Автор не претендует на абсолютную истину глубинной трактовки событий, но все исторические факты, приведённые в статье, имели место быть в действительности, и своими объективными «странностями» позволяют предположить любые, самые невероятные объяснения. А тем более – вполне вероятные...
Предстояние
Это подразумевалось всей логикой развития политической ситуации в мире уже с начала тридцатых, и неизбежность её начала в самом ближайшем будущем была понятна практически всем. Нельзя сказать, что индустриализованный Советский Союз был уже полностью готов воевать, но это, конечно, уже была совсем не та страна, из которой, прихватив всё, что влезло в трюмы, уплывали пароходы интервентов из Одессы, Архангельска и Владивостока в 1920 – 1922-х годах.
Но вот уже новый союз Рим-Берлин-Токио начал «прощупывание» СССР с Дальнего Востока. Общую границу с Советским Союзом из трёх стран «оси» имела только Япония и именно там уже с начала тридцатых годов устраивались постоянные пограничные провокации. Самым примечательным во всех этих инцидентах было то, что, если японцы получали в каком-то случае жёсткий и чувствительный отпор, то после этого они «успокаивались» на продолжительное время. И наоборот, - активизировались после успешно проведённых операций. Так, эта «эпопея» закончилась только после известных наиболее масштабных из них: это «события» на озере Хасан и реке Халкин-Гол.
Двухнедельное военное столкновение в районе вышеупомянутого озера летом 1938-го года, которое ещё называют «войной из-за двух сопок», тоже началось с провокации японских вооружённых сил. Красная армия в конечном итоге одержала победу и восстановила контроль над теми сопками, но во время боёв потерпела несколько чувствительных неудач и понесла потери почти в два раза большие, чем японцы. Именно за такие явно неумелое командование и плохую организацию был арестован, а затем и расстрелян, «по совокупности всех выявленных недочётов», маршал Блюхер. И, наверно, «в назидание»... Которое, похоже, подействовало.
Проанализировав неэффективные действия противника в предыдущем столкновении, японцы в мае 1939-го опять нарушили границу дружественной СССР Монголии, перейдя большими силами реку Халкин-Гол. Но опыт предыдущей войны хорошо проработали и в Советских вооружённых силах. И в 1939-м это была уже совсем другая армия, другие командиры, другая тактика, техника и вооружение.
Грамотно «измотав» противника в «активной обороне» войска генерала Жукова нанесли японским силам сокрушительное поражение. И после этого на границе воцарила «тишь да гладь»; а весной 1941-го года с императорской Японией был подписан Пакт о нейтралитете. Который соблюдался в течение всей войны с Германией и, в частности, позволил перебросить зимой 1941-го года дополнительные силы с тихоокеанского побережья, которые решили исход боёв под Москвой.
Ситуация на Дальнем Востоке была стабилизирована и имела теперь крепкую, позитивную для страны перспективу. Но ещё одно «слабое место» оставалось на Северо-Западе. Граница бывшей вотчины Российской империи – Королевства Финляндии (а ныне – «буржуазной» республики) проходила всего в двадцати километрах от «второй столицы» - Ленинграда, и город легко мог простреливаться дальнобойной артиллерией прямо с территории «соседей». Советское Правительство сделало финскому вполне приемлемое, и даже в чём-то выгодное для них, предложение: обменять территорию Карельского перешейка на площадь в три раза бо́льшую, но в другой части страны.
Но финнам в то время решили помочь советом некие заграничные консультанты, которых выгоды страны Суоми волновали гораздо меньше чаяний собственных держав. Очевидно, эти «советчики» были из тех стран, которые к сороковым годам явно с очень дальним прицелом построили на территории Финляндии более сорока первоклассных аэродромов (это при общей численности финских воздушных сил всего в 230 самолётов, далеко не новых типов). Конечно, выпускать с этих бетонных взлётных полос предполагалось бомбардировщики не с финляндской голубой свастикой, а, как раз, с чёрной. И поэтому более двух лет переговоров СССР с «гордыми финнами» результата не принесли.
Тогда осенью 1939 года Советский Союз, как пишут в осторожных источниках - «предпринял действия, чтобы решить эту проблему военным путём». А фактически – начав первую из двух войн, которые СССР за время своего существования объявил по своей инициативе, - советско-финляндскую («Зимнюю») войну. Удивительны уже упомянутые «метаморфозы», но вся история само́й войны и ей предшествующая удивительным образом похожи на некоторые события, которые происходили (и происходят до сих пор!) несколько южнее «края лесов и озёр». Включая и то, выяснившееся уже в ходе боевых действий, понимание, что к предстоящей войне надо серьёзно готовиться до её начала, а не «во время»...
