За нецензурную лексику извиняюсь. Литературными словами выразить мысль не смог, как ни старался.
Лет сорок назад все в России и на Украине знали Чингачгука. Более того – краснокожего грозного воина почитали и в Белорусской ССР, и даже в туркменском кишлаке Бахарлы. Этот Чингачгук из славного племени могикан вместе с благородным охотником Зверобоем на своей исторической родине воевал на стороне англичан с подлыми французами и их приспешниками – коварным племенем ирокезов. Большие Белые Братья объяснили суровому вождю, что эти ирокезы «славными» как раз не были, а были хитрыми и вероломными. Во-первых потому, что не служили великой, но туманной, стране Англии; а во-вторых – они носили орлиное перо не за правым, а за левым ухом! Понятно, что это отличие делало их признанными врагами свободного народа делавар.
И эта неразлучная парочка, вместе с соплеменниками Большого Змея, устраивали в лесах Северной Америки засады на презренных ирокезов и снимали с них скальпы. Хотя, надо признать, что и ирокезы были ребята не промах, и тоже умели неожиданно нападать из густых кустов, и сдирать кожу с голов вместе с немудрёной причёской. Потому что их Белые Братья, из такой же великой, но солнечной Франции, про могикан им тоже немало плохого рассказывали. Но за скальпы обе цивилизованные европейские державы исправно платили деньги. И настойчиво рекламировали среди аборигенов преимущества приобщения к великой европейской культуре, с употреблением замечательной «огненной воды», а также покупкой красивых бус и практичных крепких штанов с большим количеством карманов. При этом щедро снабжая своих младших братьев порохом и острыми ножами.
Поэтому всё это длилось довольно долго; по крайней мере, судя по количеству фильмов, а также книг писателя Фенимора Купера. Но вот, кстати: я недавно случайно перечитал их почти все и (что меня озадачило...) не нашёл там описания ни одного сражения между армиями двух держав, оспаривающих в то время право на колонизацию новых земель. Получается довольно странно: воевали вроде бы англичане с французами, а томагавками мутузили друг друга местные парни с перьями за разными ушами.
Потом две европейские страны между собой полюбовно договорились, провели по линейке границу и образовали на далёком континенте два дружественных государства. А под шумок этого, несомненно, прогрессивного деяния уничтожили девяносто миллионов индейцев: и «своих» и «чужих», независимо от ушей и татуировок. А их исконные земли просто грабительски присвоили без всяких интеллигентских штучек, типа «прав человека».
По поводу числа убитых во время этого геноцида из геноцидов современные американские историки до сих пор соперничают, лениво перебирая цифры от пятнадцати до ста миллионов. Но интерес тамошней общественности к теме данной дискуссии гораздо ниже даже спора фанатов бейсбольного клуба занюханного колледжа в глубинке штата Оклахома о цвете юбочек группы поддержки любимой команды. Да и накал страстей там был гораздо жарче, пока один мудрый любитель бейсбола из числа местных фермеров прекратил беспредметный спор, справедливо заметив, что в данном случае важен скорее цвет не юбочек, а трусиков. В научном же сообществе в это время чаще всего звучало, всё-таки, число девяносто миллионов.
Не знаю, попал ли Чингачгук – Большой Змей в число этих девяноста миллионов коренных жителей Северной Америки, погибших от пуль, сабель и заражённых оспой одеял, но в любом случае он испытал горькое разочарование, потому что, несмотря на его несомненные боевые заслуги, гораздо бо́льшими «зме́ями» оказались соотечественники его бледнолицего напарника.
Говорят, что История повторяется. Первый раз, как трагедия, а второй – как фарс. Но, когда речь идёт про войну и «Томагавки», то это повторение, к сожалению, опять трагическое. А главное – «сценические персонажи» всё те же самые! И даже половина «исполнителей» остались прежние.
Первое действующее лицо – всё та же Великая Британия в лице своих таких же «благородных джентльменов», ещё и изрядно размножившихся со щедрот украденной земли.
Но вместо краснокожих сыновей Великого Маниту теперь используются такие же «бледнолицые», как и вышеупомянутые джентльмены, в общем-то, почти соседи по континенту и, пусть бывшие, но союзники, в былой войне. Но это всё, конечно, не имеет какого-то значения, потому что туземцы – они и есть туземцы. Главное в данный момент то, что этот народ издавна живёт на обширных и плодородных землях, которые тоже с давних времён являются лакомым кусочком для значительно потерявших своих колоний стран «колыбели человечества».
