Смотрел недавно по телевизору отчёт о Судьбоносном Визите. Несколько раз прослезился. А когда эта пожилая измождённая американка с трудом, но тянулась поцеловать нашему Президенту руку, то от умиления даже всхлипнул. Совсем как соседка тётя Паша, когда в каком-то бразильском сериале благородный дон Педро в сорок второй серии узнал, что его шофёр является его родным и единственным внуком. Да и как не растрогаться, если всё шоу очень добротно сделано. И костюмы, и персонажи, и само действо.
Встречали, конечно, визитёра по высшему разряду. Облизывали, можно сказать, как престарелого и богатого дядюшку, который перед написанием завещания заскочил к планируемым наследникам на пару дней в гости. Можно много всяких восхищённых эпитетов привести, но всё будет сказано только одним: они его даже по попе гладили! Да ещё и подарки...
Но вот именно от всей этой пышности и возникло некоторое сомнение в искренности таких зашкаливающих эмоций. Приобретённый в преодолении жизненных трудностей здоровый цинизм нашёптывает, что любимого дядюшку встречали бы всё-таки с меньшим радушием, если бы у него был не свечной заводик под Полтавой, а минимальная пенсия и койка в казённом общежитии. Ну, люди – они такие; и мир так устроен. Когда от кого-то чего-то надо, а получить можно практически бесплатно – только за счёт ярко демонстрируемых восторгов, то понятно, что детки и стихи с табуретки читали, племянница на кухне новый фартук одела, а ейный муж, покраснев от натуги, обсуждал с дорогим гостем за экономическую политику.
Нет, ну действительно. При всём уважении к «нэньке», но чего бы вдруг богатейшая в мире «страна окончательно победившей демократии» так вытанцовывала перед «лидером» беднейшего государства Европы, у которого из активов – только долгов на два годовых бюджета? Понятно, что только из-за бравых хлопцев, согласных за интересы США войну воевать.
Да, это-то всем понятно, но мне тут другое в голову пришло. Глядя на это, и, по совокупности впечатлений от современной Большой Политики, детские впечатления всплыли...
Когда я ещё ходил в наш заводской детский садик, у нас была очень, как бы сейчас сказали, креативная воспитательница. С ней мы играли в занимательнейшие игры, например, са́довский двор превращался в дремучий лес, а наша боевая средняя группа делилась на «волков» и «зайчиков». «Волки» ловили «зайчиков», те убегали и, в свою очередь, искали морковку; в общем, это было интересно и весело до пронзительного визга!
Потом, уже в ранние школьные годы, та же, по сути, игра называлась у нас «полицейские и разбойники» и теперь уже в зловещих «каменных джунглях» близлежащих дворов отважные «полицейские» гонялись за коварными мафиози из «Коза-ностры». Это было тоже крайне занимательно. Но всегда на самом интересном месте отдельные - то «сержант Джон», то «гангстер Большой Билл» выдёргивались их непреклонными мамами из «виртуальной реальности» (по современной фразеологии) и почти насильно усаживались за стол, где, из уважения к маме и заведённым порядкам, приходилось буквально впихивать в себя самые, что ни на есть материальные, суп и котлеты.
Всю прелесть этого занятия, кстати, я окончательно распознал только по прошествии лет этак двадцати, при этом существенно расширив меню и даже дополнив его изрядной картой вин. Но это было уже совсем в другой жизни, не виртуальных, а сугубо реальных килограммов, метров, джоулей и рублей. Это был очень рациональный и конкретный взрослый мир, где аванс был до копейки тождественен тридцати трём килограммам «Докторской» колбасы, а получку можно было обменять на две тысячи семьсот сорок пирожков с картошкой.
Менялись количество колбасы и вкус пирожков, и хотя мы их по прежнему любили, но об утраченной вместе с детством способностью создавать себе воображаемые и такие привлекательные сцены и ситуации я лично жалел. Во взрослой жизни есть, конечно, свои преимущества, но мир детских фантазий уходит навсегда.
