МЫ ОКАЗАЛИСЬ ПЕРЕД ВЫБОРОМ: БЕЖАТЬ ИЗ ЭТОГО АДА В ДРУГУЮ МЕСТНОСТЬ НА ПОИСКИ РАБОТЫ ИЛИ ЕХАТЬ ДОМОЙ
30.05.2016
Мы оказались людьми третьего сорта.
Помните, с чего начинался Евромайдан? Веселые студенты скакали, пели, требовали немедленного подписания договора об евроассоциации, безвизового режима и кружевных трусиков. Потом все это сменилось разгоном Онижедетей, массовым психозом и кровавой вакханалией.
Следует отметить, что далеко не все граждане Украины стремились в Евросоюз, но под раздачу попали все.
Договор с ЕС однотуровый президент Порошенко быстренько подписал. Безвизовый режим так и остался туманной перспективой, но, тем не менее, украинцы продолжают ездить в Европу на заработки, даже в большем количестве, чем раньше, так как после «революции гидности» остатки украинской экономики почти полностью уничтожены и безработица в стране прогрессирует.
А как же встречают украинских гастарбайтеров в Европе и как к ним относятся? Еще до евромайдана украинцы и украинки, особенно из Галичины и Западной Украины постоянно ездили на заработки в Польшу. Этому способствовало длительное пребывание в ее составе, знание языка, наличие родственников и введение Польшей «карты поляка».
Именно польские политики Кокс с Квасневским были назначены смотрящими за Украиной. И именно Польша считалась главным адвокатом Украины в ЕС и настойчиво добивалась подписания договора о евроассоциации.
Хитрые поляки преследовали две цели – добиться реституции и возвращения собственности, принадлежавшей их предкам и получить дешевых холопов. Там даже сложился стереотип - украинская домработница или уборщица. Сами поляки, воспользовавшись шенгенскими соглашениями перебираются на работу в более богатые европейские страны – Англию, Германию, Францию, а их места занимают украинцы.
Но вот к украинцам в Польше отношение презрительное. Их нанимают на самую неквалифицированную работу, платят меньше чем полякам, а в последнее время еще и начали бить.
Получить визу и попасть в Евросоюз сейчас для украинцев намного сложней, чем до госпереворота. Европейцы укрепляют границы и ужесточают таможенные правила, опасаясь украинских майдаунов, но, тем не менее, полностью границы пока не закрыты.
Мне на глаза попалась жалостливая статья, опубликованная на сайте «Острів Галичина», где украинка описывает, как они с женихом работали в Польше. Перевел ее на русский и предлагаю для ознакомления. Это все, что вам надо знать об отношении европейцев к укропейцам.
"Извечная мечта украинский - безвизовый режим с ЕС",- Петр Порошенко, президент Украины
Юлия Обелец - журналист из Полтавы. Ее жених, работал оператором на асфальтовом заводе, потерял работу; два месяца поисков были фактически безрезультатными - лишь временная занятость. А за съемную квартиру надо было платить.
Парень решил поехать на заработки в Польшу, а Юлия, хотя и имела постоянную работу, присоединилась к нему, потому что не хотела надолго расставаться.
Эта поездка оказалась очень сложной для обоих, особенно для Юли.
Юля рассказала о своих впечатлениях.
«Подготовка к поездке
Чтобы поехать работать за границу легально, мы обратились в одну полтавскую фирму, где нам помогли оформить визу, пообещали подобрать хорошие вакансии. Их услуга и оформление документов (виза, страховка) обошлись примерно в 8000 гривен на двоих.
Посредник хорошо рисовал наши рабочие обязанности и зарплату. Говорил, что будем работать на складе известной сети супермаркетов. Жених, по его словам, должен ездить на электрокаре и переставлять товары. Я должна была перевозить в коляске и расставлять молочку на полки.
Жениху обещали от 12 злотых за час работы, мне - от 8 злотых. Рабочий график 10-12 часов в день, с одним выходным в неделю. Мы согласились.
Дорога и поселение
В Польшу мы прибыли в середине марта. Из Полтавы доехали поездом до Львова. Из Львова автобусом в Варшаву. Далее электричкой из столицы Польши в город Блонях, где нас встретили.
Поселили нас в двухэтажный дом с множеством комнат. Ремонт в здании был довольно неплохой, но мы должны были жить в маленькой комнате еще с одной парой. Всего в этом доме вместе с нами жили где-то до 25 человек, которые должны были делить одну кухню и два санузла. За такой комфорт из зарплаты каждого вычисляли 350 злотых (1 USD = 3.93 PLN, ред.).
Однако нам еще очень повезло, других коллег за такие же деньги поселили в дом с засаленными подушками и тараканами.
Первый день
Нас повели на один из складов ознакомить с принципом работы. Показали непонятную электрическую штуку, которая называется "вузиков", и дали по очереди всей группе стажеров его повозить - вперед, назад, разворачивать. Таким образом, мы сдали на права управления "вузиков", который у нас называется электрической РОКЛА.
Здесь в моей голове прояснилось, что на самом деле я должна ездить с РОКЛА, а не тележкой, которыми покупатели пользуются в супермаркетах. Фактически меня взяли на работу грузчиком. Я была в шоке, другие девушки в группе - тоже.
В первый рабочий день мы поехали работать на другой склад, где фасуют различные товары. Нас предупреждали, что если не будет заказов на основном складе, нам будут давать подработку. Сначала мы были этому рады.
На подработке все клеили акционные наклейки на кофе и зубные пасты. 12 часов на ногах, с одним перерывом на полчаса на обед. Девушку, которая пришла с минимальным макияжем, заставляли все смыть с лица. Мол, так инструкция требует.
