Концепция сотрудничества с МВФ, известная нам по сериалу «Слуга народа» («идите в ж..пу»), коренным образом поменялась. Теперь весь Кабмин, как один Гончарук (премьер), с огромным нетерпением ждут заключения договора на пять ярдов зеленых денег. Новая программа называется «расширенная программа заимствований». Как-то странно все получается: то в ж..пу, то «расширенные заимствования». Ладно, не будем путать кинематографического персонажа с реальным.
Ждут и ждут. И вроде бы должны пойти «транши», как начались проблемы. Начну с легендарного интервью премьера «FT». Заявление Алексея Гончарука о «возможном компромиссе с бизнесменом Коломойским относительно спора о национализации «Приватбанка» вызвало «глубокую озабоченность» у руководства Фонда. Даже, несмотря на то, что премьер публично поклялся - его не так поняли и даже «вырвали слова из контекста», озабоченность осталась. Но «компромисс Гончарука с Коломойским» - это еще цветочки на тернистой дороге к траншам МВФ, которые, оказывается, очень полезны. Ключевая проблема имеет конкретную фамилию. И все ее знают. Сегодня Игоря Валерьевича чрезвычайно много везде.
В одном из своих материаловя уже писал о том, как глава комитета Рады по вопросам финансов, налогов и таможенной политики Даниил Гетьманцев очень удачно обслужил интересы Коломойского, лоббируя проект закона №1210. Целью законопроекта является фактическое уничтожение металлургической сферы с помощью увеличения на 300-400% ставок налогов для горно-обогатительных комбинатов. Плюс за основу налогообложения берется не себестоимость сырья, а конечного продукта. Возможно, речь идет не об уничтожении, а о переделе в горно-металлургическом комплексе в интересах Коломойского.
«Заказ» Гетманцев очень активно отрабатывает, однако ценой принятия данного закона может стать не получение кредитов МВФ. А так все в этом не простом мире связано. Вроде бы и не нужны были транши. Потом понадобились. Среди условий заключения новой программы расширенного финансирования значится «расширение борьбы с коррупцией». И тут же очень «прозрачно», нагло и «бескомпромиссно» Игорь Валерьевич начинает «металлический передел».
С кем подписывать МВФ договор, если все высшее руководство Украины собралось в офисе президента, чтобы посмотреть на живого Коломойского? На знаменитом фото премьер Гончарук, другие представители власти сидят с блокнотиками и ручками. Игорь Валерьевич ничего не записывает. Да это и понятно. Он дает очень ценные указания, которые надо конспектировать. Все просто. Как бороться с коррупцией, если Коломойский чуть ли не в ручном режиме реализовывает свои схемы? МВФ чешет «репу». Потенциальные иностранные партнеры (допустим, такие имеются) тоже. Кто кого «танцует»? Зеленский Коломойского или наоборот? Вопрос.
Идем дальше. Понятно, что суть конфликта в ГМК – это схватка Игоря Валерьевича с Ринатом Леонидовичем. И в заложниках этого оказались десятки тысяч людей, которые пока работают на украинских ГОКах. Причем, на исторической родине президента Зеленского. Коломойский орет, что предприятия Ахметова получают сверхприбыль и не доплачивают украинскому народу за недра. Хоть режьте меня на части, но, с..ка, не могу представить Игоря Валерьевича в роли борца за права народа. Отнять – да. Это его. Кинуть – не вопрос. Но заботится о недрах?! Это паранормальное явление.
Опять же, после публикации материала КОЛОМОЙСКИЙ РЕШИЛ ДЕОЛИГАРХИЗИРОВАТЬ СТРАНУ народ стал активно писать на тему «Беня п..дит». Причем, с массой аргументов насчет негативного последствия от повышения рентных платежей и повышения налоговой нагрузки на экспортеров руды. В отличие от «Слуг народа», которые делают вид, что разбираются во всем – от топографии интегральных схем до диджитализации родов, не скрываю: многие слова и логические связки в их посланиях для меня не понятны. Образования не хватает. Мат пониманию, а вот в аргументах слабоват. Но попробую разобраться.
Тот же топ-блогер Бени с мандатом Александр Дубинский постоянно орет о возмещении предприятиями металлургической отрасли НДС, что, по его словам, является чудовищным преступлением. Но «белое возмещение» - неотъемлемая часть экспортно ориентированно бизнеса. Это нормально. Но когда хипстер Нефедов, стоящий во главе ГФС, начнет манипулировать в сфере возмещения НДС, значит отрасль планируется обанкротить с целью последующей смены собственника. Фамилию называть? Думаю, не стоит.
«Эксперты Коломойского» вбрасывают тезис, что не надо экспортировать руду. Типа это бизнес отсталых стран. Следует сосредоточиться на ее переработке. Про Саудовскую Аравию, надеюсь, все слышали? Хуситы с помощью беспилотников повысили цену на нефть. Все писали, что атаке был подвергнут крупнейший нефтеперегонный завод (НПЗ) в Айбаке. На самом деле, саудиты не заморачиваются с переработкой нефти в свежий бензин. И НПЗ в Айбаке просто тупо принимает нефть с крупнейшего в мире месторождения Гавар, очищает ее от сероводородов и опасных примесей. То есть занимается стабилизацией сырой нефти для ее последующего экспорта.
Что будет, если не экспортировать руду? Ее производство снизится до уровня собственного потребления. То есть до минимума. Не потребляют, б..ть, у нас металл в больших объемах. Для сравнения: в Турции металлопотребление в 2018 году составило 30.6 млн.т, в Украине – 4.6 млн.т. А в 1992 году мы потребляли 25.3 млн.т. Проклятый «совок»!
Следующий аргумент: повысить ренту за пользование недрами – борьба со сверхприбылью проклятых олигархов. Звучит привлекательно. Социально востребовано. Правда, вспоминаю схему с нефтью, реализованную одним олигархом. Он гнал цистерны со свежей водой под видом нефти за кордон, получал возврат НДС. Экспортная операция. Получал деньги. Но не покупал на них нефть, а тупо ее заимствовал. Перерабатывал на своем НПЗ и продавал на своих бензоколонках. Подсчитайте: сколько раз проклятый олигарх получал сверхприбыль?
Поэтому аргумент насчет получения сверхприбыли из уст Игоря Валерьевича – так себе. Государство и так взымает с горнорудных предприятий, кроме ренты, еще и налог на прибыль. Это позволяет государству получать свой процент от роста прибыли железнорудных компаний. Увеличение налоговой нагрузки на экспортную отрасль приводит к снижению ее конкурентноспособности. Следовательно, нас «вставят» Россия и Китай.
Вот типичное высказывание металлургов, если его очистить от мата и немного литературной обработать: «Так стоит ли такая игра свеч, Владимир Александрович? И я сейчас не о Вашей няне Игоре Валерьевиче, а о стране. Или это новые формы «гибридной войны»? Тогда скажите откровенно, в чьи ворота играете? «ДумайТе», помнится, говорил Вы своему предшественнику. Так может стоит начать с себя? Ведь ломать – не строить. Только вот прежде чем что-то рушить, создайте что-то, заведите инвестора, запустите цикл производства чего-либо. Так работает весь мир, независимо от континентов и политических взглядов».