Какие действия России, или подвижки в мировой политике могут «сорвать выполнение плана» целиком, или урежут результат до «неполного объёма»?
Во-первых, (на чём сходятся практически все эксперты) - это вдруг быстрое продвижение российской армии на всех направлениях к рубежу Днепра. И, как следствие, - создание у «Запада» «сомнения» в целесообразности дальнейших издержек, связанных с поддержанием явно проигрывающей стороны конфликта. (Анализ возможности такого варианта оставим пока для рассмотрения ниже).
Далее следуют факторы, связанные с «большой мировой политикой». В частности, конечно, с обозначением своей позиции более явно в первую очередь Китая. И, возможно, по его примеру – ещё немалого количества стран.
Пока КНР вела себя очень сдержанно, хотя и показывала, что у неё есть своя точка зрения на происходящее. Но даже «выпадающее из тренда» неподдержание китайскими представителями многих осуждающих Российскую федерацию резолюций в Совете Безопасности – это уже довольно прозрачное заявление для Мира.
С одной стороны, перефразируя мудрость древнего философа, Мао-Цзе-Дун высказал когда-то чуть ли не определяющее правило в политике пятитысячелетней империи: «Выжидай и победишь». Но, с другой стороны, в руководстве этой, как минимум, второй по экономическому развитию страны должны понимать, что Россия – это не главная цель. И после неё в случае успеха «предприятия» следующим объектом всестороннего, вплоть до военного, давления будет сам Китай.
Как под РФ «затачивают» Польшу и Германию, так и под Китай – Японию, Тайвань, Южную Корею и даже ненавязчиво – Индию, с которой у КНР давно напряжённо на границе. И это тоже должны будут быть затяжные, вяло «тлеющие» конфликты, как чирей у человека: вроде и не очень опасен, но всё время беспокоит и «мешает жить».
То есть, Украина – это просто ярко видимая точка очень большой игры на всём пространстве Земли. И, похоже, скоро может наступить момент, когда, практически всем странам необходимо будет принимать решение «Вы, собственно, в каком полку служите?».
Да, сейчас Китай «отлично себя чувствует», получая дешёвые энергоносители, и набирая конкурентное превосходство над Европой, которой заокеанский «хозяин» продаёт втридорога газ, а ту же российскую нефть с серьёзной наценкой – все неприсоединившиеся к санкционной политике страны. Но, если в Украине НАТО начнёт сильно теснить армию РФ, то просто из чувства самосохранения придётся либо «выходить из зоны комфорта», либо соглашаться на ближайшие тридцать – пятьдесят лет продолжать быть «на вторых ролях» и торговать дешёвой одеждой и средними по качеству электроникой и автомобилями.
Примерно такой же выбор будет стоять и перед другими странами, которые сейчас «отсиживаются» и ждут «чья возьмёт». При таком состоянии «неустойчивого равновесия» даже небольшое движение огромного Китая «в сторону Российской федерации» или, наоборот, к демонстративному нейтралитету, может кардинально сдвинуть всю ситуацию. Так что, несмотря на многократно усилившуюся интенсивность боевых действий на нескольких участках украино-российского фронта, общемировая ситуация находится пока ещё в стадии «цветочков». А если есть «цветочки», то можно ожидать и «ягодок».
И в развитии этого постулата, прошедший визит Си Цзиньпина в Москву, даже если по его итогам не было сделано каких—либо «революционных» заявлений, - это ещё один явный «сигнал» пока ещё явно «не проявившимся своим» и условно «чужим».
В Мире давно назревали тенденции поляризации, а конкретнее – попыток ухода из-под глобальной «опеки» Соединённых Штатов и Его Величества Доллара. Эти тенденции сильно ускорились и облеклись уже в конкретные действия с февраля прошлого года. Их уже невозможно остановить совсем, а можно только повлиять на скорость развития. Можно «притормозить», но какое-нибудь событие может и наоборот - резко интенсифицировать «разделение Мира».
Что явится «катализатором» резкого ускорения развития событий, сказать в принципе невозможно. А поскольку Запад очень большими усилиями сделал «украинский вопрос» едва ли не центральным во всей мировой политике, то и «спусковой крючок» несоизмеримых по своему масштабу даже с тысячекилометровым «украинским» фронтом событий, может «сработать» где-нибудь на окраине города Бахмута.