Но жизнь тем и прекрасно, что непредсказуема. Пришлось-таки увидеть созданную земляками по планете таких масштабов виртуальную реальность, которая, конечно, и не снилась участникам героических дворовых сражений моего босоногого детства.
Довольно большая компания вполне вменяемых на вид джентльменов и дам кропотливо и много лет создавали её и для себя, и для многих других людей. И живут в ней, правда не знаю, сознавая ли иллюзорность картины ими созданного мира. Может да... А может и нет.
Судите сами. Ладно, что в духе явно устаревшей парадигмы наличия колониальной системы, страны, считающие себя «передовой и наиболее цивилизованной частью мира», по-прежнему простодушно разделяют этот большой мир на собственно себя и «остальную его часть», подразумевая уничижительное значение этого определения.
В принципе, представлять себя кем угодно не возбраняется. Но вот для того, чтобы этим же самым тебя считали другие (в частности та самая пресловутая «остальная часть») в изрядно повзрослевшем мире нужно, как минимум, как-то соответствовать заявленным высоким параметрам.
Потому что «Восточный», «Юго-Восточный» и даже «Южный» миры и сами к настоящему времени достигли весьма немалого прогресса, и вполне претендуют, как минимум, на равное положение в общепланетном «рейтинге».
И вот тут начинается самое интересное. Скорее всего, власти стран «западного» мира объективно осознают, что наш общий мир изменился. Но «сходить с пьедестала» и «вставать в общий строй» и не хочется, и обидно, и даже опасно, так как эфемерный ореол «передовых стран» до недавнего времени трансформировался во вполне материальное преимущество в построении экономических отношений между странами. И вдруг этот ореол начал разрушаться.
Поддержать его какими-то продуктивными методами уже не получается, и поэтому отчасти естественным путём, как ответ на ситуацию, отчасти научно разработанная на перспективу, была выстроена в отношениях с пресловутым «остальным миром», как её можно было бы коротко охарактеризовать, демонстративно-агрессивная страусинная стратегия. В принципе, наверно, единственно возможная: сделать хорошую мину при плохой игре. То есть, вести себя так, как будто продолжается доброе старое время, когда «белые и цивилизованные» правили миром, а остальные народы восхищались, боялись и покорялись мудрой воле «больших сахибов».
Тем более, что задел для такой позиции всё-таки остался с прежних времён: штаб-квартиры почти всех международных организаций находятся или в Европе, или в Соединённых Штатах Америки. Конечно это ООН и Совет Безопасности в Нью-Йорке, ОБСЕ, комитет по Нобелевским премиям, международный Олимпийский комитет, организация по запрещению химического оружия и многие другие. И вот, используя «локацию», и, соответственно, преобладающее количество чиновников «из местных» в рабочих офисах, как средство влияния на работу, эти структуры во многом были превращены в «карманные» учреждения для помощи проведения политики действительно основательно сплочённого «коллективного Запада».
Эта сплочённость, кстати, не признак какой-то большой дружбы между участниками, а в данном случае, практически, условие успешного противостояния в конкурентной борьбе. Поэтому наличие довольно существенных противоречий внутри этого неформального союза, по крайней мере пока, стараются купировать. Все понимают, что это своего рода «условие выживания». И «на внешний мир» транслируется «нерушимое единство», «полное единодушие», «согласованная позиция», «общее мнение». Отсюда и такое показное бурное проявление безмерной радости при любой встрече: объятия, поцелуи и недавнее поглаживание по филейной части. Всё на грани розово-голубого фола, или не сильно скрываемого адюльтера. Ну и, для довеска, – лишний раз демонстрация, как хорошо жить в свободном мире прогрессивных взглядов, где позволено очень многое...
А предвзятые «международные» организации поддерживая «главенствующее» положение этой группы стран, генерируют иной раз просто ирреальные решения. «Премия мира» присуждается некоему («своему», естественно) Президенту, при котором его страна принимала участие в четырёх масштабных военных операциях на территории других стран.
