Знаете, до последнего времени не рисковал писать о церковных делах. Эта тема мне представлялась очень сложной, поскольку речь шла о таких деликатных и очень тонких материях, как вера и те, кто ей служат.
Одни титулы иерархов церкви, их имена чего стоят. Да и крайне редко именно церковь играла роль «ньюсмейкера», постоянно продуцируя новости. Но тут главком затеял создание «поместной церкви», и все завертелось. С удивлением понял: да тут все как в Раде!
Мне понадобилось довольно много времени, чтобы прийти к выводу, что в парламенте нации большинство составляют подонки, люди с разнообразными психическими расстройствами, гомосексуалисты, наркоманы, казнокрады и другие отбросы социума. Но сначала сама атмосфера законодательной работы внушала некоторое удивление. Верил, что люди, принимающие законы, обязательные для исполнения, обладают неким особым набором качеств.
Однако постепенно этот флер рассеялся, и появился здоровый профессиональный цинизм. Потом и понимание основ функционирования механизма «представительской власти». Согласен, что абсолютное большинство пришло к тем же выводам, что и я, на основе, скажем так, интуитивного познания действительности. Поэтому желание Надежды Савченко «расстрелять гадюшник под куполом» встретило живое понимание и отклик в широких кругах трудящихся.
И вот теперь нечто подобное происходит и с, так называемой, «автокефальной церковью». В парламенте чуть ли не каждый день обсуждаются церковные проблемы, привычно пищит табло для голосования, с трибуны выступает представитель президента в парламенте Ирина Луценко. Послушать со стороны – какая-то проповедь и религиозная агитация. «Матерь-церковь», «возвращение в исконное управление Константинополя», «Византия». Из уст жены генерального прокурора-алкоголика звучит несколько странно.
Обсуждается вопрос о передаче Андреевской церкви Варфоломею как «символического дара благодарной нации». То ли резиденция там его будет, то ли он просто приедет проводить какие-то службы. Вообще не имеет никакого значения, поскольку политика стремительно вторглась в религию, быстро и качественно заменив веру целесообразностью и «необходимостью отразить религиозную агрессию России». Естественно, гибридную.
Все стало просто и понятно. Идет активная подготовка к первому автокефальному общенациональному съезду церковных депутатов. Повестка дня в общих чертах ясна: избрание первого истинного «спикера», которому передаются функции общения с всевышним по утвержденному регламенту. Главная цель – полный и окончательный выход из-под «влияния преступного Московского патриархата».
И, судя по всему, началась кулуарная «спикериада». Церковные деятели, которые начали подготовку к «чрезвычайному съезду православных депутатов», стали действовать в формате обыкновенной политической борьбы. Короче, начался «срач». А как иначе?
Первым начал предстоятель Украинской автокефальной церкви Макарий. Для удобства будем называть его лидером авто-оппозиции. К кому? Да к Филарету, который рассматривается в качестве основной кандидатуры на пост «спикера». Ему восстановили религиозную непорочность, сняв анафему. Оказывается, никакого таинства в этом нет. Почти такая же операция, как, к примеру, восстановление девственности. Только дороже. Выписывается специальная справка в Константинополе, и вперед.
Лидер автокефальной оппозиции в красках рассказал о глобальных противоречиях с Филаретом. Опять же подчеркну, я раньше вообще не разбирался в таких вещах, как синод, патриархия, митрополия. Спасибо Порошенко. Оказывается, все просто. «Чрезвычайный съезд» должен определить форму правления «единой церкви» и базовую модель «церковно-государственного устройства». И тут все упирается в регламент деятельности «единой церкви».
Все верно. Помню, не одна пятилетка понадобилась Раде, чтобы принять регламент ВРУ как закон. И тут та же самая ерунда. Макарий орет, что у него есть свой устав и лучшая форма правления – митрополичья «республика». У Филарета абсолютно противоположная точка зрения – «патриаршая республика» с ним во главе. Это типа как парламентская и президентская формы правления с отдельными нюансами. Вот оно что, Петрович… Оказывается, все просто и банально.
В кулуарах идут активные терки насчет распределения власти и церковной собственности, стороны зашли в тупик, и началась обычная политическая кампания по дискредитации оппонентов. Макарий против Филарета. Жесткие и бескомпромиссные дебаты. Одна вера – два устава. Всевышний не вмешивается в мирские разборки «претендентов».