Последствия «срабатывания» в пользу Украины и Запада уже были рассмотрены выше. Если нет, и это каким-то образом приведёт к изменению «мировой конъюнктуры», и, как следствие, - к резкому сокращению поставок вооружений, то западная сторона вышеупомянутого «тысячекилометрового фронта» развалится довольно быстро. Поскольку весь оборонный потенциал Украины держится только на заграничных ресурсах. И на положении в мировом «рейтинге» Соединённых Штатов Америки. А этот «рейтинг» по факту уже не столь высок, как «гегемону» бы хотелось...
Ещё восточная мудрость говорила, что если падишах кейфует на мягких подушках возле кальяна в окружении наложниц, то значит в государстве всё в порядке. А если он сидит на жёстком троне, к нему каждые пол часа прибегают с вопросами визи́ри и военачальники, а он в перерывах между визитами нервно докуривает «бычок» «Кэмэла», то это прямая предпосылка, чтобы обывателю менять местную валюту на золото и на всякий случай готовить верблюда в дорогу.
Может быть, конечно, в Америке и Европе до вязания узлов для экстренной эвакуации дело ещё не дошло, но вот, например, просто похожие на какую-то политическую суету поездки различного уровня официальных лиц американского Госдепа и европейских лидеров в Китай и ещё в весьма широкий круг стран, подозрительно многозначительны.
Задачи «посланцев» угадываются довольно легко: где-то, чтобы «провентилировать настроения», где-то – попытаться «договориться», кого-то может припугнуть. Насколько результаты этих визитов положительны для Белого дома и Старого Света, понятно, недоступно широкой публике, но раньше-то как бы все сами в Вашингтон и «в европы» ехали, а теперь вот наоборот... И доллар во многих странах стали как-то от своего бизнеса «отодвигать. Нехарактерно это и добавляет в будущее ещё больше непредсказуемости.
Ну и, наконец, как же всё-таки обстоит дело с «окраинами Бахмута» и другими значимыми «точками»? Российская армия сейчас, практически, везде наступает, но не быстро. ВСУ довольно успешно обороняются. И хотя, наверно, именно здесь располагается то самое «поле боя, на котором решается всё», но с военной точки зрения, да ещё и, имея некоторые представления о масштабных операциях Великой Отечественной войны, всё, что там происходит, можно охарактеризовать, как «бои местного значения». Где одна сторона пытается улучшить своё тактическое положение, а другая – не дать ей этого сделать, максимально измотать противника и выиграть время. В стратегическом отношении падение небольшого города, даже расположенного в узле авто и железнодорожной логистики – это ещё не прорыв фронта, не фатальный разгром всей группировки, хотя тактическое преимущество на значительном участке фронта будет обретено несомненно.
В целом же, и тактика украинских вооружённых сил, и действия их союзников (они же - главные «спонсоры» и «вдохновители») вполне понятны и предсказуемы, потому что их цели определены давно и бесповоротно «вышестоящими товарищами». («Мы вам даём деньги и оружие – вы воюете». Шаг в сторону от «генеральной линии» - «конвой стреляет»...). Собственные потери, убийство гражданских при артиллерийских и ракетных ударах по городам – это всё неважно. Важно, чтобы везде и всем на «той стороне», любыми средствами и любыми методами наносить максимальный урон. Причём, благодаря снабжению ВСУ точными разведанными со спутников, поставкам современных типов вооружений и управления этими системами непосредственно НАТО-вскими специалистами, такие действия подчас весьма эффективны.
Также эффективно работает и западное «информационное прикрытие» любых, даже самых невероятных провокаций с украинской стороны. Разбросали по городу трупы – привезли западных журналистов: вот вам «свидетельство» злодеяний российских военных. СМИ подхватили, и в Бучу уже год возят всех иностранцев, кто только не заедет в страну. Включая даже комедийных артистов.
Периодически всплывают «шокирующие новости» про подготовку Россией химической атаки. Шаблон: смотри - Сирия, провинция Идлиб, 2017-ый год. Сейчас опять по этой части что-то готовится. А дальше, тоже по лекалу: шум в прессе, инициация заседания Совета Безопасности, и т.д. Если надо будет создать ещё бо́льшее впечатление, могут и тактический ядерный заряд на какой-нибудь свой батальон «территориальной обороны» сбросить. (Всё равно они, как боевая единица мало значат. А так – для войны в общем - «польза»).
Одним словом – война, где разрешено всё; и для достижения цели не жалко ничего и никого.
Сложнее с попытками что-то предугадать о ближайших планах и долгосрочной стратегии российской стороны.
Сложность заключается в том, что их объяснение с точки зрения только военной, наверно, будет неполным. Пока, во всяком случае, можно констатировать, что действия вооружённых сил РФ во многом следуют линии, являющейся наиболее предпочтительной скорее для западных стратегов. Ходят невнятные слухи о борьбе двух концепций в командовании – оборонительной и наступательной, но какой будет отдано предпочтение пока неясно.