И значит можно и до́лжно к вящей славе Британии применять теперь и в Европе старую, но давшую в своё время замечательные результаты политику. Одной части работящего, сметливого и, в общем-то, незлобливого народа внушают, что они «особенные» и, конечно, в лучшую сторону. Потому что они любят густой томатно-овощной суп с салом, что выгодно отличает их от жителей другой половины, которые предпочитают кусочки варёного мясного фарша в тесте.
И абсолютно неважно, что в сравнении с бесконечностью Вселенной, это отличие более чем несущественно. (Я, например, хорошо знаю, по крайней мере, одного человека, которого ни один этнограф не смог бы по этому признаку отнести к той, или иной группе, так как он с одинаковым аппетитом ест и первое и второе, причём в одиннадцать часов вечера!).
Но кому нужно слушать этнографов! Ведь главное, это то, что представители «худшей части» - эти, несомненно, враги всего цивилизованного мира, хоть и носят тоже все поголовно голубые штаны с карманами, но они категорически не хотят признавать руководящую и направляющую роль англосаксов во всём мире.
Поэтому «лучшая половина» древнего народа должна биться с ними и на поле боя завоевать себе право разделить с «более белыми» «Большими Братьями» пикантные, но очень «человечные» «европейские ценности». Например, если бы неудержимый Чингачгук был приобщён к этим ценностям, то он мог бы жить со своим другом Натаниэлем Бампо (в девичестве – Соколиный Глаз) в счастливом браке, что, конечно, значительно повысило бы боевую слаженность их «тактической двойки».
Хотя тут, надо признаться, всё-таки существует некоторое опасение, что сын девственных лесов, получивший традиционно строгое мужское воспитание, мог и не оценить такого способа укрепления военного братства. И даже, скорее всего, при всём своём уважении к представителям высшей цивилизации, за такое предложение мог, как говорили в приличном обществе деревни Хриповки: «наложить в кису».
В наше время тоже далеко не все стремятся безоглядно разделить с друзьями такие западные «ценности». Но нахрапистых «партнёров» это нимало не останавливает, и к обещаниям сияющей будущей жизни «по европейским стандартам» прилагается огромное количество оружия и фейерверк восхищения боевой раскраской и боевым духом очередных «могикан», погибающих во имя процветания Англии и США (да пребудет с ними Сила и новые чингачгуки вовеки веков!).
Может быть, кто-то скажет, что это кощунственно – в то время, когда идёт реальная война, с такой злой сатирой высмеивать и её причины, и людей, которые честно думают, что идут воевать за свою страну и свой дом.
Единственным оправданием автору может служить только надежда, что вот таким способом – показывая реальную историю, удастся открыть людям истинную суть многих предшествующих и настоящих событий. И тем самым помочь принять решение, которое в конечном итоге может сохранить и саму́ю их жизнь.
Страшное оружие двадцатого и двадцать первого веков – телевизор и прочие СМИ говорят много красивых слов о свободе, демократии, правах человека и возвышенной борьбе за все эти «общечеловеческие ценности». И это есть чистая правда. Да, это базовые категории для полноценной жизни человека. Веками «придумывались». Но маленький, но критичный обман заключается в том, что хозяева этих СМИ безоговорочно присвоили себе статус единственных в мире обладателей «общечеловеческих», заметьте, ценностей. И просто огромным количеством, в разной форме этого утверждения, почти добились, что долгое время для всего мира эта была едва ли не непреложная истина. Насколько это соответствует действительному состоянию общества в западных странах – это отдельная и очень обширная тема.
Никто не спорит, что, в частности, в праве некоторой части населения открыто и довольно навязчиво объявлять о своём пристрастии к коитусу с представителями того же пола, Европа и Америка явно впереди планеты всей. В остальном же можно вспомнить «маккартизм», «охоту на ведьм», историю Ассанджа, движение «жёлтых жилетов», которых в самой демократичной стране полиция лупит дубинками и «смывает» с улиц водомётами. Но мы не будем погружаться столь глубоко, а ограничимся констатацией того факта, что называющие себя «цивилизованными странами», не сильно заморачиваясь довольно корявым поленом в своём глазу, написали на своём знамени задекларированные ценности и стали бесцеремонно лезть, под предлогом их внедрения, можно сказать туда, куда им вздумается.
