АЛЬФЕ - 45! ПОЗДРАВЛЯЕМ ВСЕХ НЕСЛОМЛЕННЫХ И НЕПОБЕДИМЫХ!
Сегодня исполняется 45 лет со дня образования легендарной Группы «А» 7-го Управления КГБ СССР, которая, с легкой руки СМИ, получила широкую известность под названием группы антитеррора «Альфа». Заслуга в создании этого уникального подразделения принадлежит Председателю КГБ СССР Юрию Владимировичу Андропову, которому удалось убедить Политбюро ЦК КПСС в целесообразности создания в структуре КГБ специального подразделения для противодействия поднимавшему голову международному терроризму. Последующие события полностью подтвердили обоснованность и своевременность такого шага.
В утвержденном председателем КГБ СССР Положении было сказано: «Группа “А” является структурным подразделением 5-го отдела 7-го Управления КГБ при СМ СССР и выполняет специальные задания Председателя КГБ, или лица, его замещающего, по пресечению террористических, диверсионных и иных особо опасных акций, совершаемых враждебными экстремистскими элементами из числа иностранцев и советских граждан с целью захвата иностранных представительств, их сотрудников, особо важных и других важных объектов, а также членов экипажей и пассажиров транспортных средств на аэродромах, вокзалах, в морских и речных портах на территории СССР».
Традиции спецназа госбезопасности были заложены в годы Великой Отечественной войны и связаны прежде всего с именами Судоплатова и Эйтингона – по крайней мере, легендарный командир «Альфы», Герой Советского Союза, генерал-майор Геннадий Николаевич Зайцев в разговоре со мной назвал их великими людьми. Но на сегодняшний день у Группы «Альфа» за плечами уже столь грандиозный боевой путь, что для того, чтобы постараться охватить его в короткой статье, я обратился к ведущему историку советской госбезопасности, автору фундаментального труда «КГБ СССР 1954-1991», полковнику Олегу Максимовичу Хлобустову. Как оказалось, он к сегодняшней дате подготовил очень интересный материал, который я лишь с небольшими изменениями привожу ниже.
Формирование группы осуществлялось исключительно на добровольной основе из числа сотрудников КГБ, имеющих не менее двух лет оперативного стажа, и прошедших серьезные вступительные испытания. Особое внимание при отборе, наряду с уровнем физической подготовки и состоянием здоровья, уделялось также морально-волевым и организационным качествам кандидатов, а также их умению «работать в команде».
Первым руководителем формируемого подразделения был назначен майор Роберт Петрович Ивон. Именно он подобрал тех сотрудников, от лейтенанта до майора включительно, которые и составили костяк первого состава подразделения. Среди них было немало мастеров, кандидатов в мастера и перворазрядников различных видов спорта. В сентябре 1974 года группа под руководством Героя Советского Союза Виталия Дмитриевича Бубенина, получив положенное обмундирование и оружие, приступила к плановым тренировкам. Как показал опыт, на подготовку высококлассного бойца спецподразделения требовалось до пяти лет интенсивных тренировок. Особенно, если учесть, что многое в начале этого пути было еще неизвестно.
Первоначально служба была организована по следующей схеме: первая смена находится на круглосуточном боевом дежурстве, вторая смена – отдыхает после дежурства, третья – готовится к заступлению на дежурство, четвертая – на боевой учебе. Бойцы группы, в частности, штудировали психологию, хорошо понимая, что грамотно выстроенный диалог с потенциальными террористами может оказаться эффективнее оружия, которое «альфовцам» разрешалось применять только в случае крайней необходимости. Внутренняя установка на бескровное разрешение самых драматических ситуаций, как подчеркивал Геннадий Николаевич Зайцев, возглавлявший группу с небольшим перерывом с 1977 по 1995 годы, – станет отличительной чертой профессионального почерка «Альфы».