Первый рабочий 12 часовой день на этом не завершился: после короткого перерыва нас отправили в ночную смену на основной склад, дали всего час на принятие душа и ужин.
Одна пара коллег сразу собрала вещи и сбежала. Мы с остальными поехали в тот холодный ад, где только 1° С и постоянные сквозняки. Поэтому первый рабочий день у нас получился 20 рабочих часов.
Отоспавшись с ночи, мы снова пошли в ночную смену. Хорошо, что на основном складе это лишь 8 часов, но иногда они затягивались до 10-12.
Работа и быт
Женщины работали на молочке, мужчины - на мясе и овощах. Все мы возили огромные поддоны и раскладывали пакеты товаров вручную на роллеты (пронумерованные полки). Мне, хрупкой девушке, очень трудно было поднять ящик молока весом в 12 килограммов, а потом забросить наверх. Иногда просто до слез. Мне казалось, что я за что-то отбываю наказание. Когда делала это не так быстро, как следовало, поляки-руководители кричали.
Любимый работал на соседнем складе, иногда украдкой наведывался ко мне проверить, все ли у меня хорошо. Когда надзиратель-поляк отходил, мой парень даже мог помочь мне забрасывать тяжелую тару.
От такой работы у нас ежедневно болели мышцы, будто кто-то бил палкой по телу. В перерывах между работой мы только спали, готовили и ели. Больше ни на что не хватало сил, и ходить особенно некуда было, мы жили на окраине села, возле леса.
Поехать в другие населенные пункты у нас не было ни времени, ни средств. Деньги, которые мы брали с собой на первый месяц проживания, очень быстро разошлись. В немалую сумму обошлись телефонные карточки для связи с родными.
Также много денег уходило на питание, при этом мясо за весь срок пребывания мы сумели приобрести всего два раза - куриные бедра на подливку и супы. В основном питались крупами, картофелем, намазками для бутербродов и дешевыми сосисками. Такого аппетита, как в Польше, в моей жизни никогда не было. Казалось, что все проваливается, нигде не зацепившись.
Денег до зарплаты, которую мы получили более чем через месяц, не хватало. На последней неделе мы ели только каши из остатков круп.
Отношение к заробитчанам
Чувствовали мы себя людьми третьего сорта. На складе работали две группы наемников - поляки и Украинцы. Полякам сотрудники склада отдавали лучший товар, который скорее расходился. Нам же, украинцам, то, что останется.
Однако среди них находились и те, кто и к нам относился хорошо. Таких были единицы.
Поляки имели шкафы для переодевания, мы - нет. Поэтому постоянно ходили в рабочей форме. Так и должны были идти по городу, заходить в магазины и ловить на себе постоянные взгляды местных.
Наш руководитель, поляк, в общем, относился к нам, как к рабам. Заставлял работать сверхурочно. Когда кто-то не шел на подработку, он приезжал в дом, стучал в дверь комнаты "прогульщиков" и громко кричал. Ему было все равно, что возможно кто-то отсыпается после ночной смены. Одного украинского работника позволил себе даже толкнуть за возражения в ответ.
Всем, кто отказывался идти на подработку, или просто физически не имел сил работать, он давал 15 минут на сборы, - мол, уволены. Остальным говорил: «На ваше место у меня 20 желающих. Кто не будет работать, как я говорю, езжайте в Украину», - орал он матом на польском. И он говорил правду. Как только кто-то бежал или он кого-то выгонял, через полчаса привозил новых работников, тоже украинцев.
За все время, что мы были в Польше, человеком я почувствовала себя только раз, когда мы возвращались домой. Я оделась в свою одежду, а не робу, накрасилась, привела в порядок ногти, что раньше было бесполезной тратой времени из-за специфики работы.
Мы поехали в Варшаву и посмотрели на Старый город польской столицы. На нас никто не косился, мы чувствовали себя обычными туристами.
Итоги
В Польше мы побыли меньше полутора месяцев, но те дни были самыми длинными в моей жизни. За все это время наши попытки найти другую работу были напрасными. Мы постоянно писали своему посреднику, но он предложил только одну вакансию, и ту сомнительную.
Мы едва дождались своей зарплаты. Ее задержали на 3 дня, для нас это была вечность с "дырой в кармане". Заплатили нам за рабочие дни марта до 23 апреля - всего около 1300 злотых на двоих (примерно 330 долларов - ред). Чтобы получить апрельскую, нам следовало проработать до 20-х чисел мая. Кроме того, как выяснилось потом, с апрельской зарплаты должны вычислить за форму, транспорт, который нас возил на склады, ну, и, конечно, за аренду жилья.
Получив деньги, мы оказались перед выбором: бежать из этого ада в другую местность на поиски работы или ехать домой. Мы выбрали последнее, поскольку для поисков нужно было расходы средства на дорогу, найти себе новое жилье и оплатить его, тратить деньги на питание, но неизвестно, сколько времени на это ушло бы.
Кроме того, из-за тяжелого труда у меня возникли проблемы со здоровьем, работать физически я уже не могла. А для таких, как мы, для начала за рубежом только такие варианты.
Моему другу в то время знакомые предложили хороший вариант работы в Полтаве. Поэтому заработанное мы потратили на дорогу домой, привезли с собой гостинцев, осталось кое-что и на пропитание.
Сейчас мы живем в Полтаве, арендуем квартиру, оба имеем стабильную работу. Несмотря на то, что иногда не хватает на все необходимое, научились радоваться тому, что имеем».