Правда, как всегда, за нами. Ну, а как в итоге Бога поделят – разве это так уж существенно?
Константинопольский предстоятель задумал неслыханную дерзость: понизить Московский патриархат до митрополии, при этом придав киевскому престолу статус «единого русского патриархата». Смысл этой манипуляции в том, чтобы вернуть Фанару давно им утраченный статус вселенского православного арбитра. Вот только выгорит ли это скользкое дельце у святейшего владыки Варфоломея?
Отрядив в Киев двух экзархов для подготовки автокефалии – провозглашения на Украине единой поместной церкви, не соотносящейся с Московским патриархатом, – Варфоломей, похоже, не ожидал, насколько резкой окажется реакция РПЦ. Мало того, что вселенского патриарха перестали поминать в молитвах, что по церковным канонам практически дно, за которым маячит анафема, так вдобавок Москва объявила об угрозе всему мировому православию и о тупике в отношениях с константинопольским престолом.
Церковники – не дипломаты, и выражения выбирают куда как пристрастнее, стараясь по возможности избегать резких формулировок. А тут Синод делает беспримерное по резкости заявление, и сложно поверить, что дело здесь в одной только украинской автокефалии.
Чужой успех как повод для зависти
В 1686 году константинопольский патриарх Дионисий признал за Москвой всеобъемлющее право на украинские земли. Таким образом, вслед за воссоединением Украины с Россией, состоявшимся в 1654 году, последовало и восстановление единства Русской православной церкви. Сегодня, как отмечает профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко, «Константинополь дезавуирует все документы XVII века, по которым киевская митрополия передавалась под крыло Московского патриархата», заодно ставя под сомнение высокий статус Московского патриархата, хотя патриаршество РПЦ даровал не Константинополь, а все поместные церкви.
А, кроме того, патриарх Варфоломей, как справедливо подметил украинский политолог Ростислав Ищенко, «вторгся на чужую каноническую территорию, обвинив РПЦ в провокации украинского раскола, фактически поставив на одну доску псевдопатриарха Денисенко, митрополита Онуфрия и патриарха Кирилла».
Что же вызвало столь резкий демарш константинопольского престола? Среди экзархов мирового православия Варфоломей числится первым среди равных. Всё-таки константинопольский престол – старейший в мире. Считается, что основал его апостол Андрей Первозванный. Но «старейший» не означает, что самый богатый и влиятельный. Тут Москва всем православным престолам даст фору. И Варфоломея это бесит, особенно после Всеправославного собора 2016 года, когда патриарх Кирилл справедливо возмутился тем, что экзархи «не так сели». По его мнению, всем надо было сесть за круглый стол, не подчёркивая при этом чью-то большую значимость. А сели в итоге так, что во главе стола оказался Варфоломей. Но то, как сели – это был первый звонок, но не повод. А поводом стало сближение Рима с Москвой.
Годами Варфоломей пытался выстроить с Римом особые отношения, подолгу оговаривая каждую мелочь. А у Москвы наладить контакты получилось, считай, на раз-два. И вот уже святейший папа Франциск с патриархом Кириллом встречаются в Гаване, а церкви при этом завязывают диалог, даже не поинтересовавшись, а что же по этому поводу думает Фанар. Обидно, да? Ещё обиднее то, что московский патриарх, даром что церковь в России отделена от государства, всегда в первых рядах президентской свиты. И это всячески афишируется, не говоря уже о полнейшем раздолье для церковного бизнеса, ещё со времён приснопамятного «Софрино».
А кем себя чувствует в мусульманском Стамбуле патриарх Варфоломей? Для Реджепа Эрдогана все те, кто живёт в Турции – турки, а значит, и Варфоломей тоже турок, даром что грек. А ведь для грека нет обиды обиднее, чем назвать его турком. И мало того, что президент Турции не зовёт патриарха ко двору, так ещё и подозревает в тайных сношениях с ненавистным оппозиционером Гюленом и с ЦРУ США. Ни о каких материальных подачках, разумеется, и речь не идёт, не говоря о раздолье для бизнеса или о подачках из госбюджета на строительство храмов и прочее разное.
А вот ещё штришок: хотя титулование «вселенский патриарх» зафиксировано в ряде международно-правовых актов, Анкара не признаёт за Константинопольским патриархатом статуса «вселенского», а признаёт лишь статус «главы православной общины Турции». А зависть, как известно, чувство страшной разрушительной силы.
Константинопольский престол, бедный, но жадный
Инцидент с «не так сели» помимо прочего высветил весьма неприятное для Варфоломея обстоятельство. С открытым забралом за него ринулась в бой одна только Болгарская церковь. Остальные престолы в лучшем случае сделали постные мины – мол, не наше дело, кто и как сел на соборе. Даже лояльные греки с румынами. А сербы с грузинами как-то не по-доброму на вселенского владыку посмотрели. Ну, сербы – понятно. Но почему «за Кирилла» оказались грузины? Они же, кажется, теперь во всём против Москвы? Оказывается, не во всём.
