А то, ведь, и без мешков, и без штанов можно остаться.
А туда ли мы едем?.. Лично МЫ в этом непростом мире. Про основной, но очень простой принцип взаимоотношений стран, уже писалось http://tribunanaroda.info/content/view/5419/38/. И аналогично, основной вопрос современной мировой глобальной политики также прост, как жёлтая репка. Он заключается в том, что на планете стремительными темпами заканчиваются общечеловеческие ценности. Мы, конечно, имеем в виду нефть и газ. Ну, и уголь в придачу.
Текущий момент как раз пикантен тем, что окончательное истощение этих ископаемых наступит не через сотни, а уже через несколько десятков лет. И ВОПРОС «как будем делить оставшееся» становится всё более животрепещущим. В том смысле, что когда почти везде закончатся энергоресурсы, кто-то ещё будет трепыхаться, а кто-то уже и нет.
Та страна, которая сохранит свои запасы, во первых сама будет иметь жизненный ресурс, а во вторых – сможет требовать за «кровь индустрии» любые деньги, скупать самые передовые технологии, освоить альтернативные источники энергии, и вообще, вырваться вперёд планеты всей. А если эта страна ещё и будет иметь военный потенциал, чтобы отбиться от навязчивых предложений «поделиться»…
Это страшный сон «старушки-Европы» и прочего «цивилизованного мира», где много свободных художников, сексуальных меньшинств и тюльпанов, но совсем нет газа.
Предыстория такова, что ещё на заре нефтяной эры все страны мира разделились на две группы: на те, где нефть и газ в недрах есть, и те, где, грубо говоря, их нет. Весь ХХ век эти две группы, тайно, или явно, боролись между собой: одни за то, чтобы свои запасы защитить и подороже продать, а другие – как бы это всё подешевле купить, или, на худой конец, отжать. Конечно, строго демократичным путём подкупа, или смены правительства. Или тоже демократичным, но с применением канонерок и бомбардировщиков.
«Война» эта шла с разной интенсивностью и переменным успехом, и страны обеих групп накопили огромный «боевой опыт». Страны-экспортёры нефти, которые все хоть и не очень развитые, но додумались создать ОПЕК и пытаются в его рамках регулировать предложение, чтобы «держать цену». Не всегда это получается, так как есть у всех партнёров соблазн «толкануть» товара больше, да ещё и по хорошей цене, которую другие «вымутили». С этим они там между собой разбираются; ну и против стран «второй группы» и оружием запасаются, и стабильность государства стремятся сохранять, и в ООН, если что, жалуются.
А страны – потребители энергоресурсов (как раз все очень развитые!), кроме явно криминальных методов, стараются ещё в свой лагерь «обездоленных» побольше таких же стран собрать, чтобы и по официальной линии в том же ООН, и вообще в «мировом сообществе», погромче по ушам стран-«кормилиц» ездить.
И оно понятно, когда какой-нибудь Люксембург в ля-минор подпевает Франции против некой газонефтяной компании. У них до ближайшей «трубы» во все стороны не меньше тыщщи километров, и только одна возможность есть, себе на пять долларов цену газа выторговать, если в общей своре на поставщика «надавить».
Но когда у некой страны труба прямо по территории проходит, а главный добытчик - ближайший сосед, то ссориться с ним, чтобы Люксембургу было хорошо, - это, господа, не политика и не экономика, а полный маразм! Основоположник науки экономики мистер Адам Смит такого бы точно не понял. И Хведир Иванович, который в Жмеринке на рынке помидорами торгует, тоже вполне с мистером солидарен. Тем более, когда власти ещё и хвастаются, что тот же самый газ покупают через посредника, но дороже, то Иваныч сразу вспоминает старый анекдот про «братков» 90-х годов.
Один хвастается, что купил галстук за 500 долларов, а другой отвечает: «Ну и дурак: за углом такой же полторы тысячи стоит». А ведь у соседа не только газ, а и нефть, и уголёк, и уран. Да и ещё всего столько, что они и сами пока не знают. Но защитить всё это есть чем, что характерно.
Кстати, что самое интересное: если бы было наоборот, то страна Украина в жёстком и прагматичном мире вообще бы никому не была нужна. Разделили бы без неё «одну шестую часть суши» и того газа даже понюхать не дали. А так и Украина «при деле». Но, естественно, не как партнёр, а как статист для хора.
Статист-то статист, а вот отношения с пока ещё не врагом от этого портятся вполне реально. А перспектива от этого такая: нефть всё равно когда-нибудь кончится. Перед этим цена на неё будет расти неимоверно. И если самая большая мировая «кладовка» до этого времени продержится, то её «голос» погромче любого «хора» будет звучать. А на Западе каждый будет сам за себя.
Практичные немцы, например, к этому уже явно готовятся. И хитрые турки тоже. «Большая Европа» всех своих «подпевал второго сорта» конечно «кинет» не раздумывая. С чем тогда «нэнька» останется? Кроме «моральной поддержки» ЕС. «Труба» проржавела, промышленности и высокотехнологичного экспорта нет, лес вырублен, земля истощена соей и ГМО, «n»-ный президент уехал в тёплые страны.
И вот тогда в Украине конкретно встанет вопрос: «А с теми ли мы дружили?» «Европейские ценности», конечно, вещь хорошая, но яичницу на них не поджаришь. Всё, поезд ушёл. Газ нужно будет покупать у Германии, и по реальному реверсу (40% «сверху» и – огонь!). Нефть – у «дружественной» Канады по мировым ценам плюс перевоз через океан. Электричество на атомных станциях «кончится» от старости реакторов.
Как-то печально всё это выглядит, но, что самое противное, - вполне реально. Так может ещё не поздно включить мозги и не «уезжать» сильно далеко. А то, ведь, и без мешков, и без штанов можно остаться.