Программа подготовки совершенствовалась, по мере накопления опыта, усилиями многих руководителей и сотрудников. В процессе обучения особое внимание уделялось приобретению и детальной отработке навыков, необходимых для решения задач по освобождению заложников, захвату и аресту подозреваемых преступников в различных условиях (в зданиях, транспортных средствах, самолетах, на вокзалах и т.п.). Условия тренировок постоянно усложнялись. В 1975 году начались тренировки по освобождению заложников на борту самолетов, а в следующем году – занятия по программе подготовки «боевых пловцов». К выполнению боевых заданий они приступят уже через год.
В одном из приказов Председателя КГБ СССР в апреле 1979 года подчеркивалось: «Личный состав Группы “А” должен хорошо понимать, что ему, как правило, придется сталкиваться с особо опасным противником, что требует не только смелости и отваги, но и военной хитрости, решительности в действиях, готовности принимать самостоятельные решения (в пределах поставленной задачи), исходя из складывающейся обстановки на месте. Надо, чтобы группа интенсивнее тренировалась в этом».
Опыт функционирования подразделения показал, что его сотрудникам необходимы средства спецвооружения и экипировки. Так, например, еще в конце 1970-х годов они были оснащены «мультитонами» (аналог пейджинговой связи!) для оповещения об объявленных сигналах «Сбор!», «Тревога!» и т.п., что существенно повышало мобильность подразделения в напряженный предолимпийский период. Летом 1978 года Геннадий Николаевич Зайцев выезжал в Гавану во главе группы боевых пловцов Группы «А» и Черноморского флота для обеспечения безопасности судов «Грузия» и «Леонид Собинов», на которых проживала часть советской делегации XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Много лет спустя, в беседе с Геннадием Николаевичем, бывший начальник разведки ВМФ Великобритании Дик Уоллис обронил загадочную фразу: – Вы на Кубе были не зря!
Первые боевые спецоперации Группы «А» выпали на 1979 году. В феврале для «альфовцев» началась многолетняя афганская эпопея – в Кабул вылетела первая группа из 12 спецназовцев для усиления охраны советского посла Александра Михайловича Пузанова и представителя КГБ СССР, генерал-лейтенанта Бориса Семёновича Иванова. 28 марта сотрудники этого подразделения пресекли первую попытку вооруженного прорыва на территорию посольства США. При этом участие в переговорах с террористом, как и во многих других случаях, принимал лично Г.Н. Зайцев. 28 апреля в аэропорту Нью-Йорка «альфовцы» обеспечивали обмен пяти амнистированных в СССР преступников (Г. Винса, В. Мороза, А. Гинзбурга, М. Дымшица и Э. Кузнецова – двое последних были осуждены за попытку захвата и угона за границу самолета из Ленинграда 15 июня 1970 г.), на осужденных в США советских разведчиков В. Энгера и Р. Черняева.
В том же году начинается подготовка «Альфы» к обеспечению безопасности проведения XXII Летних Олимпийских игр в Москве и их морской регаты в Таллинне. Эта подготовка, помимо специальных тренировок, включала также и моделирование возможных действий террористов по захвату олимпийских объектов, а также отработку алгоритмов и тактики их освобождения.
Тогда же началась разработка типового плана «Набат» для контртеррористических операций по освобождению заложников на борту захваченного террористами воздушного судна. В ходе оперативных учений на различных типах самолетов навыки совместных действий отрабатывались до молниеносного автоматизма. Как показали последующие события – эта инициатива оказалась весьма своевременной и востребованной, и именно такие операции составляют немалую часть послужного списка Группы «А».
21 декабря 1979 года по тревоге была сформирована нештатная группа «Гром» во главе с заместителем начальника Группы «А», майором М.М. Романовым, а уже 27 декабря 22 бойца «Альфы» приняли участие в операции «Шторм-333» по взятию неприступного дворца Амина в Кабуле. Эта операция, в которой участвовали также офицеры спецназа КГБ СССР из группы «Зенит», сформированной на базе КУОС КГБ СССР, была проведена за 43 минуты и не только удивила весь мир, но и вошла впоследствии в учебники всех спецслужб.
В Кабуле Группа «А» понесла и первые боевые потери – в ходе операции погибли капитаны Д.В. Волков и Г.Е. Зудин. Почти все остальные участники штурма получили ранения.
