Так всегда бывает в моменты масштабного политического обострения.
По факту смерти народного депутата Антона Полякова возбуждено уголовное дело по статье «умышленное убийство» (ст.115, ч.1) с пометкой «естественная смерть». Ему было тридцать три года. Примерно в два часа ночи он поймал такси на улице Соборная и попросил отвезти его на Березняковскую (левый берег). Таксист говорит, что он «покачивался», в машине депутату стало плохо. Почему-то полиция остановила такси, обнаружила Антона Полякова в «критическом состоянии» и вызвала «скорую помощь».
Но он скончался еще до прибытия медиков. Это все известные на данный момент подробности смерти оппозиционного политика. Поляков был одним из первых, кто покинул фракцию «слуг народа» и начал активно критиковать своих бывших коллег. Уже после голосования за отставку спикера Разумкова он рассказал в эфире одного из украинских телеканалов, как депутатам из президентской фракции раздавали крупные суммы кэша в туалете Верховной Рады. Через несколько часов после этого он скончался.
В тг-каналах, контролируемых Офисом президента, уже распространяется информация о постоянных пьянках Полякова, что, скорее всего, станет основной версией следствия. Наверное, стоит ожидать вброс отредактированного видео с нагрудных камер полицейских, из которого будет следовать, что нардеп был «абсолютно пьян». Кстати, отредактированное видео стало одним из главных «доказательств» недавнего «самоубийства» еще одного оппозиционного политика – мэра Кривого Рога Константина Павлова («ОПЗЖ»). Его тело было найдено в собственном доме 15 августа этого года.
С официальной версией случившегося, думаю, уже все понятно: вскрытие покажет, что Поляков употреблял либо некачественный алкоголь, либо сильнодействующие наркотики. Никакой политической подоплеки. Несчастный случай. Кстати, уже оперативно подогнали результаты вскрытия: «острая коронарная недостаточность», «острая ишемическая болезнь сердца». Ну как мы и предполагали.
На самом деле без политики здесь не обойтись. Во-первых, погиб бывший депутат фракции «Слуга народа», который последовательно критиковал президента и его депутатскую группировку. Уже одно это вызовет политический резонанс. В последнее время Офис президента просто показательно «кошмарит» всех, кто не согласен с генеральной линией партии.
Под раздачу попал, в частности, еще один бывший «слуга» – Гео Лерос. Против него была проведена мощная информационная кампания с привлечением практически всех СМИ: телевидение, блогеры, тг-каналы, сайты. Да и со многими депутатами из фракции «СН» прямо в Трускавце, чуть ли не в присутствии Зеленского, была проведена «воспитательная работа» с использованием компромата. Если ты не проголосуешь за снятие Разумкова, то собранные данные будут пущены в ход. Шантаж и угрозы стали обычными методами работы Офиса президента с собственными депутатами.
Во-вторых, как бы цинично это ни звучало, после смерти Полякова «освободился» 206-й мажоритарный округ в Черниговской области. В разные годы депутатами от этого округа становились такие люди, как, в частности, Владислав Атрошенко («БПП») и скандальный киевский застройщик Максим Микитась.
Возможно, это простое совпадение, но в мае 2020 года в своем офисе возле Бессарабского рынка был найден мертвым народный депутат Валерий Давыденко. Официальная версия – самоубийство. Он был избран по 208-му округу все той же Черниговской области. Там были проведены перевыборы, на которых победил… Правильно: представитель партии «Слуга народа» Анатолий Гунько.
Учитывая тот факт, что после голосования по отставке Разумкова во фракции президента фактически начался раскол и она утратила статус «монобольшинства» (Офис президента контролирует максимум 215 депутатов, а надо 226), каждый мандат теперь буквально на вес золота.
И, наконец, в-третьих: что-то многовато стало в последние месяцы странных «покушений», «самоубийств» и «несчастных случаев» в политической среде. Причем покушение на представителя действующей власти заканчивается, в целом, благополучно (пострадал шофер), а вот для оппозиционных политиков все складывается трагично.
Прозвучит цинично, но это «нормально» для политической системы, работающей в режиме удержания власти. Особенно в момент острого кризиса. А все признаки масштабного кризиса налицо: смена спикера, как уже совершенно понятно, привела к парламентской неразберихе. Уже второй день не могут избрать замену Разумкову.
«Соросовские» СМИ, не подконтрольные Офису президента, активно качают тему оффшоров Зеленского. Создание в Раде странной коалиции в составе «слуг», фракции «Батькивщина» Юлии Тимошенко и двух олигархических группировок – «Довира» и «За будущее» уже привело к существенным имиджевым потерям как группировки Зеленского в Раде, так и Офиса президента в целом.
Самое главное: несмотря на личное обещание Зеленского не поднимать цены на газ до конца отопительного сезона, они скаканули в большинстве регионов. Причем до начала отопительного сезона.
Невооруженным взглядом видно, что события развиваются очень стремительно. Так всегда бывает в моменты масштабного политического обострения. Происходит накопление некоей критической массы. Это когда разрозненные и несвязанные, на первый взгляд, случаи в конечном итоге выдают новое качество. Я не говорю о «майданах» и прочих стандартных сценариях развития политического кризиса. Тут что-то другое…