Грузинская церковь – одна из старейших. И РПЦ признаёт её пятой по значимости, в то время как константинопольский престол – всего лишь восьмой. Грузины, известное дело, болезненно самолюбивы. Вот вам и всё объяснение. К тому же у вселенского патриарха взаймы не попросишь – в его казне давно сдохла от голода последняя церковная мышь. А в Москве денег – несчитано. И те, кто ведёт себя правильно – вот как эфиопы, к примеру, – всегда могут попросить вспоможение на открытие новых приходов. Говорят, к слову, что за настоящей православной экспансией в Африке последних нескольких лет стоят исключительно московские деньги, но это тема для особого разговора.
Буквально до последнего времени «за Варфоломея» «топила» Элладская церковь. Но назначение двух константинопольских экзархов на Украину неожиданно изменило традиционный расклад: митрополит Китирский и Антикитирский Серафим признал действия Варфоломея ударом по церковным канонам и выразил единодушие с позицией Москвы. В греческом православном сообществе запахло расколом. Маслица подливает тот факт, что многие греки (особенно почему-то понтийские) считают Варфоломея чужаком, «турком», и склонны ориентироваться на церковные купола православной Москвы, а не на минареты мечетей магометанского Стамбула.
Такой вот расклад нынче в православии.
Не следует думать, что Москве о нём не известно и для патриарха Кирилла действия его коллеги Варфоломея – «вероломное нападение» на канонические земли московского престола. Скорее это веский повод для ответного демарша, после которого православие если и расколется, то совсем даже не на равные части. В лучшем случае за Варфоломеем окажутся болгары с греками (последние, впрочем, не факт, учитывая демарш митрополита Серафима и явную приязнь священного Афона к Москве). Но если сыграть наверняка, договорившись о мелочах с Анкарой, Варфоломею в Стамбуле будет мало места. Затем-то и смотрит святейший владыка на Киев – с огромной надеждой.
Владимир ШМАЛИЙ, бывший секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии:
– Признаться, я не верил, что Константинополь будет действовать так, как мы видим сейчас. Мой просчёт заключался в переоценке религиозного фактора в мотивах Фанара, в частности того, что там всерьёз относятся к своей роли хранителя единства православия.
Греки-националисты с нескрываемой ненавистью относятся к любому упоминанию идеи Третьего Рима, им видится в этом попытка подрыва идеи восстановления Второго Рима – Константинополя, если не в роли столицы Византийской империи, то хотя бы в роли этакого «православного Ватикана».
В свете этой националистической стратегии действия Фанара выглядят совершенно логично. Константинопольский патриархат предпринимал попытки уничтожения московского патриаршества, признав обновленческий раскол. А теперь украинский конфликт и сложное международное положение России позволяют Константинополю нанести резкий и точный удар.
«Символическая юрисдикция» Киева над Россией
Ситуация на Украине такая. Президент Пётр Порошенко, огораживаясь от Москвы по всем направлениям, лелеет мечту о поместной церкви. Но кому давать томос об автокефалии? Украинская православная церковь Московского патриархата об этом не просит. Украинская православная церковь Киевского патриархата – преданные анафеме раскольники, с которыми константинопольскому престолу иметь дело не с руки.
Автокефальная церковь – непредставительная и малозаметная. Но для Варфоломея такой расклад как раз на руку. Формируя новую поместную церковь, можно закрыть глаза на то, что в неё двинут иерархи из УПЦ (КП). Снимать анафему – дело хлопотное, но кто мешает сменить вывеску над публичным домом? Зато новая церковь, которую получит в личное управление украинский президент, будет всем обязана вселенскому патриарху. И, не исключено, станет его новым престолом. Тут уж никуда не денешься: будешь ошуюю от Порошенко, как Кирилл от Путина. А украинцы – народ куда более воцерковлённый, чем русские. Так что мысленно Варфоломей уже замер в шаге от настигающего его величия.
А дальше – больше. Есть мнение, что русскому святителю Ионе автокефалия в XV веке перепала, что называется, не по чину. Получить её должна была не Московская Русь, а Литва. Мнение это не то чтобы популярное, но в мировом православии (справедливости ради уточним – в греческом и болгарском) и оно имеет место. А раз так, что имеет смысл переиграть ситуацию: вернуть Москве статус митрополии, а нового русского патриарха венчать на престол в Киеве. Русская православная церковь Киевского патриархата – как вам?
Дело за малым – спровоцировать официальный раскол. Чем сегодня Варфоломей не без успеха и занимается.