«Раздача» одной из значимых премий – по литературе: в процентном отношении количества нобелевских лауреатов к населению стран, цифра для Германии, Франции, Польши на два порядка выше, чем аналогичная для Китая, Индии и всех арабских государств. Ну конечно: в Европе и Америке в сто раз больше талантливых людей! Вот такая «виртуальная реальность».
Организация по контролю за химическим оружием полностью игнорирует свидетельства участников постановочного шоу «белых касок» в Сирии. Ни слова извинения; а американцы уже нанесли «карающий» ракетный удар по Дамаску!
Неважно: - это не последняя и не первая нестыковка в разыгрываемом шоу.
Косово отделилось от Сербии – бурные аплодисменты «свободолюбивой республике»! Сербия это не признаёт - и коалиция стран НАТО бомбит Сербию. Донбасс не принял государственного переворота и попросил только расширенную автономию в составе страны. Украина против такого «неслыханного сепаратизма» и бомбит Донбасс. Под молчаливое одобрение «цивилизованного мира»...
Создатели компьютерной «игрушки» с парадоксальными мирами могут поучиться!
Ещё одна игровая уловка – без стеснения присваивать себе право якобы выражать общемировую позицию. Есть такое провокационное выражение: «...мнение всего цивилизованного мира...». (Сразу вспоминается «...всё прогрессивное человечество...» из заявлений КПСС).
То есть, если вы поддерживаете позицию Запада, то вы можете претендовать на звание «цивилизованных» (хотя у вас, к примеру, и не белая (допускается!) кожа). А если, вдруг, Китай имеет свою точку зрения на практику применения экономических санкции, то это его автоматически выводит из состава стран, имеющих право вообще иметь какое-либо мнение. Но при этом, когда Евросоюз, практически, хочет присвоить 300 миллиардов чужих денег, то это вполне даже ничего. Они же объяснили, что это потому, что они «хорошие», а Россия «плохая».
По этому поводу, со всей определённостью могу сказать, что ни в какой юридической практике не было случая, чтобы, например, суд отказал в принудительном востребовании долга с должника, на основании субъективного критерия «хороший», или «плохой» у него кредитор. Принципиально не производя здесь оценку страны – собственника этих средств, подчеркну, что со времён Римского права существует принцип, который в простой интерпретации звучит, как - «каждый отвечает за своё». В юридических институтах любят приводить пример, когда осуждённому на смерть кредитору суд потребовал сначала вернуть долг; этот долг был ему вручён у эшафота, а уже потом он был казнён. В приличном обществе, где главенствует Закон, далее эти средства передаются наследникам.
Но, похоже, в данном случае «приличием» даже не пахнет. Тем более, что присвоить собираются не частные, а, по факту, народные денежки. Говорят, какой-то беспартийный пенсионер из города Якутска уже дошёл до Европейского Суда по Правам Человека с требованием вернуть причитающуюся ему лично одну стосорокапятимиллионную часть замороженных средств. Интересно, что решат по этому вопросу признанные «борцы» за эти самые права?
Приведённая ситуация моральный облик членов «единства» очень даже наглядно проявляет. А по большому счёту, суть их политики состоит в следующем: очень много говорится о духовных «человеческих ценностях», а для «своего круга» любыми средствами «вырывают из горла» остального человечества ценности вполне материальные. В виде денег, товаров и рабочей силы.
«Свой круг» - невообразимо удивительно, но это те пятьдесят стран, которые голосовали в ООН против резолюции о противодействию героизации нацизма. Говорят о каких-то специфических мотивах, но – «нацизма»! Получается, что совсем не против и бывшего, и современного неонацизма вся Европа в полном составе. И «в первых рядах» - Италия, Япония и Германия! И бывшие их противники во второй мировой войне - Великобритания, Франция и Соединённые Штаты. Вот уж, действительно «свои нашли своих»! И «своих» для «чужих» во всём, где можно, любыми способами - и ложью, и извращением фактов, и откровенной подлостью надо показывать не больше не меньше как «духовным авангардом человечества».
