«Бенякратия» – вот самая вероятная модель будущей формы правления на Украине.
Вторую неделю в стране стоит крайне подозрительная тишина. Стремно как-то. Никто не рассказывает про вступление в НАТО в 2024 году. Или в 2023-м? Вот видите, уже стал путать. Об исторических перспективах «набуття членства в Евросоюзе» полная тишина.
Даже секретарь Совбеза Александр Турчинов ничего не говорит о подготовке к масштабному вторжению российских войск с танками и подводными лодками. А «паспортная агрессия»? Лишь Климкин (министр внешних сношений) практически в одиночку, без поддержки «мощной антипутинской международной коалиции» вынужден сражаться с указками Путина.
«Украина не признает указы агрессора… требует все отменить… оставляет за собой право на принятие эффективных мер по защите национальной безопасности… ожидает от наших международных партнеров усиления санкций против кремлевского режима». Это, как вы понимаете, цитаты из последнего заявления Климкина. До него, по всей видимости, не довели последние ценные указания, и он «рубится» практически в одиночку. В стране два президента, две первых леди, а некому встать и заявить: «Доколе?». Только министр внешних сношений в подвернутых штанах и с внешностью типичного «парубия» в период, описанный в известной медицинской справке, «отстреливается». Последний патрон приберег для своей пресс-секретарши.
Но эта тишина, сука, обманчивая. Олигархи различных калибров ночами не спят, выстраивая будущую модель власти. Провел ряд встреч с ипланами, которые трутся в окружении значимых персон. Ну, как значимых… Ведь какое сегодня время? Сегодня ты «царь горы», а через два хода просто «лох», которого классически развели и начали усиленно доить. Даже при отсутствии вымени. Это вообще не имеет значения.
Общение с «приближенными» крайне необходимо. Прежде всего, чтобы чисто поржать. В период больших изменений они становятся такими смешными. Ищут «психологической поддержки», начинают нести всякую чушь. Естественно, приходится всех успокаивать. «Вам п…ц», – обычно говорю я и в ответ выслушиваю очередную ох...тельную историю возрождения той или иной политической силы. К примеру, о том, как Ринат Ахметов профинансирует (!) сразу несколько предвыборных проектов, разведет «избирателей юго-востока» и будет вместе с Порошенко контролировать большинство в «новой Раде». Петр Алексеевич станет либо спикером, либо премьером. Вроде бы и пьют в меру, а такую дичь несут. Наверное, под препаратами. Либо синдром навязчивых состояний. Одно из трех.
От окружения нового президента поступают крайне противоречивые сигналы. У меня складывается впечатление, что они там просто тупо ждут, когда старшие товарищи договорятся и доведут до их сведения принятые решения. Много ходит слухов о тайных переговорах в Бодруме. Типа Зеленский там не только шашлыки жарил. Была еще подводная лодка с Коломойским на борту и переговоры в турецкой сауне. Не верю! Он там реально шашлыки жарил. Это вот действительно похоже на правду.
Вообще, турецкое «направление» очень популярно с точки зрения классической конспирологии. Якобы засекли два борта, которые синхронно приземлились в разных концах Турции. На одном чартере был Виктор Медведчук, на втором – Юлия Тимошенко. Случайность? Совпадение? Не думаю. Потом появился третий борт. С эмиссарами Рината Ахметова. Он покружил над Анкарой и наглухо пропал с радаров. В это время в Кабмине страшно закричал Гройсман. И опять тишина.
Ипланы, то есть «инсайдеры» уверены в том, что для их хозяев открываются блестящие перспективы в новой модели олигархократии. Парламентская форма правления с президентом, выполняющим церемониальные функции во внешних сношениях, представляется им идеальным рецептом для будущего сосуществования. Всем найдется место – и Ахметову, и Григоришину, и Пинчуку, и Фирташу, и даже всяким там косюкам, бахматюкам, ярославским, а также прочей подрастающей «олигархической поросли».
Самый жирный, сочный и вкусный кусок будет, естественно, у Игоря Валерьевича. Но он не сможет всем делать больно, поскольку будет достигнут «олигархический консенсус» в Раде. Демократия, антикоррупция и гарантии безопасности. В этом месте у меня обычно выступают слезы умиления. Просто какой-то, сука, «золотой век» наступает. Даже Петра Алексеевича не будут догонять и наказывать. Пусть строит свою «проевропейскую партию», становится главным «нацистом» и имеет фракцию в Раде.
