Аваков говорит о начале нового политического цикла.
«Свиногейт» уже сыграл свою роль и изменил формат предвыборной гонки на Украине. Теперь отчетливо просматривается чисто уличный «рисунок» предстоящих событий. Называйте это «майданом», «стихийным восстанием» – без разницы. Случилось то, что случилось: «Национальный корпус», «Национальные дружины» и другие праворадикальные организации, вдруг оказавшиеся прокремлевскими, стали гонять лидера нации по стране.
Ну, как гонять…
После #черкасскогобегства Порошенко утратил монополию на предвыборное турне. Этим он занимался фактически с конца прошлого года. Немногочисленные попытки других кандидатов как-то повстречаться с избирателями заканчивались либо конфликтом с националистами из С14, которых плотно ведет СБУ, либо зеленкой в лицо (Александр Вилкул), либо объявлением «красного уровня террористической угрозы» (Анатолий Гриценко, Мариуполь). И только у «единственной альтернативы Путина» до недавнего времени все получалось.
«Томос-тур» с участием Епифания постепенно превратился в откровенный «чес» по регионам под видом участия в работе «Совета регионов». В любом селе есть «осередки» (представительства) этого Совета, о существовании которого до выборов практически никто не вспоминал. А теперь, поди ж ты: плотный график мероприятий вплоть до середины апреля. Это и понятно, ведь нет такого количества объектов, которые можно президенту открыть. Все, что только можно, давно «освятили» и Гройсман, и Петр Алексеевич. Остается только рассказывать о «потрясающих космических перспективах Украины» во время встречи с местным активом и встречаться с «восторженными избирателями» под вечер. Делать «селфи с президентом».
Первый удар по этой очень важной схеме создания психологического стереотипа «неизбежный второй срок президента» нанесла акция Шария #спросиупрезидента500. Уже в Днепропетровске и Одессе начала ломаться единообразная телевизионная картинка «всенародной поддержки лидера». Порошенко стал нервничать, бить своих почитателей, щипать за нос. Короче, вести себя неадекватно.
Надо понимать его психотип: Петру Алексеевичу просто необходимо купаться в восторгах толпы. Он от этого, извините за выражение, «заводится». И сверхпафосный характер кампании Порошенко «армия, мова, вера» предполагает именно восхищение и крики восторга. Кто «возродил армию»? Ура!!! Кто «освободил от религиозного диктата Москвы»? Аааа!! Кто обеспечил «ренессанс украинской культуры на основе мовы»?! Только ОН!!!
Когда все информационные каналы синхронно крутят однотипную картину «восхищения народа», это должно повысить уровень веры в «неизбежность переизбрания». Да, его ругают, оскорбляют, однако все равно выберут, поскольку «тот клоун, а эта – сука».
И вот - сначала Шарий, а затем «Нацкорпус». С первой «напастью» политтехнологи АП пытались бороться с помощью громкой бравурной музыки, чтобы не было слышно выкриков. А вот с радикалами из «НК» уже совсем другая история получается. Мало того, что приходится возить с собой довольно большую «правильную массовку» на предвыборные митинги. Так еще надо разделять «правильных избирателей» и «подстрекателей». Это означает, что необходимы переносные заграждения, дополнительные силы полиции для охраны «мероприятия». Фактически «живой щит».
События в Житомире продемонстрировали: даже небольшой группы «нацпатриотов» с плакатами достаточно для того, чтобы испортить все впечатление от предвыборного шоу. Именно они оказываются в фокусе внимания СМИ, которые не то чтобы «прозревают», а просто ориентируются на интересные и радостные события. Но это для них веселье. Лидер же вынужден срывать голос, перекрикивая возгласы «Ганьба!», постоянно рассказывать о «провокациях пятой колонны» и даже обращаться непосредственно к самому «организатору провокаций». То есть к Владимиру Владимировичу Путину.
После фактического провала в Житомире гарант устроил истерику руководителям Национальной полиции, которые должны были обеспечивать порядок во время его общения со «своим» народом. И здесь начинается вторая часть печальной – для Петра Алексеевича, истории.
Министр внутренних дел Арсен Аваков занял откровенно антипорошенковскую позицию. Занял ее публично, я бы даже сказал, показательно. Вот, представьте себе следующую картину: идет совместный брифинг украинских силовиков, посвященный обеспечению порядка на предстоящих выборах. Генеральный прокурор Юрий Луценко рассказывает о недопустимости подкупов избирателей и намекает на Тимошенко. Глава СБУ Василий Грицак описывает ужасы, связанные с активизацией «агентуры Кремля», которая пытается «открыто повлиять на выбор нации в виде Петра Алексеевича», а Аваков говорит о начале «нового политического цикла: новый президент и новый премьер». И практически все местные «аналитики» наяривают на наличие связи между Аваковым и лидером «Национального корпуса» Билецким, Арсеном и Юлией Владимировной.
