Битва будет жаркой, уступать никто не будет, стороны задействуют все силы, ресурсы и возможности.
Среди прочих «мелочей» в ходе общения 42-х летнего «не лоха, а этой страны президента» с какими-то непонятными «пацанами», которых он случайно нашёл в хате на окраине Золотого, по наводке местных жителей и сразу начал уговаривать «убрать оружие», которое почему-то упорно не попадало в объективы телекамер, был малозаметный эпизод, касавшийся угля.
Те, кого Зеленский определил как «пацанов», сами себя именовали добровольцами и, несмотря на прозябание в домишке на окраине далёкого от цивилизации прифронтового украинского посёлка, оказались прекрасно подкованными во всех сферах украинской политики и экономики (от «формулы Штайнмайера», до торговли углём). Прям не «пацаны» и не добровольцы даже, а какая-то сходка академиков. Правительство Гончарука, в свободное от посещения концертов нацистских рок-групп время, катающегося на самокате по длинным коридорам Кабмина, не знает о стране, которой управляет столько, сколько известно этим скромным парням.
В общем, пока президент что-то блеял об оружии, которое кто-то откуда-то куда-то почему-то должен убрать, как бы сама собой возникла дискуссия об угле. «Пацаны» поинтересовались у Зеленского зачем он покупает уголь в ДНР/ЛНР. Редкий случай, когда «не лох» оказался хорошо осведомлённым в теме. Зеленский так подробно и популярно раскрыл тему угля, как будто играл роль в очередной репризе 25-го квартала. Только текст ролей его заставляла учить жена. А по угольку явно постарался Игорь Валерьевич Коломойский. Только этот человек, которого «не лох» боится больше собственной жены, Меркель, Путина и Трампа взятых вместе, способен убедить его выучить на память такое количество данных, касающихся какого-то угля.
Оказалось, что Зеленский знает (уже удивительно), что уголь в ДНР/ЛНР закупается. Он эти закупки одобряет и хотел бы увеличить. Мотивировка простая и разумная: тот же самый донецкий уголь Украине продают Россия и Белоруссия, зарабатывая свои посреднические. «Зачем я буду платить русским и белорусам?» — вопрошает Зеленский, попутно объясняя, что чем дешевле уголь, тем дешевле вырабатываемая ТЭС электроэнергия (что немаловажно накануне зимы, при неподписанном контракте на транзит газа).
Украинские ТЭС начали переходить с газа на уголь при Ющенко, ускорились при Януковиче (во время бесплодных переговоров с Россией о снижении цены на газ) и окончательно завершили этот процесс в 2014 году, по случаю «войны с Россией».
Однако большая часть шахт, добывающая уголь нужных марок оказалась на территориях ДНР/ЛНР. Тем не менее, угольные эшелоны катались туда-сюда через линию фронта совершенно беспрепятственно, пока добрые люди из фракции «Народного фронта» (боровшегося с Порошенко за власть и ресурсы премьера Яценюка) не наняли Семёна Семенченко устроить блокаду.
Прорывать её силой Пётр Алексеевич, вошедший в качестве «крыши» в бизнес, в том числе угольный, Рината Леонидовича, не решился, зато организовал своему партнёру схему «Роттердам+», когда тот же донецкий уголь, завезённый через Россию или Белоруссию под видом пенсильванского или южно-африканского стоит столько же, сколько на бирже в Роттердаме + цена доставки. В целом получается, что донецкий уголь стоит дешевле «роттердамского» в три-четыре раза.
Судя по тому, как хорошо осведомлён Зеленский в проблеме закупок угля для Украины, Игорь Валерьевич решил войти в этот прибыльный бизнес, и как всегда сделать это оригинально. Вместо того, чтобы брать долю у Ахметова с его «Роттердама», Коломойский решил открыть заблокированные ещё в 2015 году прямые поставки угля с Донбасса. Даже если Игорь Валерьевич будет наваривать на каждой тонне угля 100% от её первоначальной стоимости, всё равно его уголь будет значительно дешевле ахметовского (привязанного к «Роттердаму»). Таким образом, он и заработает, и расскажет, как он облагодетельствовал население (если тарифы не снизят, то не он же в этом виноват, а государство), и заодно получит возможность начать отжим у Ахметова его энергетического бизнеса.
Для выработки электроэнергии нужен уголь (газ в ближайшие годы конкурировать не сможет, угольщики выбили его с украинского энергетического рынка надёжно). Самый дешёвый уголь в нужном количестве окажется у Коломойского. Украинская энергетика в скором времени будет полностью зависима от его сырья. Ну а дальше Игоря Валерьевича учить не надо, как в качестве монополиста-поставщика забрать предприятие, зависимое от твоих поставок.
У Ахметова опасность осознали. Не случайно же практически в тот же день, когда «не лох» общался с «пацанами», депутат Мураев, сбежавший от Медведчука/Рабиновича/Бойко с их газовой «Оппозиционной платформой За жизнь!» в газово-металлургический «Оппозиционный блок» Ахметова/Вилкула/Новинского, очень озаботился дешевизной поставляемого на Украину российского угля. Это при том, что на самом деле в июле-сентябре возникали большие трудности с поставками угля из России, как напрямую, так и через Белоруссию. Глава НПГУ Михаил Волынец не далее, как четвёртого октября обвинял Россию в том, что из-за перекрытия ею поставок угля, ситуация с наполнением складов ТЭС в преддверии зимы может стать катастрофической.
Все прекрасно знают, что и «российский», и, тем более, «белорусский» уголь, на деле был углём Донбасса. Три недели назад его катастрофически не хватало для украинской тепловой генерации из-за того, что Россия перекрыла поставки. И вдруг оказывается, что «пророссийский» депутат Мураев против поставок «российского угля» из-за его дешевизны. Якобы работу потеряют около 50 тысяч шахтёров. Непонятно почему, ведь и через Россию, и через «Роттердам» Украина закупает уголь, которым не может обеспечить себя сама. Всё, что она в состоянии прибрести на внутреннем рынке, она там и приобретает.
Если же, как утверждает Мураев, российский уголь, даже с учётом доставки оказывается дешевле добываемого на месте украинского, то от такого своего всё равно надо отказываться. Россия ведь не занимается благотворительностью и, если может взять за уголь больше, берёт больше. То есть, получается, что украинский уголь воистину золотой — стоит в разы дороже привозимого издалека. Если таким углём снабжать тепловую генерацию, то позолотеет и электроэнергия, а за ней всё, что ещё производится на Украине. После этого там просто не останется работы вне госаппарата, а правительство придётся брать на содержание Соросу, поскольку в бюджете денег не останется даже на зарплаты министрам.
Ну, а уж тот факт, что одновременно с Мураевым потрясающие познания в марках угля, ценах на него и путях доставки проявили добровольцы из Золотого, со знанием дела ведшие дискуссию с президентом, которому пытаются сорвать перемирие (а значит и торговлю с Донбассом напрямую) окончательно уверяет нас в том, что битва титанов за активы Ахметова начинается. Пока идут первые приграничные столкновения, главные силы сторон ещё только разворачиваются, но даже по ресурсам, которые стороны задействовали на данном этапе (Коломойский и вовсе сразу президента выпустил на площадку) уже сейчас ясно, что битва будет жаркой, уступать никто не будет, стороны задействуют все силы, ресурсы и возможности.
Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования, г. Киев.