Для достижения подобной «олигархической гармонии» крайне необходимо ввести чисто пропорциональную систему выборов в Раду. Чтобы мажоритарщики не путались под ногами со своим «региональным эго». Должна быть модель «просвещенного олигархического феодализма».
Каждый олигарх имеет одну область в чистом виде. Или две. Может быть, даже три, поскольку бизнес-интересы Игоря Валерьевича крайне обширны. «Пропорционалка» позволит сделать Раду репрезентативной с точки зрения представительства интересов основных группировок олигархов. Вот группа Ахметова. Это «рошенки», которых еще называют «четвертухами» (25 процентов), тут Фирташ с Левочкиным, а там все «слуги народа». Потом все садятся, угощаются чаем, другими крепкими напитками и назначают коалицию с премьером. Идиллия!
Тем более американцы за пропорциональные выборы. Очень удобная модель для фильтрации туземной элиты.
Вроде бы все на мази, однако, есть маленькая проблема. Игорь Валерьевич Коломойский. Раньше ведь как было? Олигархический консенсус на Украине основывался на том, что все дружно ненавидят Коломойского. Начиная с Ахметова и заканчивая каким-нибудь Григоришиным. Игорь Валерьевич в результате сидит в Женеве и нежно гадит всем в самую душу. Система олигархических сдержек и противовесов. В упрощенном виде.
Теперь картина «олигархического мироздания» перевернулась. Точнее, все поняли после Петра Порошенко-Черчилля, насколько опасен может быть олигарх во главе «единой проевропейской нации». Тем более если это Коломойский. Да еще с такими «активами»: Зеленский и потенциально самая большая фракция в Раде. Знаете, как Игорь Валерьевич общается с Ринатом Леонидовичем? Исключительно матом. Поэтому консенсус олигархов вроде есть, однако Коломойский внес ряд правок в этот прекрасный проект. Он готов делиться, но хочет все. Типичная для него позиция.
Поэтому все уперлось в два базовых сценария построения «олигархической республики нового типа». Первый предполагает досрочные парламентские выборы по старой избирательной системе (50 процентов по мажоритарке, 50 – по партийным спискам). Это означает, что достичь договоренности не удалось, и стороны решили померяться «писюнами». У кого больше фракция. После этого они садятся за стол переговоров и делят все как бы по справедливости.
Второй сценарий тоже завязан на парламентские выборы, но только на очередные, в конце октября 2019 года. Раде выдают одобренную в «олигархическом обкоме» методичку, согласованную с Вашингтоном. Парубия тычут очками в базовые пункты: чистейшая пропорционалка, закон про импичмент и временную следственную комиссию Рады, закон о президенте с обрезанием полномочий главы государства. Закладываются основы для парламентской республики. И в качестве подтверждения серьезности намерений начинаются кадровые перестановки. Зеленскому отдают должности в правительстве, парламент голосует за новых глав СБУ, МИДа и Минобороны. Арсена Авакова никто не трогает. Он опять получает статус гаранта. На это раз переходного периода.
Как по мне, так оба сценария очень стремные, поскольку не учитывают психологии основного игрока. «Психотип» Игоря Валерьевича вообще не вписывается ни в один из них. Я лично не могу себе представить Коломойского, тупо ждущего окончания парламентских выборов. Не важно каких – очередных или внеочередных. Тем более что разница между ними всего в пару месяцев. Зачем договариваться о правилах, когда сегодня он может почти все?
Да, есть Вашингтон, который как бы диктует общий формат: война с Россией, борьба с коррупцией и прочая «ерунда». Но и в Америке сидят живые люди, которых можно развести и поставить в удобную позицию. А почему нет? Тем более у них там есть демократы и республиканцы. Одним пообещать борьбу с коррупцией, другим – выдать всех сволочей, которые ответственны за вмешательство в американские выборы. И под шумок вернуть «Приват-банк». Пусть потом ФБР чешет репу, как так все произошло.
«Бенякратия» – вот самая вероятная модель будущей формы правления на Украине. Да, вполне возможно обрезание функций президента, если у Коломойского будет свое большинство в Раде и свой премьер. Зачем ему третий «центр власти», даже если свой? Пусть вон послания к Раде пишет. И чтобы все ржали.