Да, все действительно лежит на поверхности. Хотя на самом деле все не настолько прямолинейно. Билецкий явно начинает сольную политическую карьеру, и тут его интересы совпали с позицией главы МВД. Все эти истории о том, кто кого создал – Аваков «Азов» и «Нацдружины» или Билецкий, уже в прошлом. Имеем организованную ультрарадикальную организацию, которая может вывести свыше пяти тысяч активистов в хорошей физической форме на уличную акцию. Они мобильны и делают свое дело «с огоньком». Быстро организовались и приехали из Киева в Черкассы, чтобы «погонять свинарчуков». Что может противопоставить этому Порошенко? И как далеко все зайдет, учитывая тот факт, что до дня выборов осталось меньше трех недель и они, вне всякого сомнения, станут решающими?
Ему остается демонстрировать готовность применить силу. Покарать всех, кто открыто выражает свою оппозиционную позицию. Как советует «технолог» из «Народного фронта» Виктория Сюмар, «необходимо нагнать страху, чтобы все «ватаны» даже нос боялись высунуть из своих нор». И такая «технология» сработала во время досрочных парламентских выборов 2014 года. «Фронтовики» Арсения Яценюка фактически выиграли выборы, набрав больше процентов, чем блок президента Порошенко.
Сегодня лидер нации воспроизводит кампанию «НФ», только в более глобальном виде. Каждый день он рассказывает об «агрессии РФ», «ужасах оккупации» и подчеркивает, что только он один защитил Украину от тотального уничтожения. Единственное, чего не хватает – это страха. Когда на митингах Порошенко орут «Ганьба!» и спрашивают про Шария, рушится формат. Так нельзя. Они должны бояться и молча внимать откровениям лидера, аплодировать в нужных местах и делать селфи.
Однако ресурса уже не хватает.
Когда Аваков начал тысячами рассылать повестки активу Порошенко из проекта #Cетка (целенаправленный подкуп избирателей), схема подкупа началась ломаться. Они же чувствовали себя безнаказанными. Еще бы, работают на президента, кто посмеет их трогать? И тут начали «трогать». Для обычного украинца, который надеялся по-легкому срубить пару тысяч на выборах, получение повестки означает шок. Как?! Я же за Порошенко, а меня на допрос!
Управление государственной охраны Гелетея не предназначено для обеспечения физического противодействия толпе. Они могут «прикрыть тело», доставить его в «безопасное место» в случае массовых беспорядков. Есть спецназ «Булат», который должен отбивать атаки «вооруженных террористов». УГО может проводить «профилактические работы» с лицами, которые представляют потенциальную угрозу безопасности «первого лица». Под эту категорию, кстати, попадают все, кто задает вопрос насчет Шария. А что им делать в случае с акциями «Нацкорпуса», в которых участвуют несколько тысяч боевиков?
Возить с собой «титушек» для прикрытия и «массовку» – явно не выход. Ситуация легко выходит из-под контроля. Остается СБУ. Однако функция данного ведомства не вписывается в модель МВД. Они могут «кошмарить» точечно. Создавать атмосферу страха. Ну, там предъявлять абсурдные обвинения журналистам в «посягательстве на территориальную целостность», планировать некие «оперативные комбинации», чтобы «локализовать и отсечь подрывные группы, работающие на интересы РФ». Однако у них масса ограничений: решения суда на прослушку и избрание меры пресечения, «обеспечение» прокурорского сопровождения дела. Куча бумаг и согласований.
К тому же чем ближе выборы, тем больше вопросов возникает у сотрудников Службы на тему «на хера оно мне надо?». А если завтра все поменяется? Так ведь уже было. И не раз. Начнешь резко делать карьеру, сделаешь не ту ставку – можешь остаться вообще без будущего.
И все внимательно смотрят на расстановку сил: на улицах «Нацкорпус», президент каждый день несет один и тот же предвыборный текст, МВД на стороне других кандидатов. Достаточно поводов для волнений? Достаточно.
Безусловно, в СБУ есть несколько «домашних заготовок», которые они планируют реализовать под выборы. Однако оперативная обстановка меняется каждый день. Масса новых вводных. «Свиногейт» тотально дискредитировал практически все силовые институты. Кроме Министерства внутренних дел. Интересно получилось, не правда ли? А время идет. «Сбить» Авакова с должности уже не получится, хотя такие попытки и предпринимаются.
Вопрос в настоящее время ставится следующим образом: а будет ли Порошенко во втором туре?
Знаете, кто сегодня является наиболее ярыми адептами переизбрания Петра Алексеевича на второй срок? «Порохо-хайперы». Это такая категория «аналитиков» и «прогнозистов», которые получают удовольствие от того, что придерживаются точки зрения, противоположной доминирующей. «Порохо-хайперов» особенно хорошо заметно в «срачах» на форумах. Долго и нудно обсуждается тема, что «лидер все». Начинается поиск виновных. И тут появляется «порохо-хайпер», который начинает рассказывать о безальтернативности избрания Петра на второй срок. «Срач» вспыхивает с новой силой. Другие же «порохоботы» уже деморализованы.
Это для понимания общей психологической ситуации.
События становятся динамичными, и повестка дня постоянно меняется. Главными «ньюсмейкерами» становятся не ВИП-агитаторы Порошенко и даже не сам президент. Они становятся вторичными. На первые места в условном рейтинге поднимаются следующие вопросы: продолжит ли свой предвыборный тур гарант или будет выступать исключительно в крытых помещениях? Чем закончатся анонсированные беспорядки перед АП 16 марта? И появится ли на телеэкранах сериал «Президент – слуга народа» Зеленского?