится, пока не дойдёт до Крыма”». Недоумение украинских властей по поводу странного поведения своего предводителя постепенно начало перерастать в подозрения о сговоре с врагом. Однако Порошенко это не остановило, и следующим его заявлением были сообщения об отсутствии техники в армии, о том, что про донбасские города можно забыть, и, наконец, утверждение особого статуса Донбасса. Ну не чудеса ли?!
Поистине, дипломатический талант российского президента вызывает только восхищение. Склонить к нужным действиям смертельного врага! Для того, чтобы кардинально изменить картину мира у своего противника, нужно не только детальное знание его слабых и сильных мест. Необходимо одномоментное мощное воздействие на его волю и мгновенная замена укоренившихся в его подсознании установок. После такой атаки, основанной, конечно, на самой сильной эмоции, доступной украинскому вождю – на страхе за жизнь, – Порошенко оказался в крайне зависимом и уязвимом положении. Последующее разноформатное телефонное общение, судя по реакции киевского властелина конфет, закрепило созданный эффект. Надо сказать, что озверевшая русофобия в Незалежной и демонизация Путина сыграли с Порошенко злую шутку. Попробуйте-ка сопротивляться сидящему напротив человеку, если всё ваше сознание заполнено его образом, а эмоции настроены на вызываемое им чувство ужаса!
Но самый больной вопрос для посторонней публики – как могло ополчение подписать минские договорённости и остановиться в шаге от победы? Ради чего они пошли на это? Почему им не дали дойти до Киева, как они мечтали? Ведь фашизм и проамериканское правительство должны быть уничтожены, как и в 1945-м, иначе они снова и снова будут нападать на ненавистную им Новороссию.
Да, ополчение могло остановиться, только зная, что хунта будет разгромлена. После тысяч отданных жизней они бы никогда не согласились на другой вариант. Тем более что они были уверены: в этом случае разгром будет осуществлён без лишней крови и разрушений. Не будем наивными: на планете есть только один человек, которому бы они поверили и безоговорочно подчинились. К тому же стоит вспомнить, что Путин всегда, всеми силами избегает агрессии и старается найти мирное решение конфликта. Конечно, самая тяжёлая и жестокая часть борьбы с неонацистами досталась Новороссии. Но самую опасную и ответственную работу взял на себя президент России.
Так в чём же заключается эта дипломатическая победа века? Что за таинственный сюжет скрывается под многочисленными слоями краски?
Если мы проследим направление главного удара, он приводит нас к тому, от кого напрямую зависит сдача украинской хунты и последующее государственное устройство Незалежной; к тому, в чьих руках находится, по крайней мере формально, вся полнота власти в стране – к президенту. Не секрет, что минская встреча лидеров ТС и ЕС с Порошенко была созвана по инициативе последнего с целью дружно надавить на Путина и заставить его слить Донбасс. Мало того, что вся эта затея очень дурно пахла с точки зрения морали – ну как можно было пытаться заставить президента России согласиться с массовым геноцидом русских! Но вражеская коалиция допустила ещё и грубейшую психологическую ошибку. Как заметил один западный политик, такого человека, как Путин, нельзя загонять в угол, потому что он действует непредсказуемо и парадоксально. И организаторы минской встречи крупно просчитались. Путин действительно согласился остановить ополчение. Но никто не ожидал, что в обмен на это Порошенко сдаст ему всю Украину!
Момент был выбран со снайперской точностью. Именно балансирование ополченцев на грани победы сделало такое соглашение возможным. Раньше Порошенко на него бы просто не пошёл. Позже, после полного разгрома киевской армии, ему бы не оставили возможности для маневрирования – договариваться с главнокомандующим без армии было бы не о чем. Видимо, до глубин интеллекта Порошенко донесли идею, что Украина больше не существует как государство. В прежнем виде её уже не восстановить. И отделение Донбасса здесь ничего не решит. Спасать Незалежную никто, кроме братской России, не станет. А договориться о сдаче Украины с её действующим президентом – значит избежать многих тысяч жертв.
В таком контексте становятся понятными расплывчатые формулировки минских договорённостей – не имеющие особого значения для ополченцев, они дали украинскому предводителю шанс хоть как-то объяснить резкое изменение своего курса. Понятны и плотные контакты президентов России и Украины – ради полной победы Новороссии приходится пожимать руку даже предателю и убийце. Понятно и согласие руководителей Донбасса на формальное перемирие и отвод войск – ставка намного больше, чем две юго-восточные области. Да, Новороссия никогда не согласится остаться в составе Украины. Зато теперь Украина вполне может войти в состав Новороссии. Кстати, результат встречи в Милане подтверждает ведущую и даже, так сказать, хозяйскую роль России в развитии украинского кризиса.
Детали грядущей смены власти пока оставлены за кадром. Во-первых, простор для стратегической фантазии открыт. Способов – хоть отбавляй. В игроках – и резко активизировавшиеся правосеки, и возникшая из небытия «женщина с косой», и возмущённые провалом АТО Яценюки, Тягнибоки, Тымчуки и т.д. А есть ещё заокеанские владельцы, заплатившие пять миллиардов долларов (наверное, уже шесть) за то, чтобы Украина присоединилась к России вместе с Крымом и Донбассом, и европейские претенденты на западные кусочки украинского пирога. Во-вторых, можно не сомневаться, что из всех нетривиальных вариантов развития событий будет выбран самый сюрреалистический. В-третьих, особо одарённым прогнозистам стоит напомнить популярный в Сетях анекдот: хочешь насмешить Путина – скажи ему, о чём он думает...
Вся украинская операция, начиная со сказочного спасения Януковича и молниеносного присоединения Крыма, – крупнейшая тактическая и стратегическая победа России. Все, даже самые жестокие вызовы противника – нападение украинской армии на Донбасс, провокация со сбитым «Боингом», санкционная спираль, – достойно встречены и обращены против их инициаторов. Качество информационной войны достигло заоблачных высот. Интрига в действиях кремлёвского руководства сохраняется в некоторых случаях на протяжении многих месяцев, держа публику в напряжении до последней страницы, как в лучших романах Агаты Кристи.