«Вздумывалось» им при этом по интересной закономерности в края, где явно просматривались немалые чисто практичные, а отнюдь не альтруистические интересы. И вот здесь надо и вернуться к истории и вспомнить, что практически все западноевропейские страны более пятисот лет владели колониями. И, в общем-то, всё их сегодняшнее высокое развитие имеет в основе эксплуатацию в течение столетий народов и ресурсов Азии, Африки и Америки.
Это весьма значительный срок, и за это время колониальные страны накопили не только огромный опыт в методах использования населения колоний, но и на генетическом уровне приобрели уверенность в превосходстве «белого человека» над «туземцами». Причём, к «туземцам» в их миропонимании относятся все, кто, во-первых - сами не имеют (не имели) колонии, а во-вторых – все страны, которые могут использоваться для неоколонизации их «более развитыми цивилизациями». «Неоколонизация» имеет свои особенности, но, в общем-то, смысл вкладывается тот же самый: кто-то должен работать на «истинных европейцев».
Самое примечательное, что никто из жителей «старой Европы», конечно, нисколько не ассоциирует своё отношение к «более отсталым народам», как нацизм. Просто любой «настоящий джентльмен» непоколебимо и даже, в общем-то, доброжелательно считает, что англичане должны строго, но справедливо управлять «прочими народами». Это абсолютно нормальное положение вещей. А как же иначе? Ведь у них самих ничего не будет получаться: будет коррупция и беспорядки. А под мудрым патронажем Британии они будут жить правильно.
«Правильно» - это значит работать на себя и на Англию, которая будет следить за порядком. А если этот народ против, то его надо «наказать», а затем спокойно и методично заставить-таки дальше выполнять свою почётную миссию. Самых строптивых можно привязать к дулам пушек и немножко выстрелить; как сипаев в Индии. Там после этого опять стало всё хорошо. Для Великобритании.
«Методика», позволяющая властвовать, как уже говорилось, отработана большим опытом. Разжигание противоречий среди местного населения колонии, привлечение на свою сторону за небольшие преференции некоторых групп, использование их в борьбе с остальными, а потом... В Америке после того, как эта политика позволила решить все задачи, которые от неё требовались, применили простую и радикальную меру: просто истребили всё прежнее население. Тем более, что народу со всего мира понаехало «на новые земли» уже предостаточно.
И вот история опять повторяется... Особенно обидно, что «туземцев» опять используют; опять обманывают ласковыми словами, как маленького ребёнка, которому сейчас надо выпить ложку рыбьего жира, за обещание, что завтра он «станет сильным, как Андрюша со второго подъезда». И при этом высокомерно презирают и относятся к объекту обмана, как к неразумным детям, которые дают себя так легко обмануть.
И никаких «угрызений совести» от этого, естественно, не испытывают. Как не испытывает их мама, хотя прекрасно знает, что против здоровяка Андрюхи её чадо и после десяти ложек вонючего продукта не сдюжит. Но «роль» играет – надо же впихнуть витамин...
Вот возьмём колоритного молодого украинского президента. Попробуем поглядеть на него глазами любого иностранного политика. Есть там «в европах» демократия, или не очень, но политическая система, оппозиция, въедливые журналисты, интересы большого бизнеса никогда не пропустят на ключевые посты в правительстве дилетанта, человека без опыта управления какой-либо структурой государственного масштаба; не имеющего профессиональной команды и личных контактов в среде промышленников, политиков, высших чиновников государства.
Поэтому все президенты и премьер-министры там прошли очень длинный и тернистый путь от депутатов района до парламента державы и от экономиста маленькой компании до министра экономики и председателя совета всех министров. На этом долгом пути они решали тысячи разных вопросов, увязывали интересы множества контрагентов, встречались с влиятельными людьми; учились у них и осваивали трудную науку управления сами: по книгам и осмысливая свой собственный опыт. Они писали статьи, выступали на очень иногда «трудную» аудиторию и отвечали на каверзные вопросы бесцеремонных «акул пера». И делать это должны были лучше всех! Одним словом, стать первым лицом государства в «нормальных» странах очень и очень непросто.
