УКРАИНСКИЙ СПИРТ СНОВА РАЗЛИВАЕТ КОМАНДА ЯНУКОВИЧА?
05.02.2016
Коррупционные схемы, созданные командой Виктора Януковича, живут и продолжают обогащать их выгодополучателей.
Украина борется с коррупцией. Премьер Яценюк бодро рапортует потребителям новостей из «ящика» об антикоррупционных реформах как залоге поступления западных кредитов. Ему вторят десятки чиновников-коррупционеров разных мастей и статусов, занимающихся дешевым пиаром на всевозможных ток-шоу и форумах. А тем временем коррупционные схемы, созданные командой Виктора Януковича, живут и продолжают обогащать их выгодополучателей. Заскорузлые коррупционные схемы надежно въелись в израненное тело Украины, доказательством чему служит криминальный передел госпредприятия «Укрспирт» под предлогом очередной конкурсной процедуры.
Государственный монополист «Укрспирт», который объединяет 42 спиртзавода страны, долгое время служил одной из любимых кормушек прежнего режима. Уже не первый год госмонополию сотрясают коррупционные скандалы. До революции им два года руководил связанный с «семьей» Александр Харт, которого вскоре после Майдана объявили в розыск за нанесение ущерба бюджету на миллиарды гривен. Однако сменивший ставленника «злочинной влады» новый директор Михаил Лабутин сейчас разыскивается Интерполом за растрату средств предприятия на сумму 172,5 миллиона гривен и уклонение от уплаты налогов на 28,2 миллиона гривен. Нового директора не могут назначить вот уже почти год. После скандальных отставок власти пообещали провести честный и открытый конкурс на эту должность. Объявляли его дважды, и оба раза безрезультатно. Итоги первого конкурса отменил лично премьер Арсений Яценюк, сославшись на якобы криминальное прошлое двух финалистов. Единственный участник второго конкурса, прошедший квалификационную комиссию – и.о. директора «Укрспирта» Роман Иванюк – в последний момент взял самоотвод.
Сейчас Министерство аграрной политики и продовольствия проводит уже третий конкурс на замещение вакантной должности директора «Укрспирта». В этот раз на нее претендуют четыре кандидата: Константин Бурковский, Григорий Трипульский, Анатолий Далибожик и нынешний и.о. директора «Укрспирта» Сергей Блескун. Однако есть все основания полагать, что «конкурс» с таким составом является фиктивным и только внешне походит на открытую и прозрачную процедуру. Назначение любого из этих претендентов лишь укрепит контроль над предприятием людей, которые долгие годы дерибанили Украину еще при Януковиче. Дело в том, что Бурковский и Далибожик – подопечные Алексея Чеботарева, одного из организаторов нелегального оборота спирта в Украине, крестника генпрокурора Виктора Шокина. Именно благодаря родству с Шокиным Чеботарев избежал уголовного наказания за организацию Антимайдана совместно с экс-министром внутренних дел Виталием Захарченко. Пережив временное изгнание, он безболезненно вернулся в Украину и приступил к восстановлению схемы, апробированной им ранее, вместе с подельниками: тем же Захарченко и Атаманюком, экс-первым заместителем начальника налоговой милиции и теперешним вице-президентом Ассоциации налогоплательщиков Украины. Как известно, Захарченко на данный момент прячется от правосудия в России. В отличие от него, одиозный коррупционер Юрий Атаманюк, прославившийся участием в схемах по производству и сбыту нелегального алкоголя, сигарет, а также вымогательством, взятками и координацией деятельности нелегальных центров по обналу, при новой власти нашел себе тепленькое место в Ассоциации налогоплательщиков Украины. Теперь у него надежно защищенный тыл и покровительство в лице Григола Катамадзе, президента Ассоциации и его близкого друга, соратника Микаэля Саакашвили, главы Одесской обладминистрации.
По мнению журналистов, Атаманюк избрал Ассоциацию в качестве трамплина, с которого он планирует снова вернуться в родную для его продажного нутра налоговую милицию. Кстати, Трипульский и Блескун являются ставленниками одесского предпринимателя Бориса Кауфмана, который до смены режима был близким бизнес-партнером Александра Януковича и курировал сразу три аэропорта – «Борисполь», одесский и симферопольский. На эти аэропорты припадало 75% всех пассажирских воздушных перевозок в Украине. Более того, по информации СМИ, Кауфман даже сейчас, при губернаторе Саакашвили, контролирует, по крайней мере, часть финансового потока, поступающего от контрабанды табачных изделий через порты, находящиеся близ Одессы. Является ли он монополистом, вопрос спорный. Однако местные газетчики именуют Кауфмана не иначе, как «табачным королем». Именно, благодаря интригам Кауфмана был назначен новый и.о. директора «Укрспирта» Блескун.
Кстати, поговаривают, что фамилия Кауфмана была в последнем списке желающих попасть на прием в Виктору Януковичу. Судя по книге аудиенций беглого екс-президента, Кауфман несколько раз пытался прорваться к готовящемуся в бега Януковичу. Кто знает, может и успел.
Впрочем, неважно, чей протеже победит. Кауфман и Чеботарев уже давно договорились о сотрудничестве. Судя по всему, в ближайшее время ситуация на госпредприятии стабилизируется и спиртовые реки с новой силой понесут финансовые потоки в карманы инициаторов C2H5OH-дерибана. Напомним, каким образом работала схема обогащения криминальной группировки Чеботарева & Захарченко & Атаманюка.