«Не удивлюсь, если Константинопольский патриархат вынашивает планы передачи проектируемой украинской церковной структуре символической юрисдикции над Россией, – отмечает кандидат богословия Владимир Шмалий. – Разумеется, в случае если Варфоломею удастся спровоцировать долгосрочный раскол».
«Цель автокефального украинского похода Константинополя, – продолжает эксперт, – не Украина, а «выдавливание» Московского патриархата из содружества православных поместных церквей, в котором Варфоломей желает играть роль не то византийского императора, не то восточного папы.
В Фанаре нанесли точный и рассчитанный удар. Если Москва смирится с действиями Константинополя, то она тем самым признает и всю теорию и аргументацию константинопольского престола последних 100 лет. Если же РПЦ (МП) прервёт общение с Константинопольским патриархатом, это будет подано, как раскол и будут предприняты действия для закрепления этого статуса».
«Украинская автокефалия выгодна не сиюминутно, а с прицелом на века, - рассуждает политолог Лев Вершинин, - «ибо выводит Фанар с уровня «рудимента» до уровня «вселенского арбитра». Лет через 10–20, что для церкви не срок, юрисдикция Киевского патриархата над московской митрополией станет фактом – сперва «символически», а затем и реально. Остаётся лишь поздравить нынешних семинаристов, которым в зрелые годы предстоит возглавить поместные автокефалии Сибири, Урала и Дальнего Востока».
Ренат КУЗЬМИН, бывший замглавы Совбеза Украины:
– Порошенко собрал с украинских бизнесменов 25 млн долларов, чтобы «подмазать» Варфоломея и ускорить предоставление автокефалии. Но из собранных 25 млн 15 куда-то пропали – ничего святого. В Стамбуле об этом узнали, и Варфоломей не приехал в Киев на празднование 1030-летия крещения Руси.
Но Порошенко деньги вернул, заодно устроив в июле встречу главы американо-украинской епархии Константинопольского патриархата Димитрия с госсекретарём Майком Помпео. Вероятно, какие-то обещания были даны и Варфоломею лично – он, как известно, грезит о том, чтобы перебраться из недружественного Стамбула в Киев. Перспектива кровопролития на Украине, таким образом, Варфоломея вовсе не пугает».
Варфоломей «три процента»
Такие дела. Если повезёт Варфоломею, сидеть ему не в Стамбуле, а в Киеве и возглавлять «вселенскую русскую православную церковь» с московским митрополитом на посылках. Но ежели Господь будет милостив к Кириллу, то всё будет наоборот, и русский предстоятель если и не станет «всемирным» по титулу, то уж точно займёт место во главе стола на следующем Всеправославном соборе.
В Риме уже потирают руки, предвкушая, как затрещат православные митры, и прикидывают, кого выгоднее поддержать в споре, Стамбул или Москву. Но, судя по тому, как заспешил папа на встречу в Гаване два года назад, позабыв обо всех сепаратных договорённостях с константинопольским предстоятелем, выбор, пожалуй, очевиден. Вот только как этот выбор воспримет паства РПЦ (МП)?
И ещё вопрос: а чем обернётся обострение в православном мире для Украины? И без него ситуация там критическая: того и гляди киевский расстрига Филарет призовёт захватывать церкви Московского патриархата. А московские попы в Киеве, отличающиеся завидным смирением, когда дело касается русского языка, вмиг теряют терпение, когда речь заходит о церковной собственности. Украинская паства – нервная, дважды звать ратовать её не придётся.
Пока Московский патриархат делал вид, что далёк от политики, но на фоне «развода» с константинопольским престолом и перспективы возвышения Киева отношение может в корне измениться – вплоть до формирования православных народных дружин.
«Для Украины действия Варфоломея однозначно означают религиозную войну, в которой прольются уже не ручьи, как до сих пор, а реки крови, – констатирует политолог Ростислав Ищенко. – Украинское государство в результате будет уничтожено, и на Фанаре понимают, что провоцируют страшный религиозный конфликт, выступая при этом на стороне раскольников и сектантов против истинных православных».
Чем завершится нынешнее противостояние в православном мире, не берётся предсказать никто. Казалось бы, Москве следовало бы действовать сдержаннее – во всяком случае, принимая во внимание перспективы того, о чём выше предупреждает Ищенко. Но, кажется, российские иерархи решили идти до конца – слишком заманчива перспектива «уделать» константинопольский престол раз и навсегда.
«Варфоломей фактически наделил себя всеми правами папы римского, то есть явно провозгласил ересь и совершил отклонение от православной веры, – говорит член Синодальной библейско-богословской комиссии Московского патриархата протоиерей Андрей Новиков. – А ведь константинопольский престол представляет всего лишь 3% православной земли!».
В общем, правда, как всегда, за нами. Ну, а как в итоге Бога поделят – разве это так уж существенно?