Во всяком случае, на большинстве участков фронта ставка сделана на оборону, то есть тактическая инициатива отдана в руки противника. Наступление «в лоб» на хорошо укреплённые позиции в районе Бахмута и Угледара при очень больших затратах даёт весьма скромные даже в тактическом плане результаты. Украина постоянно подтягивает сюда резервы (в том числе с многих других участков); сейчас, хоть и с трудом, но производит снабжение группировки, и наступление «вязнет» по продвижению и по времени в городских кварталах и производственных площадях.
При этом с российской стороны пока не наблюдалось серьёзных попыток пресечения путей доставки военных грузов: выведения из строя мостов и железнодорожных станций, а также каких-либо тактических, и, тем более – стратегических манёвров для получения преимущества в общем на всём театре военных действий. Например, имея возможность скрытого перемещения и сосредоточения войск на своей территории Белгородской и Курской областей, можно было подготовить значительную группировку и попытаться неожиданным наступлением создать реальную угрозу с фланга и, по минимуму, – отвлечь туда силы, а по максимуму – вернуть занятые в начале операции и затем утраченные территории. Но такой активности тоже не наблюдается.
Украина заявляет, что готовящееся наступление направлено на достижение победы в войне. В официальных заявлениях Российской федерации используется более обтекаемое выражение «выполнить задачи СВО». Судя по действиям под Бахмутом, наступление, как средство достижения «выполнения задачи», не исключается из общей стратегии. Но при этом военные специалисты задумываются над естественным вопросом: насколько широким должен быть для этого фронт наступления; на какую глубину? И, если «принуждение Украины к миру» требует определённых масштабов отвоёванной территории, то есть ли на данный момент у политического руководства РФ понимание, каковы эти масштабы?
Также обращает внимание несоответствие между озвученной уже на очень высоком уровне заявлением, что Россия практически ведёт войну (!) со всем блоком НАТО, и сохранением при этом статуса боевых действий, как «Специальной военной операции». Хотя столь зна́чимое заявление должно было бы поднять его, как минимум, на порядок. С соответствующим изменением внешней и, в частности, экономической политики. А так, в эти же «страны НАТО» продолжаются, как в режиме «мирного времени», продажа нефтепродуктов, газа и зерна. А бо́льшая часть этого топлива затем поставляется на Украину, в основном для военной техники и транспорта.
Очевидно, такая, в общем-то не способствующая оптимально достижению военной (да и политической тоже) победы, ситуация призвана демонстрировать не раз подчёркнутое российской властью положение, что Россия воюет не с народом Украины, а только с киевским «нацистским и полунацистским режимом». Многие в самой России называют эту стратегию «попыткой воевать в белых перчатках».
Этой доктриной, а также тем, что (как говорят некоторые политологи) в Украине идёт скорее гражданская война, Российская Федерация практически связана по рукам и ногам в плане силового воздействия на страну в целом. Действительно, треть «украинцев» на самом деле русские, причём без всяких кавычек.
Режим яростно пропагандирует, что нация едина, но такая же яростная и масштабная охота на «коллаборационистов» показывает, что «единения» нет и в помине. Всё держится на жёстком полицейском режиме. А к этническим русским «специальное» отношение. На фронт их посылают, можно сказать, с особым сладострастием. Моральное давление на российскую сторону изощрённое: собирались «освободить» - вместо этого убивайте!
Поэтому Вооружённые Силы России и не засыпают «по площадям» снарядами города подконтрольной Украине территории, как это делает артиллерия ВСУ в Донбассе. И поэтому же никогда не будут применять здесь оружие с ядерным компонентом. Опять-таки, в отличии от одного из «союзников» Украины, которые обещают поставить ВСУ снаряды с обеднённым ураном. (Конечно, им же не жить потом на заражённой территории, и им, в принципе, одинаково безразлично будет ли это подконтрольная «союзному правительству» территория или вовсе наоборот: всё равно все там «туземцы»).
С учётом всех упомянутых факторов возможно, что в процессе осуществления сейчас именно «оборонная» концепция. Она же – концепция ожидания чего-то со стороны Большой Политики... Но, возможно, есть «план Б»...
Возвращаясь к прогнозам и предположениям на глобальном уровне, и, считая, что позиции сторон конфликта достаточно разобраны, можно попытаться спрогнозировать его будущее в виде логической сети с узлами «Или – или» и «если так, то...». Конечно, чистой воды конспирология, но пути Господни неисповедимы, и Человечество Ему в этом активно помогает.