Как вы думаете, какое у этих серьёзных профессионалов истинное отношение к человеку, который попал на этот пост просто потому, что он «хороший парень»? Уверен, гротескный скепсис – это самое малое. И даже, в их глазах - оскорбление самого́ института президенства.
Рональд Рейган, например, несколько лет был председателем «Гильдии американских киноактёров», много занимался профсоюзной и общественной деятельностью, работал в команде кандидата на президентских выборах, два раза был избран на пост губернатора Калифорнии, проиграл одни президентские выборы, а затем всё-таки дважды занимал этот высший пост. Это была достойная карьера политика. Его было за что уважать «коллегам по цеху» во всех странах мира. Человек не «с улицы – в «дамки»».
Правда Украина – это не Америка, но всё же: когда в президенты - именно, что «с улицы» - это даже неприлично.
Но вдруг все западные «лидеры» засунул свой скепсис в зад...-ний карман и косяками попёрли в столицу третьестепенной страны «выразить...» и «обсудить». Хотя понимали, что «обсудить» что-либо с человеком, который «выдаёт» только заученные реплики – занятие неконструктивное.
Да, это, собственно, им и не нужно. В первую Мировую войну европейские страны бились между собой за передел колоний. Сейчас они сообща воюют за хотя бы частичную «колонизацию» «одной шестой части Земли». Ради такой цели можно и с дьяволом за ручку «подержаться». И всё, что угодно, ему «выразить». Поэтому и парламенты «заинтересантов» рукоплещут довольно однообразным речам с экрана, и весь политический истеблишмент тоже говорит утверждённые «вашингстонским обкомом» штампы.
Все разыгрывают хорошо срежиссированный спектакль, не поверить в который, не надо обязательно быть Станиславским, достаточно усвоить простую истину. Мир очень прагматичен, и у любой страны не может быть «просто друзей» или «просто врагов». В основе любых межгосударственных отношений всегда лежат только «просто интересы». И если сейчас весь Запад вкладывает в Украину колоссальные средства, то от «использования» её он рассчитывает получить втрое больше. А миллиарды долларов – это плата за жизни украинцев.
Но тем, кому предлагают сейчас «продать» свою жизнь за зелёные бумажки, хорошо бы вспомнить детей и внуков славного воина Чингачгука. Которых нет...
Если бы сильный, но доверчивый, Большой Змей в своё время не гонялся с топором по лесам за своими земляками, а договорился со всеми «сыновьями Большой Медведицы», чтобы всем вместе посадить заокеанских гостей на их корабли и отправит обратно под угрозой лишения волос, то сейчас его и их потомки во множестве свободно жили бы на прекрасной земле своих предков, а не в резервациях, демонстрируя скучающим туристам «быт диких индейцев». Может быть, их мир был бы немного беднее, чем мир сегодняшних американских «белых», но в нём и в большом мире всех людей было бы меньше зла, лжи и подлости. Но мудрый Змей ошибся...
Ну что же, ошибаться могут все. Единственно, индейская народная мудрость советует не повторять чужих ошибок.
P.S. По содержанию статьи, конечно видно, что автор негативно относиться к некоторым действиям Европы и, так называемого, «Запада» в целом. Нет, у наших соседей по континенту, есть, безусловно, и сильные стороны, и большие достижения.
Но, когда я слышу выражение «европейские ценности», мне почему-то сразу вспоминается общественный туалет на автостанции перед центральными воротами Валетты (это столица Мальты), вокруг которого на древних парапетах сидят исколотые молодые люди с «очень низкой социальной ответственностью».
Суетливые негры с бегающими глазами предлагают «драг инъекшн» и «гуд таблетс».
А в самом туалете, с валяющимися на полу шприцами и презервативами, прямо в кабинках совершается таинство однополой любви.
Трудно даже представить более грязной и блядской атмосферы, в самом отвратительном её смысле.
Так там было в районе «десятых», кому случалось бывать – подтвердите. Так что ценности ценностям рознь.
А за нецензурную лексику извиняюсь. Литературными словами выразить мысль не смог, как ни старался.