ГлавнаяСтатьи ОБ ЭТОМ В ИНТЕРВЬЮ ТЕЛЕКАНАЛУ «РАДА» ЗАЯВИЛ ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ ЛЕОНИД КРАВЧУК
ОБ ЭТОМ В ИНТЕРВЬЮ ТЕЛЕКАНАЛУ «РАДА» ЗАЯВИЛ ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ ЛЕОНИД КРАВЧУК
20.10.2017
Украина может измениться организационно, демократически-территориально и конституционно, превратившись в федерацию или же конфедерацию.
Украина может измениться организационно, демократически-территориально и конституционно, превратившись в федерацию или же конфедерацию. Об этом в интервью телеканалу «Рада» заявил первый президент Украины Леонид Кравчук:
«Это может быть федерация или же конфедерация. Есть же в мире разные структуры. Есть и просто моно-государства. У нас же была единая территория. А Крым был вне монетарного государства. То есть я хочу всем сказать, что не стоит исключать изменений, когда их время наступит».
Заявление Леонида Макаровича лично у меня вызывает множество вопросов. В частности, когда наступит это время, каковы критерии, и почему оно не наступило до сих пор — например, 25 лет назад, когда Леонид Макарович занимал пост президента. Ведь на тот момент все было так просто – президентскими союзниками могли стать и Народный Рух Украины — его лидер Вячеслав Черновол первым озвучил идею федерализации Украины как залога территориальной целостности и мира в стране, и социалисты Александра Мороза, всегда выступавшие за передачу регионам части полномочий центра. Но, видимо, тогда время еще не наступило.
Досадно. Такое решение сохранило бы советскую производственную кооперацию, ту самую, на которой держался отечественный экономический потенциал, по оценкам экономистов, равный потенциалу Франции и Западной Германии. Да и противоречия, приведшие Украину к вооруженному гражданскому конфликту, растаяли бы, как с белых яблонь дым. Но время тогда было неподходящим. Почему? Спросите у Леонида Макаровича.
Между тем заявления Леонида Кравчука, как бы они смехотворно не звучали, — вовсе не пустой звук. «Старик Макароныч» — не просто первый президент Украины, а, прежде всего, спикер, выражающий консенсусное мнение патриархов партийно-хозяйственных кланов, которые сформировали украинский капитализм и на уровне детей и внуков продолжают контролировать активы страны.
Это и действующий президент Порошенко, за которым стоит фигура отца – Алексея Ивановича, стоявшего за каждым предпринимательским шагом будущего главы государства; и клан Леонида Кучмы — тестя миллиардеров Виктора Пинчука и Игоря Франчука; и клан мэра Киева времен позднего СССР Валентина Згурского, чьи деловые партнеры по адвокатской конторе BIM (Бен Израэль Медведчук) и фирме «Динамо-Атлантик» в той или иной форме оказались причастны к опочившей всуе, но не потерявшей влияние структуре СДПУ(о); и клан Ефима Звягильского – крестного отца донецких корпораций; и ныне покойного Геннадия Тимошенко – тестя Юлии Тимошенко, и многих других. Фигура Геннадия Тимошенко также связана с созданием группы «Приват», а его смерть во многом объясняет ослабление политических позиций Юлии Тимошенко, Сергея Тигипко и потерю Игорем Коломойским контроля над своими активами.
И если Леонид Кравчук делает подобные заявления, значит, где-то в кулуарах, гораздо более серьезных, нежели кулуары Верховной Рады, уже принято решение по переформатированию страны. При этом, судя по употреблению Леонидом Макаровичем слова «конфедерация» – переформатированию куда более фундаментальному, чем хотели организаторы референдума на Донбассе весной 2014 года.
Это решение останется лишь красиво завернуть и вынести на одобрение народа Украины. Одно остается непонятным: стоило ли класть десятки тысяч жизней, инфраструктуру, промкооперацию и отношения с большинством соседей Украины, чтобы в итоге прийти даже не к федерации, а к конфедерации?