Во времена Януковича группировка контролировала практически все заводы концерна, на которых руководство заставляли изготавливать «левый» спирт, идущий в дальнейшем на контрафактные напитки. За деятельностью заводов наблюдали смотрящие.
Заводы принудительно отдавали 0,5 грн. с каждой произведенной бутылки, а «левую» водку гнали из поставленного «левого» спирта. Дошло до того, что «смотрящие» заставляли заводы изготавливать продукцию только из своего «левого» спирта. К предприятиям, которые не хотели работать по схеме, приставляли круглосуточных «смотрящих». Если и этого было мало, на завод направляли силовые структуры.
По оценкам экспертов, в те времена обороты на черном рынке водки и табачных изделий составляли почти 120 млрд грн в год. Эта сумма соответствовала годовому бюджету здравоохранения, образования, армии и милиции Украины. Для реализации незаконно изготовленной и ввозимой контрабандой продукции использовались и продолжают использоваться фальшивые марки, напечатанные в Турции, Чехии и Китае с задействованием следующих преступных схем:
1. Покупка спирта для парфюмерных производств (такой спирт облагался по сниженной ставке акцизного сбора) и использование этого спирта для производства водки с фальшивыми акцизными марками.
2. Организация фиктивного экспорта спирта через подконтрольные предприятия и использование этого спирта для производства водки с фальшивыми акцизными марками.
3. Кражи спирта на спиртзаводах по подложным документам через подконтрольныепредприятия, уничтожение документов и использование этого спирта для производства водки с фальшивыми акцизными марками.
Для контроля над кадрами банда работала методом кнута и пряника. В случае повиновения руководитель получал преференции и долю в деле. В противном случае ему блокировали сбыт продукции, на предприятии возникала задолженность по зарплатам. Снижение экономических показателей приводило к расторжению контракта с неугодными. Благодаря хозяйственной деятельности дельцов некоторые предприятия “Укрспирта” были доведены практически до банкротства. Среди них Тростянецкий, Зирненский и Збручанский спиртзаводы.
Кроме того, из-за искусственной убыточности и инертности Укрспирта неоднократно поднимался вопрос о приватизации как монополиста в целом, так и отдельных его кластеров. Практически год назад экс-глава Минагропрода Игорь Швайка пытался столкнуть Укспирт в нужные руки. Тогда в операцию по приватизации предприятия вмешались конкуренты из “Народного фронта”, между политиками разгорелась борьба за поиск новых собственников для предприятия. По мнению экс-главы концерна Лабутина, на данный момент находящегося в розыске (поговаривают, из-за несговорчивости с властями), команда Яценюка планировала сбыть Укрспирт за символические деньги – 100-150 млн. грн. Хотя в случае проведения реконструкции основных фондов «Укрспирта» предприятие «потянуло» бы минимум на 5 млрд. долларов.
Такой ход событий абсолютно не устраивал команду Порошенко, очевидно, планирующую поживиться за счет “Укспирта” и усадить на “спиртовые реки” государства своих людей. В итоге фракция БПП инициировала возврат на доработку правительству законопроекта №1567 «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации». Для приватизации Укрспирта необходимо было вынести госмонополию из перечня.
Этот факт сильно разозлил Яценюка. Премьер даже пригрозился объявить все имена коррупционеров, сорвавших «концерт», невзирая на их происхождение. Последний раз тему о приватизации «Укрспирта» поднимали в декабре 2015 года, но реального шанса ее реализовать так и не представилось. Рада снова не рассмотрела законопроект. Кроме того, как говорит гендиректор компании Nemiroff Юрий Сорочинский: «Сейчас легче за деньги, за которые предлагают купить заводы, построить их с нуля».
Несмотря на то, что в Минэкономики ожидают рассмотрение законопроекта парламентом в течение первого квартала 2016 г., по данным источников Экономической правды,приватизация «Укрспирта» может быть еще долго заблокирована. Лабутин винит во всем группу чиновников высшего ранга и группу титушек Януковича. Правда, экс-глава Укрспирта не называет фамилии. Но они и без того очевидны. Речь идет о старых друзьях: Чеботареве, прикрывающемся влиятельным генпрокурором Шокиным и Атаманюке, спрятавшимся под крышей Ассоциации налогоплательщиков и заручившегося поддержкой товарища Саакашвили – Катамадзе. И не забудем их нового компаньона – одесского табачного и водочного короля Кауфмана, по всей видимости, заменившего в команде ловких дельцов беглого Захарченко.
Поговаривают, что Атаманюк уже приступил к обзвону крупных оптовиков и супермаркетов с целью оптового сбыта нелегального алкоголя. А предприимчивый Кауфман отрабатывает новый алгоритм работы с одесской таможней на предмет ввоза свежих акцизных марок. Почему о скандальной ситуации на «Укрспирте» молчат громогласные борцы с коррупцией, Саакашвили и Яценюк? Трудно объяснить это чем-либо иным, кроме предположения, что они тоже «в доле».
Все идет к тому, что тему приватизации Укрспирта в очередной раз отложат в долгий ящик. А коррупционные схемы продолжат приносить прибыль их авторам и новой коррумпированной власти, нанося значительный ущерб государственному бюджету Украины.