С декабря 1979 по июнь следующего года бойцы Группы «А» обеспечивали безопасность высших должностных лиц Народно-Демократической партии Афганистана и Демократической Республики Афганистан, а 27-30 января 1980 года – безопасность Юрия Владимировича Андропова в ходе его конфиденциального визита в Кабул.
Помимо этого, сотрудники «Альфы» входили в отряды специального назначения КГБ СССР «Каскад» и «Каскад-2», действовавшие в Афганистане. Первый отряд «Каскад» был сформирован в июле 1980 года и его задачами, согласно приказу Председателя КГБ, были: – оказание помощи правительству ДРА в создании территориальных органов безопасности; – организация агентурно-оперативной работы против бандформирований; – организация и осуществление спецмероприятий против наиболее одиозных противников кабульского правительства. Всего с ноября 1982 по март 1987 года 125 офицеров и прапорщиков «Альфы» прошли боевую стажировку в Афганистане. В январе 1980 года штат Группы «А» был увеличен на 71 единицу, а в декабре следующего года – еще на сто штатных единиц. При этом, несмотря на крайне жесткие критерии отбора, желающих попасть в группу среди оперативников со стажем было немало. Именно на их плечи в скором будущем ляжет борьба с волнами криминального и этнического терроризма в различных «горячих точках» тогда еще единой страны.
В 1985-1986 годах сотрудниками Группы «А» был осуществлен захват 12 разоблаченных агентов ЦРУ США. За большие заслуги в обеспечении государственной безопасности, мужество и отвагу, проявленные при обезвреживании особо опасных преступников, указом Президиума Верховного Совета СССР 1 декабря 1986 г. Геннадию Николаевичу Зайцеву было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда. Именно под его руководством бойцы Группы «А» 18-19 ноября 1983 года освободили 57 пассажиров и 7 членов экипажа самолета ТУ-134А, захваченных террористами из числа «золотой молодежи» в аэропорту Тбилиси. С учетом прогнозов развития оперативной обстановки в различных регионах страны, принимается решение о создании региональных подразделений Группы «А». Первым из них стало образование в 1984 году отделения в Хабаровске, а в 1990 году – отделений в Киеве, Минске, Алма-Ате, Краснодаре и Свердловске. В связи с этим общая численность личного состава «Альфы» к 1991 году возросла до 500 штатных единиц. 4 ноября 1988 года полковник Г.Н. Зайцев был назначен заместителем начальника 7-го Управления КГБ СССР. В качестве своего преемника он рекомендовал своего заместителя, Героя Советского Союза Виктора Фёдоровича Карпухина. И это оказался достойный выбор.
В связи с инициированным «Народным фронтом Азербайджана» (НФА) бессрочным митингом с требованием отставки правительства «из-за неспособности решить проблемы Нагорного Карабаха», 13 января 1990 года в Баку были экстренно переброшены группы специального назначения КГБ СССР «Альфа» и «Вымпел», а также спецназ внутренних войск МВД СССР «Витязь». Точечно выверенные действия силовиков позволили положить конец кровопролитию в столице Азербайджана, спасти тысячи жизней мирных жителей различных городов и поселков этой республики.
Первые упоминания о группе «Альфа» появились в СМИ в связи с трагическими событиями в столице Литовской ССР Вильнюсе. Вследствие провокации, организованной неконституционными органами «Департамент охраны края» и «Союз стрелков Литвы», здесь в ночь на 13 января 1991 года погибли 12 мирных горожан, а также лейтенант Группы «А» В.В. Шатских. Это был третий сотрудник «Альфы», погибший при исполнении служебных обязанностей.