Возможно, у автокефала Макария «подгорело» из-за того, что у него увели из-под носа Андреевскую церковь. Он ее с боем оторвал себе во время первого раскола в начале девяностых. Примерно с той поры она постоянно находится на реставрации. Но какие-то службы Макарий там проводит.
И вот по инициативе Порошенко красивейшую церковь Киева, построенную архитектором Растрелли для императрицы Екатерины, отдали Варфоломею. Табло Рады пропикало, 237 депутатов «за» – продано! Точнее, передано в пользование Константинополя для обустройства там представительства Варфоломея. Макарий не выдержал и начал публичную кампанию по дискредитации Филарета. Все прозрачно и демократично.
У Церкви раньше было то преимущество, что решения по острым вопросам могли растягиваться на десятилетия. Теперь все вошло в привычный ритм политической борьбы. Потянуть не получится, поскольку приближается «дедлайн»: регистрация кандидатов в президенты. Процесс начинается 30 декабря, и к Рождеству Петр Алексеевич должен быть зарегистрирован в ЦИК в качестве «создателя единой поместной церкви».
Съезд церковных делегатов должен к этому времени порешать все вопросы, продемонстрировать единство и верность «матери-церкви». Думаю, скоро Макария начнут прессовать «смотрящие Варфоломея». Не зря же он прислал в Киев двух своих, извините за выражение, «экзархов». Если проводить привычную аналогию, то типа Кононенко и Грановского. Один «экзарх» представляет американское православие, другой – канадское. Вопросы есть? Вопросов нет.
В полном соответствии с выбранным форматом политический борьбы и идя, так сказать, навстречу «объединительному съезду», социологи начали публикацию рейтингов кандидатов на «единый престол». Получилась лютая хрень. Дело в том, что выборка репрезентативна для избирателей Украины. То есть идет распределение по возрасту, регионам и образованию. И вот в этот «мирской опросник» втулили вопросы веры.
Знаете, кто активнее всего поддерживает идею создания «единой поместной церкви»? Жаль, Задорнов не дожил до этого.… Поэтому наберите побольше воздуха и замрите. Готовы? Греко-католики! Почти восемьдесят процентов опрошенных, декларирующих свою принадлежность к греко-католической конфессии, полностью поддерживают идею объединения. В отличие от православных, которые проявили удивительную сдержанность. Чуть больше пятидесяти процентов.
Может быть, я чего-то не понимаю? Кто с кем объединяется? Судя по результатам опроса, в подобном же состоянии пребывают многие.
Идем дальше. Собственно рейтинги. Никогда раньше не публиковались рейтинги церковных иерархов. Но революция достоинства и возглавивший ее Порошенко смело внедряют новые, европейские стандарты. К сожалению, пока ничего не слышно о переходе «единой поместной церкви» на стандарты НАТО, но уверен, что вопрос находится на стадии «глубокой проработки».
Итак, кто возглавляет рейтинг соискателей титула «единого патриарха»? Кто примет из рук Варфоломея в Андреевской церкви долгожданный томос? Готовы? Ни за что не угадаете.
Папа Римский! Папа!
Господи, в какой стране мы живем?! За что?! 34 процента опрошенных заявили, что полностью доверяют Папе Римскому. Насчет мамы нет информации, но, уверен, ей бы тоже доверяли.
На втором месте Филарет с результатом 30 процентов, на третьем – Варфоломей (около 20-ти). Макарий оказался на шестой позиции со скромным результатом в 13%.
Согласно результатам социологического исследования, проведенного агентством «Рейтинг» по заказу АП, Украина вообще не является православным государством, поскольку тут доминируют греко-католики, желающие видеть «единым патриархом» Папу Римского. У него, кстати, наибольший рейтинг доверия. Поэтому надо говорить не о «возвращении» в лоно «матери-церкви», а об установлении в Украине какой-нибудь редкой разновидности нунциата.
Будет ли Папа баллотироваться на пост лидера «единой поместной церкви»? Не уверен. Зато положение Макария не так безнадежно, как кажется. У Филарета большой антирейтинг – свыше 18 процентов ему не доверяют, поэтому при условии проведения грамотной пиаровской кампании автокефала легко вывести в финал. Ориентировочно с Франциском. Все шансы у него есть. Побольше бигбордов и интервью «Голосу Ватикана».
Сбывается ленинский тезис, который до недавнего времени считался не применимым к церковным делам: прежде чем объединиться, нужно разъединиться. Процесс разъединения «единой поместной церкви» идет полным ходом.