Допустим, можно подискутировать о сравнительной литературной ценности любовно-эротического романа лауреата нобелевской премии француженки Анни Эрдо и глубоко философского произведения индийской писательницы Джумпа Лахири. И, возможно, критики вынесли своё решение действительно по вполне объективным критериям. Обе книги соискательниц были написаны, обсуждались и прошли через - можно посчитать так - непредвзятое голосование. И Нобелевская премия, всё-таки, присуждена достойнейшей.
Но что сказать о таком.
В середине декабря Европарламент присудил премию «За свободу мысли» имени Андрея Сахарова народу Украины «в лице ее президента...». Это просто обескураживающее извращение действительности и полная дискредитация объективности высшего представительного органа «союза самых демократических государств». В стране – «призёре», на минуточку, закрыты все оппозиционные ТВ-каналы и печатные СМИ. Буквально на днях принят закон, дающий возможность закрывать любые медиа просто административным решением. Запрещен целый блок партий (за которые, между прочим, голосовали граждане); за спетую в застолье песню на родном языке можно угодить в тюрьму. Налицо полная ликвидация свободы слова и, практически, диктатура! Но украинская правозащитная организация «Центр гражданских свобод» стала лауреатом Нобелевской Премии Мира. Наверно это за то, что восемь лет соглашались с тем, что русскоязычные граждане Украины на Донбассе «обстреливали сами себя».
Этот «тренд» последнее время сошёл на нет по вполне объективным причинам. Обстрелы усилились, но так как стало легко доказуемо, что снаряды «натовского» калибра, то установили новое правило: «Запад» этого не видит.
Какие уж тут моральные принципы: на кон власть над миром поставлена. Если «своего» людоеда надо представить миссионером, то представят; если для победы «сил добра» надо кого-нибудь убить, то убьют. И будут сладкими речами усердно миру «глаза замазывать».
Да вот только на дворе уже не первая половина двадцатого века. Как говориться, «все, кому надо», всё как раз видят. Это те самые очень подросшие и сильно поумневшие страны «второй половины Мира», где проживает, кстати, шесть восьмых населения планеты. И все «виртуальные шоу» «первой половины» уже никого не вводят в заблуждение. И не столь далёкая перспектива новой конфигурации этого мира уже просматриваются достаточно чётко.
Да, «первые» пятьдесят стран имеют сильную взаимоинтегрированную экономику. И, хотя «центры тяжести» промышленного развития заметно сместились, и это движение даже имеет тенденцию ускорения, но «азиатские тигры» ещё не завтра «съедят» Европу; и суммарный валовый продукт стран Южной Америки ещё очень не скоро превысит североамериканский. Но время безоглядного восхищения и покорного подчинения «признанному гегемону», и иже с ним, уже уходит в прошлое.
Можно сколько угодно присуждать престижные премии и составлять всевозможные рейтинги, куда «записывать» по своей прихоти иногда довольно спорные персонажи, но современная экономика всё больше ориентируется на реальную цену «пирожков» и стран, их производящих. И пресловутый «рейтинг» выстраивается на основе реальных цифр, а не демонстрации красивых акварельных «картинок». Как, например, внесение города Киева в ТОП-100 лучших городов мира «вне рейтинга». В чём тогда смысл вполне приличным городам всей Земли бороться за место в списке, если город с ухабистыми дорогами и разрушающимися мостами произвольно устанавливается на первое место? Нынешние «друзья» Украины – поляки, конечно, многое ей прощают и позволяют, но красавица Варшава с её 38-м местом могла бы и обидеться!
Тем более, что «век шоу», похоже, заканчивается.
Хотя само «представление» персонажи пока ещё добросовестно играют.