Но президент и «верховный главнокомандующий» Горбачёв, именно по приказу которого «альфовцы» и должны были восстановить конституционный порядок в республике, отрекся от своих подчиненных. Легко себе представить, сколько лжи и грязи полилось после этого на сотрудников группы со страниц «независимой» прессы. Чтобы показать беспочвенность этих сплетен и отразить славный боевой путь уникального подразделения, напомним лишь некоторые операции Группы «А», проведенные в период 1988-1991 годов: – 3 декабря 1988 г. – освобождение 32-х учеников 4-го класса школы № 42 г. Оржоникидзе (ныне Владикавказ), захваченных в заложники бандой уголовников-рецедивитов; – 30-31 марта 1989 г. – нейтрализация в аэропорту Баку террориста, угрожавшего взорвать пассажирский лайнер ТУ-134; – апрель 1989 г. совместно с группой «Вымпел» – участие в охране правительственных зданий в Тбилиси в связи с угрозой массовых беспорядков; – декабрь 1989 – январь 1990 гг. – выполнение служебно-боевых задач в зоне массового прорыва Государственной границы СССР с Ираном в Азербайджанской ССР; – январь – февраль 1990 г. совместно с группой «Вымпел» – выполнение служебно-оперативных задач в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана; – 15 января 1990 г. – решение оперативных задач в столице Азербайджана после введения в Баку чрезвычайного положения; – 12-13 февраля 1990 г. – охрана зданий ЦК и КГБ Таджикской ССР и решение оперативных задач в Душанбе во время массовых антиправительственных выступлений; – май 1990 г. – участие в операции «Капкан» по внедрению в среду подпольных торговцев оружием; – 11-15 августа 1990 г. – участие в освобождении заложников и ликвидации массовых беспорядков в следственном изоляторе МВД в г. Сухуми (Абхазская АССР Грузии); – 13 июня 1991 г. – пресечение попытки угона самолета ТУ-154А со 114 пассажирами на борту в аэропорту Внуково (Москва) – и это далеко не всё!
В ходе ГКЧП 18-21 августа 1991 года Группа «А» решала оперативные задачи, ставившиеся перед ней руководством КГБ СССР. 23 августа генерал-майор В.Ф. Карпухин был отстранен от командования подразделением. Впоследствии, в ходе судебного разбирательства по делу ГКЧП, он заявил, что не получал приказа о «штурме» здания Верховного Совета РСФСР.
Само же спецподразделение «Альфа» было передано в Главное управление охраны Российской Федерации. Так начался следующий этап в истории этого легендарного подразделения, на который приходятся следующие значимые события: – 5 декабря 1992 г. – освобождение 347 пассажиров рейса Минеральные Воды - Москва в аэропорту Внуково; – 3-4 октября 1993 г. – сотрудники Группы «А» приняли участие в разрешении политического конфликта в Москве. Отказавшись штурмовать здание Белого дома, представители «Альфы» по собственной инициативе вступили в переговоры с руководителями Верховного Совета и оппозиции, которые увенчались успехом, обеспечив эвакуацию людей из горящего здания; – 23-26 декабря 1993 г. бойцы Группы «А» освободили 15 учеников 9-го класса «В» средней школы № 25 Ростова-на-Дону, захваченных бандой «Казака»; – 26-27 мая 1994 г. в селах Кангалы и Бачи-Юрт освободили пассажиров экскурсионного автобуса «Икарус» – школьников, их родителей и учителей, захваченных бандой террористов. В декабре 1994 – начале 1995 гг. сотрудники Группы «А» принимали участие в боевых действиях в столице Чечни Грозном, проводили спецоперации по захвату главарей бандформирований.
В 1995 году Группа «А» вошла в сформированный Антитеррористический центр ФСБ России. Однако и выйдя в отставку, генерал-майор Геннадий Николаевич Зайцев не утратил связей со ставшим ему родным подразделением – он часто выступает перед личным составом и новобранцами. Учитывая его безоговорочный авторитет, за советом к нему обращаются и руководители, которым он всегда стремится оказать посильную помощь, занимая при этом активную гражданскую позицию. 29 июля 2000 года по инициативе и на средства Геннадия Николаевича Зайцева на Николо-Архангельском кладбище Москвы был открыт Памятник сотрудникам групп специального назначения «Альфа» и «Вымпел», погибшим при исполнении служебного долга. Так было положено начало мемориалу в память о всех сотрудниках органов госбезопасности, отдавших свои жизни в борьбе с терроризмом, обеспечивая безопасность нашей Родины.
Статью на ТРИБУНУ НАРОДА прислал В. Енбаев, г. Екатеринбург.