«Худший враг не мог бы нам столько вреда принести, сколько он принес своими кошмарными расправами, расстрелами, предоставлением солдатам права грабежа городов и сел».
Сегодня я поведу речь о Дзержинском. Трудно сказать, почему мы снова возвращаемся к этой неоднозначной личности. Неужели назрело время? Из прочитанных материалов о нем я узнала, что его деятельность была необходима в разрушенной России, полной хаоса, нищеты и преступности. Особенно высок был уровень преступности, криминал махровым цветом расцветал по городам и весям несчастной страны.
Уголовные элементы, выпущенные из тюрем, с легким успехом завоевывали свою нишу и в экономике, и в политике государства. Социальная же сфера вообще, можно сказать, отсутствовала. Да и зачем ей было развиваться, если это не было интересно стране. Я не хочу верить, что в настоящий момент наша страна вернулась в начало двадцатых годов прошлого столетия. И все-таки как-то тревожно на душе.
В то время Феликс Дзержинский сделал невозможное, а именно: вывел Россию из нищеты, победил беспризорность и уголовщину, но каких невероятных усилий требовала его деятельность, какой жесткой, порой и жестокой дисциплины и к себе, и к окружающим, какой силы воли, беспристрастности и неподкупности. Вот откуда взялся эпитет «железный Феликс».
В своем сочинении я хочу познакомить читателей не с тем Дзержинским, овеянным современными кровавыми легендами, а с тем, который должен был действовать в реалиях послереволюционного времени для того, чтобы выжила страна и люди вновь почувствовали себя людьми.
Свою работу я представила в виде страниц из его дел, мыслей, а также из его дневника, записок и заметок.
Итак, он был убежден:
«Чрезвычайная Комиссия — не суд. ЧК — защита революции, ЧК должна защищать революцию и побеждать врага, даже если меч ее при этом случайно попадет на головы невинных».
ВЧК стала с февраля 1918 года уникальным учреждением, взявшим на себя функции слежки, ареста, следствия, прокуратуры, суда и исполнения приговора, обеспечивавшим проведение красного террора.
Но одновременно с упомянутой цитатой известна инструкция Дзержинского для производящих обыск и дознание:
«Пусть все те, которым поручено произвести обыск, лишить человека свободы и держать его в тюрьме, относятся бережно к людям арестуемым и обыскиваемым, пусть будут с ними гораздо вежливее, чем даже с близким человеком, помня, что лишенный свободы не может защищаться и что он в нашей власти. Каждый должен помнить, что он — представитель Советской власти рабочих и крестьян, и что всякий его окрик, грубость, нескромность, невежливость – пятно, которое ложится на эту власть».
Из дневника Дзержинского:
«… Я возненавидел богатство, так как полюбил людей, так как я вижу и чувствую всеми струнами своей души, что сегодня… люди поклоняются золотому тельцу, который превратил человеческие души в скотские… и изгнал из сердец людей любовь… Помни, что в душе таких людей, как я, есть святая искра… которая дает счастье даже на костре».
«Не стоило бы жить, если бы человечество не озарялось звездой социализма, звездой будущего. Ибо “я” не может жить, если оно не включает в себя всего остального мира и людей. Таково это “я”…».
«Я всей душой стремлюсь к тому, чтобы не было на свете несправедливости, преступления, пьянства, разврата, излишеств, чрезмерной роскоши, публичных домов, в которых люди продают свое тело или душу или и то и другое вместе; чтобы не было угнетения, братоубийственных войн, национальной вражды… Я хотел бы обнять своей любовью все человечество, согреть его и очистить от грязи современной жизни…».
А вот известные цитаты Дзержинского:
«За последнее время политика очень часто пахнет нефтью, а нефть — политикой» (1926!!! год).
О государстве (из предсмертной речи, 20 июля 1926 года):
«Чтобы государство не обанкротилось, необходимо разрешить проблему госаппаратов. Неудержимое раздутие штатов, чудовищная бюрократизация всякого дела — горы бумаг и сотни тысяч писак; захваты больших зданий и помещений; автомобильная эпидемия; миллионы излишеств. Это легальное кормление и пожирание госимущества этой саранчой.
В придачу к этому неслыханное, бесстыдное взяточничество, хищения, нерадения, вопиющая бесхозяйственность, характеризующая наш, так называемый, «хозрасчёт», преступления, перекачивающие госимущество в частные карманы.