Первый этап операции был для Красной армии практически провальным, но затем, после серьёзной реорганизации управления, улучшения снабжения и применения новой – соответствующей условиям тактики, ситуацию удалось переломить. И к весне 1940 года, как, опять-таки, пишут профессиональные летописцы, - «все поставленные цели были выполнены». Под контроль Советских вооружённых сил полностью были взяты Карельский перешеек и берега Ладожского озера, стратегически важные острова в Финском заливе, часть Лапландии (Старая Салла). На севере Финляндия была отрезана от побережья Баренцева моря, за счёт чего была существенно снижена военная уязвимость такого важного порта, как Мурманск. Государственная граница отодвинулась от «города Ленина» на 180 километров.
Кроме этого Финляндия, естественно, не получила никаких территорий «взамен» утраченных в ходе войны, и плюс к этому потеряла только погибшими, по разным оценкам, от 50-ти до 80-ти тысяч военнослужащих. По сравнению с условиями, предлагавшимися со стороны СССР ранее, это была просто катастрофа. Финский народ должен был быть очень «благодарным» иностранным вдохновителям этой войны.
Да, «дружественные» (очевидно, всем, кто согласен воевать с СССР/Россией) государства, список которых практически не изменился за прошедшие восемьдесят лет, передали Финляндии очень значительное количество оружия и боевой техники, но естественно, не стали возмещать ей потерю трёх городов, сотни населённых пунктов и более двухсот промышленных предприятий. «Оказанная услуга уже ничего не стоит»: финский народ выполнил свою задачу по обмену десятков тысяч своих жизней на такое же количество русских, а дальше – «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» (спасибо классикам за удивительно подходящие к моменту цитаты). Подходящие ко всем таким «моментам» и в прошлом, и в настоящем, и, наверно, в будущем.
«Отец народов» товарищ Сталин был суровым «отцом» для отдельного гражданина страны, но интересы самой страны он умел отстаивать дальновидно и предельно жёстко. Результаты «Финской войны» сыграли в Большой Войне стратегическую роль в недопущении захвата гитлеровцами Ленинграда, организации его снабжения и возможности получения военных грузов через незамерзающий порт Мурманск.
Про «эпопею» с пактом «Молотова-Риббентропа» написано столько, что пытаться что-то добавить есть занятие зело зряшное. Только одно небольшое замечание. Все знают героя войны 1812-го года Фельдмаршала Кутузова. Но мало кому известно, что старый, мудрый полководец и дипломат (да-да – Михаил Илларионович не раз выполнял именно дипломатические миссии); что ему приходилось в течение всей кампании жестоко бороться с желаниями Императора Александра и английского Посланника в России – Вильсона, которые хотели использовать Русскую армию для войны за пределами России. Первый – чтобы прославиться, как «освободитель Европы», а второй – чтобы за счёт русской крови добыть победу для Англии. А Кутузов имел цель с возможно меньшими потерями своих солдат выдворить захватчиков из России, и только. Поэтому предпочитал не «яркие» сражения, а использовал мороз, голод и российские просторы для бескровного для своей армии уничтожения врага. И, как известно, в сём деле изрядно преуспел.
Иосиф Джугашвили не был князем, но всё, что он делал в предвоенные годы, было направлено на улучшение позиций именно что, и только Советского Союза в преддверии смертельной схватки. Жизненно важным в этот период было выиграть время на подготовку к войне, а также создать чисто пространственный «барьер» между Германией и СССР «образца 1940 года». Он, конечно, понимал, что вновь вошедшие в состав «Союза» страны и области не будут надёжной «подушкой безопасности», но по их территории армии Германии просто надо было пройти с боями лишние сотни километров. Ну, и старую карту с границами бывшей Российской империи новый «самодержец», конечно, видывал...
Выполнил ли Сталин всё, что требовалось, перед самой страшной войной страны, сказать невозможно, потому что понятия «абсолютная готовность к войне» в Мире не существует, но он сделал, скорее всего, всё, что в состоянии был сделать.
И война пришла...
Противостояние.
Против чужих...
Фактической причиной Первой Мировой войны был передел колоний и сфер влияния в мире.