До сих пор только эти вещи остаются общими и для узбека, и для казаха, и для молдаванина.
Советский Союз еще существовал, а сомнения в том, что Великая Победа является Великой, уже высказывались. Тогдашние «прорабы перестройки» рассказывали удивленному народу, что немцев просто «завалили трупами», что героизма никакого не было, поскольку «толпы дикарей» гнали на убой пулеметы НКВД. А еще про то, что Сталин сам хотел напасть на Гитлера и тот его просто опередил, что коммунизм ничем не отличается от фашизма, что «всех умных и порядочных расстреляли до войны», а «тупые мерзавцы» проиграли все сражения в 1941 году. И если бы им не достался еще более тупой народ, почему-то не желавший сдаться немцам и пить баварское пиво, то проиграли бы и всю войну, а так – «трупами завалили» (см. выше).
Непонятно, почему нельзя было «завалить трупами» в 1941 году, а надо было два года отступать, а потом еще два года «заваливать»? Неясно и почему, если коммунизм – такой же фашизм, только в профиль, но Гитлера и Муссолини западные «демократии» поначалу выращивали, пестовали, снабжали деньгами и всячески поддерживали, а СССР те же «демократии» всегда стремились уничтожить – любой ценой.
Невдомек мне, и откуда брались сотрудники НКВД, свирепо измывавшиеся над народом – с Луны что ли прилетали или из того же народа? Интересно, сколько надо пулеметов и пулеметчиков, чтобы погнать на убой трехмиллионную в 1941 году и шестимиллионную в 1945 году армию?
Ну и, наконец, где взяли трупы, чтобы завалить ими агрессоров? В 1942 году, когда немцы дошли до Волги и Кавказа, ими была оккупирована территория, на которой до войны проживало свыше 70 миллионов человек. Безвозвратные потери РККА к этому времени превысили 5 миллионов человек, и СССР утратил имевшееся в начале войны преимущество над Германией в численности населения.
Между тем на фронте к этому времени, кроме собственно немецких дивизий, против СССР дрались финская, итальянская, венгерская и две румынские армии, не считая разного рода национальных коллаборанстких формирований со всей Европы, по численности не уступавших еще одной армии, а также боровшаяся с партизанами вспомогательная полиция из числа украинских бандеровцев и прибалтийских «лесных братьев».
Советская промышленность к началу войны не уступала германской, но была в три раза меньше, чем контролировавшаяся Германией совокупная промышленность Европы. Более того, если ВВП Германии продолжал расти вплоть до 1944 года, когда война, наконец, пришла на ее территорию, то ВВП СССР к 1943 году упал в два раза (из-за потерянных на оккупированных территориях, а затем разрушенных немцами при отступлении предприятий). Даже в 1945 году он составлял лишь ¾ от довоенного.
В общем, Советский Союз не обладал ни экономическим, ни численным перевесом над врагом. И победить мог только за счет высокого героизма и настоящего патриотизма всех его народов и – более эффективного использования всех наличных ресурсов. То есть за счет, как сейчас принято говорить, качественного государственного менеджмента. А это опровержение сказки о бесчестных кретинах, перестрелявших до войны всех честных и талантливых, а потом не знавших, как же с Гитлером воевать.
Если легенды о негероической и не великой Победе к нашим дням трансформируются в утверждение, что и самой Победы-то не было, значит, кто-то ведет целенаправленные исторические и информационные манипуляции. При помощи которых пытается отменить Победу, одержанную героическим советским народом на поле боя над дикими ордами объединенной под фашистскими знаменами Европы.
В 1941 году, оценивая группировку РККА на границе с Рейхом, лучший стратег Гитлера Эрих фон Манштейн, урожденный фон Левински, писал, что германские пропагандисты врут, когда утверждают, что СССР собирался напасть – очертания группировки свидетельствуют, что войска сосредоточены Москвой «на всякий случай», в виду концентрации на границе ударных группировок Рейха. 22 июня выяснилось, что опасения СССР были более чем обоснованы. Но с каждым годом все больше историков в нашей стране и за ее пределами «не видят» того, что видел Манштейн и утверждают, что Гитлер всего лишь «упредил сталинскую агрессию» – нанес превентивный удар.
Они не слепцы – они деньги зарабатывают. И если десятилетиями кто-то платит деньги за целенаправленную ложь, значит, эта ложь имеет стратегическое значение.
Был у СССР и остался у России лишь один настоящий, то есть равноценный или даже превосходящий ее по потенциалу враг – США. Все другие государства уступают России в военном отношении – как каждый в отдельности, так и все вместе. А в политике побеждает не более богатый, а более сильный. Будь иначе, за доминирование в мире боролись бы Люксембург с Лихтенштейном.
И все инвективы в адрес Победы, если к ним присмотреться повнимательнее, так или иначе, имеют американские корни. Их авторы или эмигрировали, или мечтают «поработать» в США, они распространяют свои изыскания при помощи СМИ США или подконтрольных США. Наконец, даже научное признание все эти не имеющие даже подобия научности версии истории получают усилиями научного сообщества США и их вассалов.
Зададим себе вопрос: а чем же Победа так помешала США? В конце концов, было это давно, воевали мы против Гитлера вместе. Так зачем же тратить массу сил и денег на дискредитацию исторического события, живые свидетели которого скоро уйдут навсегда?
Подумаем, что объединяет нас, бывших советских, бывших граждан единого государства, которых весь остальной мир называл «русскими», независимо от цвета кожи, разреза глаз и веры предков?
После того, как наш мир разрезали не административные, а государственные границы, после того, как единый народнохозяйственный комплекс СССР был разрушен, а новые экономические связи создаются уже как взаимодействие суверенных экономик (на совершенно иной основе). После того, как мы оказались в разных (подчас противостоящих друг другу) военно-политических блоках и объединились в разные (зачастую конкурирующие) экономические союзы.
После всех потерь нас продолжает объединять только русский язык (и русская культура) и общая память о Великой Победе. Общая гордость подвигом наших дедов. До сих пор только эти вещи остаются общими и для узбека, и для казаха, и для молдаванина.
Эта общность создает духовную основу для возможной будущей реинтеграции. И именно этого – восстановления единого политического и экономического, но главное духовного, исторического пространства большой Родины как совокупности малых родин боятся и всячески пытаются предотвратить США.
Потому что это не только мощный конкурент, которого невозможно ни купить, как Европу, ни запугать, как Африку, ни разрушить военным путем, как Ирак, Ливию или Сирию. Это еще и предложение планете цивилизации, альтернативной Pax Americana. Цивилизации, основанной на доверии, справедливости и взаимной выгоде, а не на ограблении и подавлении.
Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования, г. Киев.