Если вы посмотрите на весь наш аппарат, на всю нашу систему управления, если вы посмотрите на наш неслыханный бюрократизм, на нашу неслыханную возню со всевозможными согласованиями, то от всего этого я прихожу прямо в ужас. Я не раз приходил к Председателю СТО и Совнаркома и говорил: дайте мне отставку! Нельзя так работать!».
«Вести экономическое строительство нужно под таким углом зрения, чтобы СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, превратить в страну, производящую машины и оборудование… широко внедрить в производство достижения научно-технического прогресса. Если эта работа не будет вестись, нам угрожает закрытие наших заводов и рабство заграничному капиталу. Если мы теперь деревянная, лапотная Россия, то мы должны стать металлической Россией».
О детях:
«Страх не научит детей отличать добро от зла; кто боится боли, тот всегда поддастся злу».
«Надо воспитывать в детях любовь к людям, а не к самому себе. А для этого самим родителям надо любить людей».
«Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь».
«Любовь — творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого».
«Исправить может только такое средство, которое заставит виновного осознать, что он поступил плохо, что надо жить и поступать иначе. Розга же действует лишь короткое время; когда дети подрастают и перестают бояться ее, вместе с ней исчезает и совесть».
«Огромная задача стоит перед вами: воспитать и сформировать души ваших детей. Будьте зорки! Ибо вина или заслуга детей в огромной степени ложится на голову и совесть родителей».
О жизни:
«Где есть любовь, там нет страдания, которое могло бы сломить человека. Настоящее несчастье — это эгоизм. Если любить только себя, то с приходом тяжелых жизненных испытаний человек проклинает свою судьбу и переживает страшные муки. А где есть любовь и забота о других, там нет отчаяния…».
«…Счастье — это не жизнь без забот и печалей, счастье — это состояние души».
«Жить — разве это не значит питать несокрушимую веру в победу?»
О государственных органах:
«Чекист должен иметь горячее сердце, холодную голову и чистые руки. Тот, кто станет жестоким, и чье сердце останется бесчувственным по отношению к заключенным, должен уйти отсюда. Здесь, как ни в каком другом месте, нужно быть добрым и благородным. Служить в органах могут или святые, или подлецы».
«Худший враг не мог бы нам столько вреда принести, сколько он принес своими кошмарными расправами, расстрелами, предоставлением солдатам права грабежа городов и сел. Все это он проделывал от имени нашей советской власти, восстанавливая против нас все население.
Грабеж и насилие — это была сознательная военная тактика, которая, давая нам мимолетный успех, несла в результате поражение и позор» (Феликс Эдмундович о бывшем царском офицере, левом эсере Михаиле Муравьёве, который в 1918 году командовал войсками Красной армии на юге России, установил режим кровавого террора в Киеве и Одессе, а затем поднял эсеровский мятеж в Поволжье, был блокирован латышскими стрелками и чекистами и убит в перестрелке – А.В.).
«Где выход из ада теперешней жизни, в которой господствует волчий закон эксплуатации, гнета, насилия? Выход — в идее жизни, базирующейся на гармонии, жизни полной, охватывающей все общество, все человечество; выход — в идее социализма, идее солидарности трудящихся.
Эта идея уже близится к осуществлению, народ с открытым сердцем готов ее принять. Время для этого уже настало. Нужно объединить ряды проповедников этой идеи и высоко нести знамя, чтобы народ его увидел и пошел за ним».
Что ж, из всего прочитанного, переваренного, проанализированного я делаю однозначный вывод: «Се человек!», «Се человек!».
Мне стыдно за наших тележурналистов, публицистов, политиков, которые в угоду любителям сенсаций готовы очернить грязью всё, лишь бы им за это заплатили.
Возвращаюсь к первым строкам моего сочинения…
Я живу в маленьком поселке с тихим названием Антипино. Маленький кусочек моей страны, в котором, как в зеркале, отражается вся ее жизнь: ветхие дома, больные старики и старухи, подростки, сосущие насвай, безработные папы с баночками пива, совсем юные мамы, бездорожье, безнадега, безысходность бытия…
Хочется изменить эту жизнь, искоренить эти пороки, излечить наркоманов и алкоголиков, уничтожить коррупцию и бюрократизм, подарить неимущим людям настоящее жилье, дать мужчинам работу, а женщинам возвратить нежность, целомудрие и материнство.
Да, видимо, нужны нам время от времени «железные Феликсы» с чистыми руками, горячим сердцем и холодной головой!