«ОНИ МОГУТ ОСТАВАТЬСЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА РАБОТАЮТ НА НАС»
14.12.2022
Социологическое исследование «Поляки за Украину, но против украинцев»:
Что объединяло нарративы наших респондентов из среднего и рабочего класса, так это сильное отвращение к украинцам, спонтанно выражавшееся во всех фокус-группах. В них присутствует беспокойство по поводу потери приоритета в доступе к льготам и общественным услугам (здравоохранение, образование, уход). Теперь беженцев обвиняют в получении того, о чем терпеливо ожидающие поляки могут только мечтать: место в яслях или детском саду, запись к специалисту, близкая дата операции.
Есть опасения, что такие щедро поддержанные беженцы не захотят возвращаться в свою страну, будут перегружать и без того неэффективные системы обслуживания населения, отбирать рабочие места.
«Это видно по эйфории украинцев, что сначала они были готовы ко всему, а сейчас такая ненависть развилась, что, например, они готовы только бесплатно ездить в поездах. По этому поводу уже были драки».
«Подруга, например, рассказывала, что ходит к косметологу и делает там маникюр. Приходит украинка и говорит ей, чтобы ей сделали маникюр бесплатно, потому что ей все должны».
«Мой друг ортопед, он принимает их, этих украинцев. Они очень требовательны. Они хотят быть первыми в очереди, чтобы пройти полный осмотр. Они не заботятся об остальной части очереди или остальных людях. Конечно, не все, но есть и такие эмигранты».
«Мой друг был в аптеке, приехал кто-то из Украины, взял какие-то лекарства, а женщина в аптеке говорит, что нужно оплатить. Ну, тот взял и убежал».
«У меня была такая ситуация, я была у своего парикмахера, и пришли три украинки и сказали, что хотят покрасить волосы, подстричься, и так они получили по 300 злотых за голову, где они должны были заплатить около 1000 злотых. Они одеваются и выходят. Этот парикмахер говорит: «Подождите, кто будет платить?», а те ответили: «Ваша страна».
Украинцы стали жертвами недовольства ухудшающимся экономическим положением поляков, опасений, связанных с параличом государства и низким уровнем коммунальных услуг, безудержной инфляцией и стремительным ростом цен на энергоносители. Большинство опрошенных, а в некоторых группах и все (особенно в рабочем классе) считают, что беженцы привилегированны, требовательны и к ним относятся лучше, чем к полякам.
Пропаганда правительства, объясняющая все проблемы с войной на Украине, оказывает влияние на беженцев.
«Скоро люди будут их просто ненавидеть. Люди начнут бить друг друга, пинать, убивать. Будет вот так».
«Да, у них все за наш счет. Не на что скоро будет что-либо купить, будет больше воровства, будет такая ненависть к ним».
«Конечно, не каждый украинец равен другому. Но с тех пор, как они пришли, у нас что-то пошло не так».
«Они отбирают у нас работу, отбирают у нас жилье. Пусть каждый живет у себя. Мы тоже ездим в Германию, в Англию работать, я все понимаю, но не в таких количествах».
Единственная классовая разница в оценке политики государства в отношении беженцев состоит в том, что респонденты из среднего класса иногда видят возможность в том, что беженцы из Украины будут соглашаться на более низкую заработную плату в сфере услуг, что положительно скажется на рынке труда и инфляции. Но расчет этот по существу прагматичен, если не сказать, циничен: они могут оставаться до тех пор, пока работают на нас».